Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников

Введение Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО) требует обновления
содержания образования и освоения новых форм
организации образовательного процесса. При этом
коренным образом меняется роль учителя – он
становится соучастником учебного процесса,
консультантом, помощником, организатором
познавательной деятельности детей. В связи с
этим актуальны слова В.А. Сухомлинского. Он
говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что
он учитель. Меняется и роль ученика – он
включается в активную познавательную
деятельность. Совместно с учителем ставит цели
своей деятельности, планирует ее, активно
работает с разными источниками информации,
самостоятельно делает выводы, анализирует
процесс и результаты своей деятельности.

В условиях перехода на новые образовательные
стандарты на первое место выступают
интерактивные методы обучения, одним из которых
является метод проектов. Китайская мудрость
гласит: “Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я
запомню. Вовлеки меня — и я научусь”. Именно метод
проектов позволяет организовать учебный процесс
таким образом, что практически все учащиеся
оказываются вовлеченными в активный процесс
познания. Не случайно проектная деятельность
провозглашена как базовая образовательная
технология.

Значимость проектной деятельности обусловлена
тем, что важнейшей задачей современной системы
образования является формирование УУД, что
достигается путем сознательного, активного
присвоения учениками социального опыта. Как
показывает практика, проектная деятельность
детей, организуемая на уроках и во внеурочное
время, способствует достижению личностных,
предметных и метапредметных результатов.

Результатом проектной деятельности учащихся
является продукт, произведенный усилиями детей.
Дети радуются собственному успеху, видят
значимость своей деятельности. Это способствует
повышению мотивации учащихся к образовательному
процессу. Кроме того, в процессе проектной
деятельности развивается творчество и фантазия
ребенка, формируется активная жизненная позиция,
осуществляется интеграция образовательного
процесса.

Работая по системе учебников “Школа России”,
активно используем проектную деятельность
младших школьников на уроках и во внеурочное
время. Особое место занимает организация
проектной деятельности учащихся на уроках
окружающего мира. Работая над проектами,
учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего
мира, получают представления о его устройстве, о
способах получения знания о нем, учатся
самостоятельно добывать информацию,
систематизировать и обобщать ее; формируется
ответственность за свою деятельность,
уважительное и равноправное взаимодействие с
партнерами. Примерами уроков, на которых
осуществляется проектная деятельность учащихся,
являются следующие: “Возьмем под защиту”, “Моя
Красная книга”, “Профессии наших родителей”,
“Города России”, “Родословная моей семьи”,
“Прекрасна, прекрасна, родная земля”.

Одним из типов проектов является творческий
проект. Для реализации творческих проектов
используем уроки литературного чтения. Темы
проектов, которые можно реализовывать в
начальной школе при изучении курса
“Литературное чтение” во втором классе:
“Словарь вежливых слов”, “Книжки-малышки”,
“Мой любимый детский журнал”, “О чем может
рассказать библиотека”, “Мои первые стихи о
любимом празднике”, “Энциклопедия животных
нашего края”. В результате проектной
деятельности на уроках литературного чтения
стимулируется творчество детей, их
самостоятельность, реализуется принцип
сотрудничества детей и взрослых.

Примерами проектов, реализуемых на уроках
математики в начальной школе, являются
следующие: “Узоры на посуде”, “Математическая
сказка”, “Тайны цифр”.

На уроках русского языка в процессе
организации групповой работы реализовали
следующие проекты: “Пословица недаром
молвится”, “Алфавит в жизни человека”,
“Словарь вежливых слов”.

Осуществляя внеурочную деятельность в
условиях внедрения ФГОС НОО, организуем
исследовательскую деятельность младших
школьников в рамках творческого объединения
учащихся “Я – исследователь”. На занятиях
творческого объединения учащиеся включаются в
проведение исследовательских проектов.
Примерами таких проектов являются следующие: “Я
– исследователь”, “Моя первая книжка”,
“Пословица недаром молвится”, “Наши
коллекции”, “Тайны цифр”, “Значение кальция в
жизни человека”, “Мыльные пузыри” и другие.

Итак, как показывает практика, организация
проектной деятельности младших школьников
способствует формированию универсальных
учебных действий младших школьников.

В сфере личностных УУД:

  • развитие познавательных интересов, учебных
    мотивов;
  • формирование самооценки;
  • развитие доброжелательности, доверия и
    внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

В сфере регулятивных УУД:

  • умение в сотрудничестве с учителем определять
    цели деятельности, ставить новые учебные задачи;
  • составление плана работы и следование ему по
    достижению цели;
  • сопоставление получающегося результата с
    исходным замыслом;
  • понимание причин возникающих затруднений и
    поиск способов выхода из ситуации;
  • оценивание полученной информации для проверки
    гипотезы, ответа на поставленный проблемный
    вопрос.

В сфере познавательных УУД:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать
    проблему, ставить цель;
  • умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • предполагать, какая информация нужна;
  • отбирать необходимые словари, энциклопедии,
    справочники, электронные диски;
  • сопоставлять и отбирать информацию,
    полученную из различных источников (словари,
    энциклопедии, справочники, электронные диски,
    сеть Интернет).
  • сравнивать, обобщать, делать выводы.

В сфере коммуникативных УУД:

  • умение работать в группе;
  • умение слушать собеседника и вступать с ним в
    диалог;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выражать мысли.

Проектная деятельность, организуемая на уроках
и во внеурочное время, способствует
преобразованию процесса обучения в процесс
самообучения, позволяет каждому ученику увидеть
себя как человека способного и компетентного.
Проектный метод обучения в сочетании с
традиционным является действенным элементом в
организации самостоятельной работы учеников,
позволяет каждому ребенку стать активным
участником процесса познания и преобразования
окружающей действительности.

Итак, организуя проектную деятельность младших
школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П.
Вахтерова: “Образован не тот, кто много знает, а
тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать
эти знания”.

Следующий: