Формирование учебно-познавательных компетентностей при использовании индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе


Формирование и развитие образованной,
творческой, компетентной личности, способной
жить в динамично развивающейся среде, готовой к
самоактуализации как в своих собственных
интересах, так и в интересах общества — одна из
главных задач начальной школы, которая
направлена на обеспечение начального
образования. В эпоху «информационной
цивилизации» актуальность решения этой задачи
возрастает.

Одной из базовых компетентностей является
учебно-познавательная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция -
совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности,
включающей элементы общеучебной деятельности.

Мы остановимся на системе работы по
формированию учебно-познавательной компетенции
при использовании индивидуальных -
образовательных маршрутов или траекторий.

Индивидуальный образовательный маршрут
(траектортя) — это структурированная программа
действий ученика на некотором фиксированном
этапе его обучения.

Причин для обучения детей по индивидуальному
образовательному маршруту было несколько.
Приведем пример.

1) В классе появляется ученица, которая, в связи
с переездом родителей, поменяла УМК «Школа
России» на УМК » Начальная школа 21 века».
Ликвидировать проблемы в программе во время
урока не было возможности. 2) В это же время в
классе учился успешный ребенок, который допускал
логопедические ошибки. Родители, как ни
старались, не смогли помочь, логопед отказал в
помощи в виду загруженности. Этому ребенку
требовалась может быть небольшая, но
квалифицированная помощь. На уроке заниматься
индивидуально возможностей немного. Педагог,
изучив литературу, начинает обучать детей по
индивидуальному образовательному маршруту. К
этим двум успешным, но имеющим проблемы в
обучении учащимся, затем присоединились и менее
успешные ученики.

Индивидуальный образовательный маршрут может
разрабатываться

  • для слабого ученика,
  • для сильного ученика.

Сильный ученик может в виду болезни или других
причин пропускать много учебных дней, его знания
нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У
слабого ребенка нужно постоянно поддерживать
интерес, мотивацию, ситуацию успеха.

Индивидуальный образовательный маршрут может
быть

  • коротким
  • длинным

У слабого ученика маршрут может быть рассчитан
на весь учебный год, а сильному ученику бывает
достаточно нескольких недель или месяцев.

Обеспечивает индивидуальное обучение учитель,
в обязанности которого входит:

  • оценка готовности ребенка к переходу на
    обучение по индивидуальному образовательному
    маршруту ( диагностика ОУУН педагогическая
    диагностика по предметам),
  • выбор совместно с учеником индивидуального
    образовательного маршрута,
  • регулярные встречи с учеником ( не реже одного
    часа в неделю),
  • корректировка образовательного маршрута,
  • контакты с родителями ученика,
  • подведение результатов образовательного
    маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая
    диагностика по предметам).

Индивидуальный образовательный маршрут
реализуется через различные формы организации
деятельности учащихся:

- занятие в классе

. При закреплении или
повторении изученного детям выдаются
индивидуальные задания — тренажеры, карточки.
Дети работают самостоятельно , затем работа
проверяется и оценивается.

-групповые занятия

. У детей обучающихся по
индивидуальному маршруту одна проблема , н-р: »
Правописание безударных гласных в корне слова».
Учитель объединяет их в одну группу и проводит
для них групповое занятие.

-самостоятельное изучение материала.

Эту
форму организации использовать можно при
обучении сильного ученика. Приведу пример .
Ученица переходит с обучением УМК «Школы
России» на УМК»Начальная школа 21 века». Учитель
дает задание для самостоятельного изучения:
«Выучи и научись применять правило
«Непроизносимые согласные в корне слова».Затем
педагог проверяет правило и умение применить его
в упражнениях.

-домашняя самостоятельная работа.



Повторив
правило с учителем, ребенок получает д/з на
несколько дней. В назначенное время учитель
проверяет его и обязательно оценивает.

Все занятия и оценки фиксируются в журнале
индивидуального — маршрута, который составляет
учитель и его заполняет.

Сейчас мы посмотрим, как нужно планировать
работу по индивидуальному маршруту.

Алгоритм составления плана работы по
индивидуальному образовательному маршруту:

1) Составлять план нужно всегда с диагностики
общеучебных умений и навыков.

2) Затем выяснить причины низкой успеваемости.



Причинами могут быть:

  • переход на другой УМК
  • несформированность самоконтроля
  • отсутствие устойчивых мотивов учения
  • проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика,
    вследствие нерегулярности работы на уроке.
  • нарушение фонематического слуха
  • бедность словарного запаса
  • общее недоразвитие речи
  • несформированность познавательной
    деятельности

3) Исходя из выявленных причин определяем
направления коррекционной работы. Например:

ликвидация общего отставания по программе
«Школа 21 века»

обогащение словаря и развития речи

формирование мотивов учебной деятельности.
Обратить внимание на создание ситуации успеха,
перед ребенком ставить доступные по трудности
задачи и небольшие по объему.

4) Определив направление коррекционной работы
составляем планирование маршрута и проводим
работу по реализации плана.

Примерная схема составления тематического
планирования индивидуального маршрута:


Дата Тема занятия Форма организации деятельности
ученика
Домашнее задание Примечание

Определяем день, когда будут проходить занятия
(не реже 1 раза в неделю). Если же ребенку
требуется консультация , он может обратиться к
учителю в любой день.



5) Подведение итогов. Это диагностические
работы.

Если проблемы ликвидированы — маршрут
закрывается, если нет — работа продолжается.

В результате такой работы по индивидуальному
образовательному маршруту у детей
сформировались основы учебно-познавательной
компетенции:

  • они научились самостоятельно
    самоорганизовываться на занятие.
  • умеют планировать свою работу
  • могут оценить и проанализировать свою работу.

Из 4 человек работающих по индивидуальному
образовательному маршруту

  • 1 — отличник,
  • 1 — учится на 4 и 5,
  • 2 — занимаются с удовлетворительными оценками.

При переходе в 5 класс дети сохранили
успешность обучения. Кроме этого радует то, что в
5 классе для 2 учеников созданы индивидуальные
маршруты при изучении математики.

В настоящее время по индивидуальному маршруту
занимается 2 человека.

У одного ребенка уже есть продвижение вперед.
Другому не все еще удается, но динамика
положительная. Есть надежда, что дети будут
успешными в учении.




Следующий: