Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе

Школа сегодня стремительно меняется, пытается
попасть в ногу со временем. Главное же изменение
в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,
— это ускорение темпов развития. А значит, школа
должна готовить своих учеников к той жизни, о
которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку
как можно больше конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин, а
вооружить его такими универсальными способами
действий, которые помогут ему развиваться и
самосовершенствоваться в непрерывного
меняющемся обществе путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
То есть, важнейшей задачей современной системы
образования является формирование совокупности
“универсальных учебных действий”,
обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.
Именно об этом идет речь в стандартах второго
поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в
новом образовательном стандарте, является
целостное развитие личности в системе
образования. Оно обеспечивается, прежде всего,
через формирование универсальных учебных
действий (УУД), которые создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая
организацию усвоения, то есть умения учиться. При
этом знания, умения и навыки рассматриваются как
производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, т.е. они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с
активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта; совокупность действий
учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.

Концепция универсальных учебных действий
рассматривает компетентность как “знание в
действии”, способность использовать на практике
полученные знания и навыки. Таким образом,
предлагаемое понятие универсальных учебных
действий относится к общему содержанию
образования и является метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

– новыми социальным запросам, отражающим
трансформацию России из индустриального в
постиндустриальное информационное общество,
основанное на знаниях и высоком инновационном
потенциале;

– требованиями общества в повышенной
профессиональной мобильности и непрерывном
образовании;

– социальные запросы определяют цели
образования как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию
образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования
позволяет реализовать основные требования
общества к образовательной системе:

– Формирование культурной идентичности
учащихся как граждан России.

– Сохранение единства образовательного
пространства, преемственности ступеней
образовательной системы.

– Обеспечение равенства и доступности
образования при различных стартовых
возможностях.

– Достижение социальной консолидации и
согласия в условиях роста социального,
этнического, религиозного и культурного
разнообразия нашего общества на основе
формирования культурной идентичности и общности
всех граждан и народов России.

– Формирование универсальных учебных
действий, порождающих образ мира и определяющих
способность личности к обучению, познанию,
сотрудничеству, освоению и преобразованию
окружающего мира.

Развитие личности в системе образования
обеспечивается через:

– формирование универсальных учебных
действий, которые выступают инвариантной
основой образовательного и воспитательного
процесс;

– овладение учащимися универсальными учебными
действиями, которые создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая
организацию усвоения, то есть умения учиться;

– универсальные учебные действия, как
обобщенные действия, порождающие широкую
ориентацию учащихся в различных предметных
областях познания и мотивацию к обучению.

Функции универсальных учебных действий
включают:

  • обеспечение возможностей учащегося
    самостоятельно осуществлять деятельность
    учения, ставить учебные цели, искать и
    использовать необходимые средства и способы
    достижения, контролировать и оценивать процесс и
    результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее
    самореализации на основе готовности к
    непрерывному образованию, компетентности
    “научить учиться”, толерантности жизни в
    поликультурном обществе, высокой социальной и
    профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и
    навыков и формирование картины мира и
    компетентностей в любой предметной области
    познания.
  • Универсальный характер УУД проявляется

    том,
    что они:

    • носят надпредметный, метапредметный характер;
    • обеспечивают целостность общекультурного,
      личностного и познавательного развития и
      саморазвития личности;
    • обеспечивают преемственность всех степеней
      образовательного процесса;
    • лежат в основе организации и регуляции любой
      деятельности учащегося независимо от ее
      специально-предметного содержания;
    • обеспечивают этапы усвоения учебного
      содержания и формирования психологических
      способностей учащегося.

    Формирование универсальных учебных действий в
    образовательном процессе определяется тремя
    взаимодополняющими положениями:

    • Формирование универсальных учебных действий
      как цель образовательного процесса определяет
      его содержание и организацию.
    • Формирование универсальных учебных действий
      происходит в контексте усвоения разных
      предметных дисциплин.
    • Универсальные учебные действия, их свойства и
      качества определяют эффективность
      образовательного процесса, в частности усвоение
      знаний и умений; формирование образа мира и
      основных видов компетенций учащегося, в том
      числе социальной и личностной компетентности.

    Универсальные учебные действия выделяются на
    основе анализа характеристик учебной
    деятельности и процесса усвоения, а именно, в
    соответствии:

    • со структурными компонентами целенаправленной
      учебной деятельности;
    • с этапами процесса усвоения;
    • с формой реализации учебной деятельности – в
      совместной деятельности и учебном
      сотрудничестве с учителем и сверстниками или
      самостоятельно.

    В составе основных видов универсальных
    учебных действий
    можно выделить пять блоков:

    – личностный;

    – регулятивный (включающий также действия
    саморегуляции);

    – познавательный;

    – знаково-символический;

    – коммуникативный

    Личностные универсальные учебные действия


    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
    учащихся (умение соотносить поступки и события с
    принятыми этическими принципами, знание
    моральных норм и умение выделить нравственный
    аспект поведения) и ориентацию в социальных
    ролях и межличностных отношениях. Это действия
    смыслообразования, т. е. установление учащимися
    связи между целью учебной деятельности и ее
    мотивом, другими словами, между результатом
    учения, и тем, что побуждает деятельность, ради
    чего она осуществляется. Ученик должен
    задаваться вопросом о том, “какое значение,
    смысл имеет для меня учение”, и уметь находить
    ответ на него; действие нравственно-этического
    оценивания усваиваемого содержания, исходя из
    социальных и личностных ценностей,
    обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    :

    • целеполагание как постановка учебной задачи на
      основе соотнесения того, что уже известно и
      усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    • планирование – определение последовательности
      промежуточных целей с учетом конечного
      результата; составление плана и
      последовательности действий;
    • прогнозирование – предвосхищение результата и
      уровня усвоения, его временных характеристик;
    • контроль в форме сличения способа действия и
      его результата с заданным эталоном с целью
      обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • коррекция – внесение необходимых дополнений и
      корректив в план и способ действия в случае
      расхождения эталона, реального действия и его
      продукта;
    • оценка – выделение и осознание учащимся того,
      что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
      осознание качества и уровня усвоения.
    • волевая саморегуляция как способность к
      мобилизации сил и энергии; способность к
      волевому усилию – к выбору в ситуации
      мотивационного конфликта и к преодолению
      препятствий.

    Познавательные универсальные учебные
    действия:

    – общеучебные универсальные учебные действия;

    – логические универсальные учебные действия.

    Общеучебные универсальные действия включают:

    • самостоятельное выделение и формулирование
      познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации;
      применение методов информационного поиска, в том
      числе с помощью компьютерных средств;
    • структурирование знаний;
    • выбор наиболее эффективных способов решения
      задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль
      и оценка процесса и результатов деятельности;
    • смысловое чтение как осмысление цели чтения и
      выбор вида чтения в зависимости от цели;

    Общеучебные универсальные действия включают:

    • умение адекватно, осознанно и произвольно
      строить речевое высказывание в устной и
      письменной речи, передавая содержание текста в
      соответствии с целью (подробно, сжато,
    • выборочно) и соблюдая нормы построения текста
      (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
    • постановка и формулирование проблемы,
      самостоятельное создание алгоритмов
      деятельности при решении проблем творческого и
      поискового характера;
    • действие со знаково-символическими средствами
      (замещение, кодирование, декодирование,
      моделирование).

    Универсальные логические действия:

    • сравнение конкретно-чувственных и иных данных
      (с целью выделения тождеств / различия,
      определения общих признаков и составления
      классификации);
    • опознание конкретно-чувственных и иных
      объектов (с целью их включения в тот или иной
      класс);
    • анализ – выделение элементов и “единиц” из
      целого; расчленение целого на части;
    • синтез – составление целого из частей, в том
      числе самостоятельно достраивая, восполняя
      недостающие компоненты;
    • сериация – упорядочение объектов по
      выделенному основанию.

    Универсальные логические действия:

    • классификация – отнесение предмета к группе на
      основе заданного признака;
    • обобщение – генерализация и выведение общности
      для целого ряда или класса единичных объектов на
      основе выделения сущностной связи;
    • доказательство – установление
      причинно-следственных связей, построение
      логической цепи рассуждений, доказательство;
    • подведение под понятие – распознавание
      объектов, выделение существенных признаков и их
      синтез;
    • вывод следствий;
    • установление аналогий.

    Знаково-символические универсальные учебные
    действия:

    • обеспечивают конкретные способы
      преобразования учебного материала, представляют
      действия моделирования, выполняющие функции
      отображения учебного материала;
    • выделения существенного;
    • отрыва от конкретных ситуативных значений;
      формирования обобщенных знаний.

    Знаково-символические универсальные учебные
    действия:

    • моделирование – преобразование объекта из
      чувственной формы в модель, где выделены
      существенные характеристики объекта
      (пространственно-графическую или
      знаково-символическую);
    • преобразование модели – изменение модели с
      целью выявления общих законов, определяющих
      данную предметную область.

    Коммуникативные универсальные действия


    обеспечивают социальную компетентность и
    сознательную ориентацию учащихся на позиции
    других людей (прежде всего, партнера по общению
    или деятельности), умение слушать и вступать в
    диалог, участвовать в коллективном обсуждении
    проблем, интегрироваться в группу сверстников и
    строить продуктивное взаимодействие и
    сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Коммуникативные универсальные действия:

    • планирование учебного сотрудничества с
      учителем и сверстниками – определение цели,
      функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов – инициативное
      сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов – выявление,
      идентификация проблемы, поиск и оценка
      альтернативных способов разрешения конфликта,
      принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнера – контроль,
      коррекция, оценка действий партнера;
    • умение с достаточно полнотой и точностью
      выражать свои мысли в соответствии с задачами и
      условиями коммуникации; владение монологической
      и диалогической формами речи в соответствии с
      грамматическими и синтаксическими нормами
      родного языка.

    Критерия оценки сформированности
    универсальных учебных действий

    соответствие возрастно-психологическим
    нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий
    заранее заданным требованиям.
  • сформированность учебной деятельности у
    учащихся, отражающая уровень развития
    метапредметных действий, выполняющих функцию
    управления познавательной деятельностью
    учащихся.
  • Свойства действий подлежащие оценке, включают:

    • уровень (форму) выполнения действия;
    • полноту (развернутость);
    • разумность;
    • сознательность (осознанность);
    • обобщенность;
    • критичность:
    • освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).

    Уровень действия может выступать в трех
    основных формах действия:

    • в форме реального преобразования вещей и их
      материальных заместителей, материальная
      (материализованная – с заместителями –
      символами, знаками, моделями) форма действия;
    • действие в словесной, или речевой, форме;
    • действие в уме – умственная форма действия.

    Модель оценки уровня сформированности
    учебной деятельности включает оценку
    сформированности всех ее компонентов:

    • мотивов,
    • особенностей целеполагания,
    • учебных действий,
    • контроля и оценки.

    Когда мы хотим передать учащимся какой-то
    способ действий нужно:

    – ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно
    что-то сделать, но они не знают как;

    – выработать вместе с ними критерии (способ)
    оценки результата;

    – дать им возможность построить способ
    действия;

    – обеспечить правильную оценку результата;

    – проанализировать причины несоответствий
    требуемого и фактического результата (выявить
    недостатки реализованного способа);

    – выработать вместе с ними “правильный”
    способ действия (привести их к нему);

    – повторно решить задачу (выполнить действие).

    Нам, учителям, предстоит научиться
    организовывать учебный процесс таким образом,
    чтобы освоение учащимся основных понятий
    происходило одновременно с накоплением опытов
    действий, обеспечивая развитие умения учиться,
    самостоятельно искать, находить и усваивать
    знания.

    Литература

    1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное
      обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997.
    2. Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и
      практика построения гуманитарного образования.
      – М., 2006.
    3. Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника.
      Методология. Теория. Практика. – М., 2000.
    4. Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация //
      Герменевтика и деконструкция / под ред.
      Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 1999.
    5. Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического
      образования в средней школе.
      Личностно-гуманитарная парадигма. – Волгоград,
      1996.
    6. Занько С. Ф., Тюников Ю. С, Тюникова С. М. Игра и
      учение: в 2 ч. – М., 1992.
    7. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических
      технологий: пособие для преподавателей. – СПб.,
      2002.
    8. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки,
      сущность, перспективы. – М., 1991.
    9. Личностно ориентированное образование:
      феномен, концепция, технологии: монография / отв.
      ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
    10. Психолого-педагогические проблемы профильного
      обучения школьников: сб. научно-методических
      материалов. – Ставрополь, 2004.
    11. В.В. Сериков “Обучение как вид педагогической
      деятельности: учеб. пособие для студентов высших
      учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А.
      Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский
      центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм
      педагога).
    12. Хуторской А. В. Методика личностно
      ориентированного обучения: Как учить всех
      по-разному. – М., 2005.
    13. Якиманская И. С. Технология личностно
      ориентированного образования // Библиотека
      журнала “Директор школы”. – 2000. – Вып. 7.

    Презентация

    Исследовательская работа. Экология.
    Влияние экологии на жизнь человека

    Следующий: