Формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогитческого колледжа


Новые социально — экономические условия
развития России, как никогда раньше, предъявляют
высокие требования к подготовке педагога и его
профессиональной культуре. Система образования
становится все более важным показателем степени
развития любой страны, ее международного
авторитета. Состояние и перспективы развития
образовательных учреждений в огромной мере
зависят от педагогов – от их научной и
методической квалификации, от их творчества и
способности практически решать проблемы
обучения и воспитания подрастающего поколения.

Современное общество ставит перед
педагогической наукой задачи по формированию и
развитию личности педагога, владеющего
технологией постановки научно-педагогического
эксперимента в воспитательно-образовательном
процессе. В связи с этим безусловным требованием
подготовки будущего педагога является
вооружение знаниями учебных дисциплин, развитие
его профессиональных качеств, формирование
умений анализировать педагогический процесс,
поиска и планирования новых подходов к обучению
и воспитанию учащихся, развитие его творческих
способностей.

Подготовка такого педагога, эффективность его
профессионального становления во многом зависит
от сознательной, целенаправленной,
самостоятельной познавательной деятельности
студента. Это объясняется, во-первых, тем, что в
современных условиях информации по всем
отраслям знаний стало так много, что ее
невозможно освоить без умения отбирать и
анализировать. Во-вторых, в 1999 году в итальянском
городе Болонья министры образования европейских
стран подписали специальную декларацию,
согласно которой к 2010 году вся Европа должна
перейти на единую систему высшей школы и
взаимного признания дипломов. В-третьих,
меняются методы работы школы, среднего
специального учебного заведения, вуза, акцент
делается на самостоятельной работы обучающихся.
В-четвертых, учебные занятия ограниченные
определенными временными рамками, не позволяют
раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой
педагогической мысли. В-пятых, учебники и учебные
пособия быстро устаревают, не успевают
соответствовать изменениям в государственных
образовательных стандартах, новых учебных
программах. Все это определяет необходимость
подготовки студентов к самостоятельной
творческой деятельности, формирования у них
умений и навыков ведения
учебно-исследовательской и
научно-исследовательской работы.

Педагогический колледж, как учреждение
среднего профессионального образования, призван
не только решить задачи профессиональной
подготовки будущего педагога, но и учить
студентов планировать свои действия с позиций
исследовательского подхода, формируя личность
будущего педагога-исследователя. Грамотно
организованная научно-исследовательская работа
студентов способствует формированию навыков
углубленной самостоятельной работы, научного
мышления, творческих способностей, готовит их к
непрерывному образованию, ориентирует на
эффективное самообразование, позволяет
проектировать свою будущую педагогическую
деятельность.



За период обучения в колледже каждый студент
самостоятельно пишет ряд различных работ:
доклады, рефераты, курсовые и выпускные
квалификационные работы. Каждая новая работа
отличается от предыдущей возрастающей степенью
трудности и объемом. Одни работы содержат лишь
обзор и критическую оценку имеющихся научных
трудов, другие являются результатом
исследовательской деятельности студентов.
Включение сначала в учебно-исследовательскую, а
затем в научно-исследовательскую работу
помогает студентам: овладеть современными
методами поиска, обработки и использования
информации, освоить некоторые методы
научно-исследовательской деятельности,
определиться в своей педагогической позиции и
сформировать умение ее отстаивать и защищать
что, в конечном счете, помогает развить у
специалистов способностей и творческому
отношению к своей профессии.



В разработке проблемы подготовки
педагогов-исследователей, накоплен богатый опыт.
Значительный вклад в рассмотрение вопросов
общепедагогической подготовки
педагогов-исследователей внесли В.А. Сластенин,
Л.Н. Давыдов, Е.К. Елманова, И.Ю.Ерофеев, В.В.
Краевский и др.



На развитие педагогических исследовательских
умений и навыков у студентов, существенное
влияние оказала разработанная нами
последовательность этапов проведения
исследовательской работы:


Этапы выполнения
исследовательской работы
Содержание работы Срок выполнения
1-й этап – подготовка к
исследованию
Определение методологических основ
проблемы исследования:
Предварительный выбор темы и
составление списка литературы по проблеме
исследования;
Определение объектной и предметной
области исследования;
Выделение и анализ базовых понятий по
теме исследования;
Подготовка к организации и проведению
исследования:
Выявление противоречий определяющих
проблему исследования;
Определение цели, объекта, предмета,
задач, гипотезы, структуры исследования;
Выбор методов и методологических основ
исследования, а также конкретной базы для
проведения исследования;
Оформление обоснования темы
исследования.
2-й этап — теоретическое
обоснования темы
Подготовка теоретического
обоснования темы исследования:
Изучение теоретических основ избранной
темы исследования и их изученность в
психолого-педагогической литературе;
Уточнение и формулировка основных
понятий исследуемой проблемы
Анализ позиции педагогов и психологов
по изучаемой проблеме
Оформление теоретического обоснования
темы исследования.
3–й этап — подготовка и
проведение опытно–экспериментальной работы
Планирование опытно –
экспериментальной работы
Разработка и реализация методики
исследования.
Проведение опытно –
экспериментальной работы
Проведение и оформление
констатирующего эксперимента, анализ полученных
данных и выводы;
Проведение и оформление формирующего
эксперимента, анализ полученных данных и выводы;
Проведение контрольного эксперимента,
анализ полученных данных и выводы.
4-й этап — оформление
исследовательской работы
Завершение написания исследования:
Оформление титульного листа;
Составление оглавления;
Написание введения;
Содержание материалов глав, компоновка
подготовленных текстов;
Составление заключения и написание
выводов;
Составление списка литературы;
Составление приложений;
5–й этап — подготовка и защита
исследовательской работы
Сдача работы научному руководителю
для получения отзыва и рецензии.

Подготовка
текста и презентационного диска для защиты
исследовательской работы.

Считаем, что в результате соблюдения этих
этапов, при выполнении исследовательской
деятельности формируются у студентов следующие умения:

  • выбор темы исследования;
  • подбирать из литературы и самостоятельно
    разрабатывать методы, для осуществления
    исследования;
  • изучить педагогическое явление;
  • анализировать педагогическое явление;
  • прогнозировать результаты педагогической
    деятельности;
  • анализировать результаты собственной
    деятельности;
  • проводить опытно-экспериментальную работу;
  • делать необходимые выводы и обобщения.

навыки:

  • характеристики отдельных литературных
    источников;
  • культуры чтения;
  • обработки полученной информации;
  • систематизации и хранения приобретенной
    информации;
  • написание реферата, доклада, курсовой работы,
    выпускной квалификационной работы;
  • планирование и проведение эксперимента.



Следующий: