Формы культуры


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными формами
    культуры.
  • Развивать умения учащихся делать сравнительный
    анализ, решать проблемы, доказывать, отстаивать
    свою точку зрения, участвовать в дискуссии,
  • Продолжить развивать умение готовить
    сообщение, использовать ранее изученный
    материал
  • Приобщать учащихся к культуре.

Оборудование: Мультимедийный
проектор, экран, компьютер, телевизор, DVD,
фотографии рок — группы “Битлз”, учебник
Обществознание под ред. А.И. Кравченко, параграф
19, Новейшая история под редакцией Л.Н.
Алексашкина, параграф 29-30.


Ход урока


1. Психологический настрой класса

Учитель:




Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

– Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас
необычный урок. Это интегрированный урок. На
уроке мы будем работать с материалом истории и
обществознания, переплетая его друг с другом.

2. Новая тема урока

Учитель обществознания:

Тема сегодняшнего
урока “Формы культуры”. Но прежде чем
приступить к изучению новой темы, давайте
вспомним, что такое культура.

Ответы учеников.

Культура – комплекс, включающий знания,
верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а
также иные способности и навыки, усвоенные
человеком как членом общества.

Учитель:

Это определение из учебника
обществознания. Ведь мы знаем, существует более
1000 его определений. Кто даст другое определение
этому слову?

Ответы учеников.

Учитель:

Хорошо, все ваши определения верны. В
зависимости от того, кто создает культуру и каков
ее уровень, различают три ее формы:

  • элитарную
  • народную
  • массовую

В тетрадь по обществознанию записываем схему,
которая вы видите на экране:

(Запись в тетрадях по обществознанию.)

Учитель:

Как вы считаете, что можно отнести к
элитарной культуре, к народной культуре, к
массовой культуре?

Задание: Обратите внимание на доску,
здесь вы видите слова, вам нужно отнести их к
нужным формам культуры. Былины, русские
народные песни, шлягеры, комедия, балет
“Лебединое озеро”, сказки, частушки, детектив,
дамские романы, оперы Дж. Верди.

(Учащиеся выступают с опережающими
заданиями, которые получили за урок до этой темы)



– Сейчас нам об элитарной культуре расскажет
Настя.
– О народной культуре расскажет Аня.
– С массовой культурой познакомит Вера.

Учитель:

Задание: А сейчас давайте, сравним
эти формы культуры. Пожалуйста, кто желает?

Ответы учеников.

Учитель истории:

Сегодня мы подробно
остановимся на изучении массовой культуры. В
истории массовая культура, по определению автора
данного термина Д. Белла, это комплекс духовных
ценностей, “соответствующих вкусам и уровню
развития массового потребителя”. В отличие от
высокой культуры, которая возвышает человека,
приобщает его к прекрасному, массовая культура
расценивалась как продукт потребления,
удовлетворяющий запросы толпы.

И в обществознании и в истории мы рассмотрели
массовую культуру. Давайте попробуем дать
определение массовой культуре и запишем его в
тетрадь.

Ответы учеников.

Учитель:

Откроем тетради по истории, запишем
определение массовой культуры.

Массовая культура – разновидность культуры,
для нее характерно массовое производство
культурной продукции, рассчитанной на массовое
потребление.

Учитель:

Как уже было сказано ранее,
технической основой для возникновения и
распространения массовой культуры стало
развитие кино, радио, телевидения.

Вопрос:

Знаете ли вы, какие функции выполняет
телевидение?

Ответы учеников.

Учитель:

Да, телевидение выполняет
информационную, развлекательную, рекламно-
агитационную, образовательную и другие функции.

Одной из черт массовой культуры является
развлекательность.
В это время появилось понятие “индустрия
культуры”

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, что означает
слово индустрия?

Ответы учеников.



Вопрос:

Так, что же означает понятие
“индустрия культуры”?

Ответы учеников

.

Учитель:

“Индустрия культуры указывает не
только на применение современной техники, но и на
стандартизацию производимого продукта –
фильмов, книг, популярной музыки и т.д.

Работа с учебником:


Из материала учебника истории на стр. 284 найдите
этому подтверждение и зачитайте.

Учитель:

Рассмотрев этот материал, мы
познакомились еще с одной из характерных черт
массовой культуры.

Вопрос:

Что это?

Ответы учеников.

Учитель:

Да, это стандартизация.

Как уже было сказано, появление массовой
культуры приходится на середину 20 века. Из
учебника истории мы узнаем, что бурные 60- е годы
сопровождались потрясениями не только в
политической жизни. Они оказались временем новых
веяний в духовной культуре. Одной из характерных
черт тех лет стало разочарование в окружающей
действительности. Произведения созданные в этот
период раскрывали тревогу и неудовлетворенность
человека его образом жизни. Стремлением быть
услышанными, изменить привычный порядок вещей
была охвачена значительная часть молодежи 60-х гг.

Учитель обществознания:

Вот что говорится о
молодежи и молодежной культуре в обществознании.
Послушаем Регину

Сообщение ученицы

Вопрос:

Как вы думаете, почему именно
молодежь являлась массовой аудиторией?

Ответы учеников.

Вопрос:

А сейчас молодежь является массовой
аудиторией?

Ответы учеников.

Учитель истории:

Желание выразить себя и быть
услышанными проявилось в молодежной музыке 60-х
гг., в частности в творчестве рок — группы
“Битлз”. Фотография этой рок – группы есть в
учебнике истории на стр. 283, посмотрим, а также на
экране.

Ее популярность определялась не только
музыкой, манерой исполнения, но и текстами песен.
Темы одиночества и надежды, стремление к
пониманию и любви были созвучны настроениям
многих молодых людей.

О рок-группе “ Битлз” нам расскажет Миша.

Рассказ ученика.

Учитель:

Рок- группа “Битлз” являлась
двигателем массовой культуры. Первое
выступление группы в 1964 годы в Карнеги- Холл
(Нью-Йорк) слушали 2 тыс. человек и 73 млн.
телезрителей.

Составной частью массовой культуры стало
возникшее в 50- е гг. в Великобритании и США
течение поп- арт.

Сейчас я вам предлагаю открыть учебник истории
на стр. 285-286, прочитать о течение поп-арт
самостоятельно и доказать, что это течение
относится к массовой культуре.

Читают, доказывают.

Учитель:

Олеся поработала со словарями и в
словаре “Эстетика” под изданием Беляева
говорится о поп – арте следующее. Послушаем
Олесю.

Олеся: “Течение поп – арт было доступно любому
зрителю и обещало каждому человеку возможность
без всяких духовных усилий и освоения достижений
культуры стать творцом эстетических ценностей.
Произведения поп – арт бездуховны”.

Вопрос:

Так и какие же черты массовой
культуры мы выделили?

  • стандартность
  • развлекательность
  • примитивность
  • упрощенность

Еще к чертам массовой культуры относится
зрелищность.

Вопрос:

Какие фильмы можно отнести к
зрелищным?

Ответы учеников.


Учитель:

Еще к зрелищным фильмам относятся
такие фильмы как “Инопланетянин”, “Парк
юрского периода”, “Челюсти”. Я думаю, вы эти
фильмы смотрели. Сейчас один из кадров фильма
“Парк юрского периода” мы посмотрим.

Просмотр кадра.

Вопрос:


Учитель: А известна ли вам фамилия
режиссера этого фильма?

Ответы учеников.

– Это Стивен Спилберг.

Вопрос:

А почему этот фильм относится к
зрелищным?

Учитель:

Откройте тетради по истории и
запишите черты массовой культуры.

Запись в тетради:

  • развлекательность
  • стандартность
  • упрощенность
  • примитивность
  • зрелищность

Учитель:

Мы рассмотрели массовую культуру.
Давайте попробуем назвать ее достоинства и
недостатки.

Ответы учеников.


3. Закрепление изученного материала

Учитель:

А сейчас проведем письменную работу.
Задание выполняете на этих листах.

1. Назовите формы культуры:

………………… культура
………………… культура
………………… культура

2. Закончите девиз элитарной культуры
“Искусство для ……………….”

3. К какой из трех форм культуры относятся
следующие произведения:

А) частушки
Б) мыльные оперы
В) детективная литература
Г) песни Высоцкого
Д) музыка Баха

4. Понятие, характеризующее особенности
производства культурных ценностей в современном
мире, рассчитанных на массовое потребление –
это:

А) элитарная культура
Б) народная культура
В) массовая культура

Учитель:

Проверим. Кто желает?

Работы остальных учеников учитель проверяет
после урока.

4. Подведение итогов

Вопрос:


Учитель:
Какую тему рассмотрели на уроке?
– Что узнали?
– Какой можно сделать вывод по уроку?

Ответы учеников.

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы
познакомились с формами культуры. Особенно
остановились на рассмотрении массовой культуры
в обществознании и в истории. Сделали
сравнительный анализ форм культуры, выделили
черты массовой культуры, назвали ее достоинства
и недостатки. Увидели, что массовая культура и в
истории и в обществознании трактуется одинаково.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание

Учитель:

Задание выполняете в тетрадях по
обществознанию письменно.

Вера, Таня, Лейла – Вопрос:
Контактируют ли между собой различные формы
культуры? Каким образом?
Миша, Настя – Задание: Сделать
сравнительный анализ произведений народной
культуры и массовой.
Альберт, Регина – Практикум на
странице 153, учебник обществознания.
Аня, Гульсум, Олеся – Написать эссе
Тема: Влияние массовой культуры на общество.

Учитель:

Спасибо за работу, урок окончен, все
свободны!




Следующий: