Формирование установок толерантного сознания на уроках обществознания в старших классах

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,01 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Современная российская школа является полиэтническим, биконфессиональным, поликультурным коллективом, поэтому толерантность следует считать непременным условием гармоничного обучения и воспитания. На уроках обществознания есть много программных вопросов, где может происходить межкультурный диалог на ученическом уровне, который способствует коммуникативной открытости. При желании «эпизоды толерантности» можно создавать часто, где несколько минут интересной информации смогут создать эмоциональную отзывчивость и открытость в восприятии другой культуры.

Такие темы уроков как: «Культура и духовная жизнь общества», «Религии мира», «Социальные взаимодействия», «Гражданское общество и правовое государство», «Социальное развитие и молодежь», «Нации и межнациональные отношения», «Глобальные проблемы современного мира», позволяют учителю корректно развивать уважительное отношение к различным культурам, ценностям, вкусам, позициям. Методических приемов существует множество, они описаны на страницах различных педагогических сайтов (ролевые игры, дискуссии, интервьюирование, ученические проекты). Одной из тем урока обществознания, на которой можно создать «эпизод толерантности», является тема «Религии мира».

Урок обществознания для 10 класса разработан с использованием мультимедийной презентации.

Последний этап урока посвящен вопросам толерантности и может быть использован во внеклассной работе. Как формировать толерантную позицию на уроках? Конечно, этот вопрос решается постепенно, поэтапно. (Слайд 1, 2)


Урок «Религии мира»

Цель: Сформировать представление о религии как о древнейшей сфере духовной культуры и ее значении для современного общества.


Задачи:

  • Знакомство с мировыми религиями.
  • Раскрыите культурообразующей роли религии.
  • Формирование позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к представителям различных вероисповеданий. Слайд 3.

Тип урока: Изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вид урока: комбинированный.

Средства: мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Санкт-Петербург – город мировых религий», учебник.

Название темы учебного курса: Боголюбов Л.Н. Обществознание:
Учебник для 10 класса. Базовый уровень. М. «Просвещение», 2009 г. Гл.3. Духованая культура.

План урока

  1. Религия, ее функции и роль в истории человека и общества.
  2. Архаичные и национально-государственные религии.
  3. Мировые религии, их особенности.
  4. Толерантность как основа веротерпимого отношения к представителям различных вероисповеданий.

После изучения всех вопросов, раскрывающих сущность религии и религиозных конфессий, можно познакомить учащихся с понятием «толерантность» и совершить заочную экскурсию: «Санкт-Петербург – город мировых религий».



В начале разговора необходима актуализация знаний учащихся и уточнение необходимых понятий.


Учитель:
(Слайд 4) В последнее время часто используется понятие «толерантность». Его используют в политике, культуре, образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости, и при всех различных толкованиях этого слова, в целом понимали его смысл. Почему именно сейчас стала особо актуальна проблема терпимого отношения к людям иной точки зрения, иной национальности и самосознания?

Постоянные социальные конфликты, в том числе грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, основанной на уважении и принятии чужой культуры.


(Слайд 5)

В 1995 году страны члены – ЮНЕСКО принимают декларацию толерантности и Россия соответственно к ней присоединяется. Как вы считаете, почему? Есть ли в нашей стране проблемы с экстремизмом? Давайте приведем примеры из исторического прошлого России и других стран, когда социальная нетерпимость становилась  национальной трагедией.

(Слайд 6) Какими качествами должна обладать толерантная личность?

Попробуем их перечислить. В тетрадях можно записать предложенные качества со слов учащихся:


Качества толерантной личности:

  • Расположение к другим.
  • Снисходительность.
  • Терпение.
  • Доверие.
  • Умение слушать и «слышать».
  • Умение владеть собой.
  • Чувство юмора.
  • Гуманизм.


Учитель:
Сегодня мы с вами отправляемся на заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Можно много говорить о толерантности, но этот великий  город, не один век своей историей показывает ее. Санкт-Петербург – город, где разные религии мирно существуют.


(Слайд 7, 8, 9, 10)

Прочтем изречения духовных лидеров. В конце нашего урока мы попробуем ответить на вопрос: Как совмещаются общечеловеческие и религиозные ценности?

Давайте познакомимся с храмами нашего города и убедимся, что религиозное многообразие имеет исторические корни и гармонично вписывается в социальные отношения жителей северной столицы.


(Слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16)

(Слайд 17) Выполняем задания. Отвечаем на вопросы. Делаем выводы.

(Слайд 18, 19, 20) Какие должны быть общие принципы политики современных государств в сфере государственно – религиозных отношений? Почему так важна для человека толерантность?


Итог урока.

Домашнее задание: §10. Подготовить эссе: «Почему современному человеку важно быть толерантной личностью?».




Следующий: