Формы контроля знаний на уроках истории по теме Древняя Русь в 6-м классе

Оборудование:

  • стенд с ячейками, в которые вставляются рисунки
    воинов-русов и кочевников,
  • набор вопросов по изученной теме,
  • карта.
  • Цель:

  • контроль и систематизация знаний по истории
    Древней Руси,
  • проверка развития навыков работы с картой,
  • активизация познавательной деятельности на
    уроках истории,
  • развитие коммуникативных навыков при работе в
    группах.
  • Учитель

    : Мы с вами знаем, что для молодого
    государства восточных славян Киевской Руси
    главная внешняя опасность всегда исходила из
    Дикого поля. Так наши предки называли обширные
    степи на южных рубежах государства, где
    проживали многочисленные племена кочевников.
    Внезапные набеги хазар, печенегов, половцев
    заставляли русских князей заботиться об
    укреплении границ. В противном случае русским
    людям грозила смерть от стрел кочевников или
    рабство на чужбине.

    Сейчас вы сами попробуете поучаствовать в
    защите Древней Руси. При этом будете
    использовать не копья, мечи и щиты –
    традиционное оружие древних русов, а знания,
    которые получили на предыдущих уроках. Ваши
    противники также будет вооружены не луками и
    стрелами, не мечами и арканами, а коварными
    вопросами.

    Правила работы со стендом.

    Перед вами стенд – поле битвы. В ячейках стенда
    друг против друга вставлены рисунки воинов русов
    (рисунок 2) и кочевников (рисунок 1) по пять штук с
    каждой стороны (приложение 1). Если вы правильно
    отвечаете на вопрос кочевника, то он считается
    сраженным в битве и его ячейку занимает рисунок,
    воина руса. Если вы затрудняетесь с ответом или
    даете неверный ответ, то на “поле битвы”
    погибает защитник земли русской и его место в
    ячейке занимает воин кочевник. От результата
    “сражения” будет зависеть ваша оценка. “Пять” -
    все ответы правильные и кочевники полностью
    разбиты, “четыре” — один ответ неправильный,
    погиб один воин рус (приложение 2) и так далее.
    Желаю успеха в защите границ Киевской Руси.

    Варианты работы со стендом.

    1 вариант:

    работает один ученик. Он выбирает
    из ячейки, где размещены воины кочевники один из
    вопросов, которые туда заранее вставлены
    учителем, и дает на него ответ. Ученики слушают
    ответ и при необходимости исправляют или
    корректируют его. Учитель принимает решение по
    результату ответа и перемешает рисунки на
    стенде. По результатам пяти ответов выставляется
    оценка ученику.

    2 вариант:

    работают два ученика. В каждой
    ячейке кроме рисунка вставлены вопросы. Ученики
    по очереди выбирают вопросы друг у друга и дают
    свои ответы. В случае если оба ученика дали
    верные ответы, то их воины остаются в своих
    ячейках. Если тот и другой ученик дали неверные
    ответы, то оба их воина из ячеек изымаются. По
    результатам “сражения”, каждый из учеников
    получает свою оценку.

    3 вариант:

    работа в группах. Каждая группа
    составляет собственные вопросы. Учитель
    проверяет правильность и корректность
    постановки вопросов, и размещает листочки с
    вопросами по ячейкам на стенде вместе с
    рисунками воинов. Далее группы учеников по
    очереди выбирают друг у друга вопросы и после
    совместного обсуждения дают свой ответ.
    Результаты ответов регистрируются так же, как и
    во втором варианте.

    Вопросы для работы на стенде.

    Как согласно преданию умер князь Олег?

    Почему древляне сравнивали князя Игоря с
    волком?

    Кто правил Русью после гибели князя Игоря?

    Кто из князей предупреждал своих врагов
    словами “Иду на Вы”?

    Определите на карте

    (учебник стр. 33) какие
    восточнославянские племена присоединил к Руси
    князь Святослав.

    Против какого кочевого племени воевали князья
    Олег и Святослав?

    Кто из князей объявил Киев “матерью городов
    русских”?

    Как погиб князь Святослав?

    Определите на карте

    (учебник стр. 33) какие
    восточнославянские племена не входили в состав
    Руси после смерти князя Святослава.

    В каком году князь Олег захватил Киев и создал
    государство Русь?

    Какое племя восточных славян во время полюдья
    разгромило дружину князя Игоря, а самого князя
    жестоко казнило?

    Назовите три важных мероприятия совершенных
    княгиней Ольгой.

    Какой князь во время похода на Царьград вытащил
    свои ладьи на берег и поставил их на колеса, а
    после победы прибил к воротам Царьграда свой щит?

    Во время похода, какого князя греки сожгли
    ладьи руссов особой горючей смесью – “греческим
    огнем”?

    Определите на карте

    (учебник стр. 33) против
    каких государств ходил в походу князь Святослав.

    Кто из киевских князей был сыном рабыни?

    Кто из киевских князей и почему получил
    прозвище “Окаянный”?

    Определите на карте

    (учебник стр. 52), какие
    восточнославянские племена присоединил к Руси
    князь Владимир.

    В каком году началось крещение Руси?

    Какой князь положил начало созданию
    письменного свода законов?

    Какие киевские князья были первыми причислены
    к лику святых?

    Какое значение для Руси имело принятие
    христианства?

    Какой князь построил соборы святой Софии в
    Киеве и Новгороде?

    Определите на карте

    (учебник стр. 52), какой
    город основал
    на присоединенных к Руси
    территориях князь Ярослав.

    В каком городе правил основатель династии
    киевских князей Рюрик?

    Рисунок 1 “Воин кочевник”

    Рисунок 2 “Воины русы”

    Приложение 1

    Приложение 2

    Следующий: