Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Послушайте и вы забудете,
Посмотрите, и вы запомните,
сделайте и вы поймете.
Конфуций

Современный процесс развития школы характеризуется использованием новых форм, методов, подходов к обучению. Мы, учителя, призваны обеспечить всестороннее развитие человека с учетом его склонностей, творческих способностей. Как же не ошибиться с выбором того самого «ключика», который откроет «дверцу» к внутреннему миру ребенка? Думаю, что подсказать может только сама природа.

Согласно теории нейро-лингвистического программирования – люди различаются по способам получения, обработки и хранения информации. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основные системы восприятия, которые востребованы в процессе обучения, обоняние и вкус используются в меньшей степени.

Однако всего у трети всех людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности (сенсорному каналу получения информации). В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Сам этот уровень развития может быть различным, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.

Если мир постигается в картинах-образах, то более развита визуальная система; если в ощущениях тела, то – кинестетическая, если в звуках – аудиальная; некоторые способны постигать мир посредством запаха и вкуса. Представления о мире более полные, если включаютсявсе каналы восприятия.

Итак, входя в класс, учитель имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых и обучать-то следует по-разному. Именно это заставляет вновь обратиться к проблеме методов обучения, что подводит к основной цели педагогической деятельности: создать условия для развития интереса к предмету, на основе формирования учебного успеха каждого ученика.

Рисунок 1

Перед вами структура учебного успеха, предложенная Н.И. Галеевой. Из которой видно, что «хочу и могу» зависит от системы ценностей ребенка, а вот «могу и умею» – от природы. Поэтому

вновь возвращаясь к природе человека, можно отметить, что на уроках биологии, изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, необходимо включать все органы чувств в процесс обучения.

Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал: «Послушайте…», кинестет: «Почувствуйте», а педагог, желающий активизировать у аудитории все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится в вашей работе (учебе)». Визуал скажет: «Мы смотрим на это одними глазами». Аудиал заметит: «Это созвучно моим представлениям». А Кинестет произнесет: «Я чувствую это так как же как и вы»

В учебном процессе информация фиксируется и передается в 3 формах: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому выделяются 4 группы методов обучения.

Рисунок 2

Аудиальные методы обучения представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция, игровые задания. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята «одногруппниками».

Игровые задания и игры для аудиалов

Слушая список животных, обозначить хлопком в ладоши только беспозвоночных.

Воробей, медведь, *муравей, носорог, ласточка, *дождевой червь, карась, *боярышница, *кузнечик, сокол,* беззубка, сова, бегемот, *саранча, *нереида, лиса, барсук, дятел, *богомол

Определите допущенные биологические ошибки:

А эта веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.

(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.)

Игра: «Третий лишний».

На доске в несколько столбиков написаны названия организмов или явлений (по три в каждом столбике), сгруппированные по определенному признаку. Но одно название в каждом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае и объяснить свой выбор. Пример:

  • желудок, кишечник, трахея. (1, 2 – органы пищеварения, 3 – орган дыхания)
  • масленок, сыроежка, мукор (1, 2 – шляпочные грибы, 3 – плесневый гриб)

Игра: «Подсказки».

Эта занимательная игра знакомит ребят с характерными признаками тех или иных организмов. Основная ее цель: сформировать знания особенностях основных групп живых организмов. Условия игры: чем быстрее угадаешь, тем лучше; подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая; каждая новая подсказка снимает один балл (если школьники угадывают, о ком идет речь после первой подсказки, им засчитывают максимальное количество баллов, после второй подсказки на балл меньше и т.д.)

Игра «Членистоногие».

  • Подсказка 1: первопоселенцы суши.
  • Подсказка 2: живут повсюду.
  • Подсказка 3: их называют «восьминогие агрессоры»
  • Подсказка 4: на голове 4 пары простых глаз
  • Подсказка 5: являются санитарами воздуха
  • Подсказка 6: на брюшке имеют паутинные бородавки – железки, выделяющие жидкость, застывающую на воздухе в виде нити
  • Подсказка 7: укусы некоторых опасны для человека.

Визуальные методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.

В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а также жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью жестов обозначить параметры, а с помощью слов дать представление о структуре поверхности.

Игровые задания и игры для визуалов

Игра «Гусеница»

Пример: соколибрибисойканарейказаркайральбатрососедроздрофазанандудодубоносорокакаду

(найдите названия птиц)

Игра: «Фоторобот»

Задание: по отдельным фрагментам собрать целое изображение

Игра: «Домино»

(Правильно соедини блоки и получишь задуманные слова)

ца архе ана о кара птерикс кон ка да ти

(каракатица, археоптерикс, анаконда)

Кинестетические методы обучения предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела.

Игровые задания и игры для кинестетов

Собери цепь РНК, которая соответствует последовательности аминокислот:

Аланин – валин – глицин – лизин – тирозин

(используя цветные канцелярские скрепки)

Определить название плода с закрытыми глазами на ощупь.

Полимодальные методы обучения предполагают передачу информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.

Аудиовизуальные методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию, а графическое представление повышает эффективность запоминания;

  • составление опорных конспектов тем или уроков, т. е. схематизация относительно больших объемов учебного материала также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счет их визуализации;
  • составление таблиц, в ходе которого ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертывания (визуализации);
  • использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.

В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем.

Учителю необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты ученик, по возможности, должен выполнять сам, так как способы свертывания информации сугубо индивидуальны.

Задания с использованием полимодальных методов

Задание 1. Заполнить таблицу: Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер сердца
Числокругов кровообращения

Задание 2. С помощью стрелочек соотнеси названия органов и их функции.

Органы кровеносной системы Выполняемые функции
1. Предсердия Несут кровь к сердцу, имеют клапаны.
2. Желудочки Мельчайшие сосуды пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.
3. Артерии Несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.
4. Вены Принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ее в артерии.
5. Капилляры Собирают кровь из вен, проталкивают ее в желудочек.

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим.

С помощью диагностики (Приложение 1-2) можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания.

творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремиться попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники…

Следующий: