Формы и методы применения информационно-компьютерных технологий на уроках гуманитарного цикла истории, обществознания, права


Информационно-компьютерные технологии получают все большее
распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает сомнений в
необходимости и эффективности их использования. Состояние современного
образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного
увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к
перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит
от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности
преподавателя.

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная
задача преподавателя
– создание индивидуальной заинтересованности в
приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни.

Основой любого учебного курса, а также истории,
обществознания и права, являются следующие проблемы:

1. Передача учащимся некоторого объема учебной информации,
которая должна быть ими усвоена и послужить основой (фактическим материалом) для
формирования учебных умений и навыков.
Понятно, что процесс передачи
информации должен постоянно находиться под контролем, а значит, сопровождаться
выстроенной системой обратных связей, позволяющих преподавателю отслеживать то,
насколько новая информация воспринимается слушателями, включается в их
общетеоретические и практические представления об изучаемых объектах (предметах,
явлениях), насколько она является понятной и доходчивой.

2. Создание учебного взаимодействия между учителем и
учащимися
, а также обеспечения работы учащихся над учебным материалом, в
процессе чего должны формироваться базовые учебные компетенции, связанные с
формированием учебных умений и навыков. Значение этого процесса для подготовки
квалифицированного специалиста трудно переоценить, поскольку речь идет о
формировании тех качеств и ценностных норм, которые в дальнейшем обеспечивают
профессиональную компетентность.

3. Организация контроля за процессом и результатами
обучения
, получения адекватных ответов на вопросы, связанных с качеством
учебного процесса в целом и отдельных его этапов, а также уровнем, достигаемым
учащимися в процессе обучения.



Решение поставленных проблем состоит в применении различных
форм и методов информационно-компьютерных технологий. Главной задачей
использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных
возможностей учащихся. Компьютер используется как самое совершенное
информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием
книги, телевизора, видеомагнитофона.

Особо актуален вопрос использования информационных технологий
на уроках истории и обществознания, т.к. историческая наука, включая описание
прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ
исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих
явлений.

Одной из форм применения информационно-компьютерных
технологий на уроках истории, обществознания и права является применение
интерактивной доски. Сегодня инновационные и развивающие технологии обучения
приобретают все большую популярность. Исследования по воздействию технологии на
обучение показали, что благодаря интерактивной доске обычные уроки превращаются
в интересную и увлекательную игру. Это заметно по результатам, которые
улучшаются от занятия к занятию. Широкие возможности интерактивных досок
позволяют сделать уроки более динамичными, а большой экран позволяет работать
всем вместе. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и
умений – ученикам достаточно просто коснуться поверхности доски — палец работает
как мышь. Использование интерактивной доски позволяет педагогам и ученикам
размышлять и создавать новые идеи.



Применение компьютерных программ в преподавании истории и
обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя
дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу
учащихся. На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению
учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую
деятельность.



У учащихся, работающих с компьютером, формируется более
высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном
потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать,
делать выводы.

Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные
схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс
обучения, делая его наглядным. Огромную роль в использовании интерактивных
технологий играет деятельностный подход.

На уроках истории и обществознания применяются следующие
формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

  1. Метод слайдов облегчает учителю подачу материала.
    Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и
    критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов
    активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора.
    Работа с большим количеством фактических данных становится не такой
    рутинной.
  2. Исследовательская деятельность учащихся
    осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно
    изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих
    работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого
    мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы;
    развитию коммуникативных способностей учащихся. Пассивности на уроке
    позволит избежать ознакомление учащихся с набором задач, поэтапная работа
    над которыми приведет к решению проблемы урока с привлечением многочисленных
    источников и с «публикацией» своих доказательств на интерактивной доске.
  3. Благодаря интерактивной доске, учащиеся могут видеть
    большие цветные изображения, диаграммы и таблицы. На уроках
    обществознания учащимся предлагается с использованием характеристик дать
    психологическую оценку молодого поколения, создать современный облик молодых
    людей. На уроках также можно дать задание заполнить таблицу, дописать
    цитату.

Заполняя таблицу, учащиеся учатся делать анализ, выводить
причинно-следственные связи, с целью воссоздания определенного процесса, давать
комментарии.

Все перечисленные приемы доказали свою эффективность, так как
развивают деятельностный подход в процессе изучения истории и обществоведческих
курсов (см. Приложение).

Применение современных технических достижений, информационных
технологий сегодня становится первоочередной задачей преподавателя любой
дисциплины, так как наш «продукт» – это сформированные компетентности:
информационные, коммуникативные и так далее. Важно не столько «заполнить» багаж
ученика отдельными знаниями, сколько «положить» туда путеводители, которые
позволят ему встроиться в современное динамичное общество.




Следующий: