Формирование учебно-познавательных компетенций

Модернизация образования, в том числе и
школьного, обусловлена изменениями,
происходящими в современном обществе. С одной
стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В
меняющемся мире система образования должна
формировать такое качество, как
профессиональный универсализм — способность
менять сферы и способы деятельности. С другой
стороны, происходит глобальная информатизация
общества. Именно с этим связано появление многих
идей компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход выдвигает на первое
место не информированность учащегося, а умение
решать проблемы, возникающие в познании, во
взаимоотношениях людей, в профессиональной
жизни, в личностном самоопределении.

Компетенция в переводе с латинского означает круг
вопросов, в которых человек
хорошо
осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По
мнению доктора педагогических наук Германа
Селевко, компетенция — это готовность субъекта
эффективно организовать внутренние и внешние
ресурсы для постановки и достижения цели. Под
внутренними ресурсами понимаются знания, умения,
навыки, компетентности (способы деятельности),
психологические особенности, ценности и т.д.

С позиций компетентностного подхода основным
непосредственным результатом образовательной
деятельности становится формирование ключевых
компетенций.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются
наиболее универсальные по своему характеру и
степени применимости компетенции. Ключевые
компетенции — способности личности справляться
с самыми различными задачами. Их формирование
осуществляется в рамках каждого учебного
предмета.
В современной методической печати
сформулированы разнообразные ключевые
компетенции, над формированием которых должен
работать современный учитель.

Существует семь ключевых образовательных
компетенций: ценностно-смысловая,
общекультурная, учебно-познавательная,
информационная, коммуникативная,
социально-трудовая, компетенция личностного
самосовершенствования.

На своих уроках я работаю над формированием
учебно-познавательных компетенций учащихся
средней и основной школы.

Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные
компетенции
это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности
соотнесенной с реальными познаваемыми
объектами. Сюда входят способы организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик
овладевает креативными навыками: добыванием
знаний непосредственно из окружающей
действительности, владением приемами
учебно-познавательных проблем, действий в
нестандартных ситуациях.

Обеспечить качественное усвоение стандарта
образования возможно только через
деятельностный подход к обучению.

Приведу примеры формулировок
учебно-познавательных компетенций в
деятельностной форме:

  • ставить цель и организовывать ее достижение,
    уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию,
    самооценку своей учебно-познавательной
    деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам,
    отыскивать причины явлений, обозначать свое
    понимание или непонимание по отношению к
    изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы
    вероятностных и статистических методов
    познания, описывать результаты, формулировать
    выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах
    своего исследования с использованием
    компьютерных средств и технологий (текстовые и
    графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Определение содержания учебно-познавательной
компетентности школьников предусматривает
раскрытие сущности учебно-познавательной
деятельности, при осуществлении которой
собственно и проявляется данная компетентность.

Учебно-познавательную деятельность определяют
как самоуправляемую деятельность учащегося по
решению личностно-значимых и
социально-актуальных реальных познавательных
проблем, сопровождающуюся овладением
необходимыми для их разрешения знаниями и
умениями по добыванию, переработке и применению
информации.

Для формирования учебно-познавательных
компетенций необходимы современные технологии
организации учебно-воспитательного процесса: технология
проблемного и проектного обучения; развития
критического мышления; обучения в глобальном
информационном сообществе и другие.

Какие из них я применяю в своей деятельности?
Вот некоторые из них.

Все чаще обращаюсь к технологии проектной
деятельности учащихся.
Проектная методика
является в настоящее время одной из самых
популярных и актуальных среди современных
технологий. Проект может быть индивидуальным, но
обычно каждый проект есть результат
скоординированных совместных действий группы
учащихся. Из практики могу сказать, что учащиеся
средних классов, как правило, предпочитают
групповую или парную работу. А вот
старшеклассники — индивидуальную. Школьники
получают возможность осуществлять творческую
работу, самостоятельно добывать информацию.

Проектная методика характеризуется высокой
коммуникативностью. Она предполагает:

  • выражение учащимися своего собственного
    мнения, чувств, активное включение в реальную
    деятельность;
  • при выполнении проекта происходит
    непроизвольное запоминание явлений и процессов;
  • в ходе работы над проектом стимулируется
    развитие творческого мышления, воображения;
  • кроме того, создаются условия не только для
    свободы выражения мысли, но и для осмысления
    воспринимаемого.

Технология проектов совмещена с информационными
технологиями
. Свои проектные работы ребята
представляют в виде презентаций, сбор информации
осуществляется с помощью сети Интернет.

Учебный процесс, целью которого является
формирование учебно-познавательной
компетентности, должен развиваться в рамках
личностно-деятельностного подхода. Считаю, что
одним из активных методов формирования
учебно-познавательной компетенции на уроке
является создание проблемных ситуаций, суть
которых сводится к воспитанию и развитию
творческих способностей учащихся, к обучению их
системе активных умственных действий. Эта
активность проявляется в том, что ученик,
анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая,
конкретизируя фактический материал, сам
получает из него новую информацию.



Изучая географию, предлагаю учащимся
учебно-познавательные задания в необычной форме,
создавая различные игровые ситуации. Что в
обучении, чаще всего вызывает удивление
школьника, ставит его в проблемную ситуацию. Прав
физик Луи де Бройль, сказавший: «Удивление -
мать открытия».
Вопросы и задания должны не
только создать проблемную ситуацию, но и
содержать в себе новизну информации,
необычность, неожиданность, странность,
несоответствие прежним представлениям и
красоту. Это повышает познавательный интерес к
предмету. В ходе решения проблемы на уроках
географии, обязательна работа с географическими
картами. Например: Есть такая шутка. Однажды
австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя,
и он от удивления упал в обморок. Родственники
пытались привести его в чувство, брызгая на лицо
холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из
них догадался — «выплеснул» в лицо несчастному
два ведра пыли. И фермер тот час пришел в себя.
Какие особенности климата отмечены в этой
австралийской шутке?

В сочетании с постановкой проблемного вопроса,
задач и заданий наиболее эффективным способом
активизации познавательной деятельности
является наглядность (картины, иллюстрации,
схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д.).
Демонстрируя слайды, электронные учебники,
учебные фильмы и другие аудиовизуальные
средства, я делаю паузу для постановки
проблемных вопросов, на которые ученики должны
получить ответ в ходе просмотра.

В своей практике я организую на уроках самостоятельные
практические работы
с разными источниками
географической информации. Достаточно часто
применяю технологию формирования приемов
учебной работы,
изложенной в виде правил,
планов описания и характеристик географических
объектов. Данный вид работы начинается в 6 классе
и продолжается в старших, в сочетании в другими
формами и методами. Развивать умения учащихся
характеризовать ГП гор, равнин, рек, морей
необходимо посредством формирования приемов
работы с географическими картами.

Среди педагогических технологий наиболее
известна технология листов опорных сигналов
(логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС).

О роли схем логических связей в обучении
географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая,
что схемы «научают выделять главное и
основное, приучают отыскивать и устанавливать
логические связи, существенно помогают ученикам
усваивать урок».

Опорные конспекты помогают учителю управлять
познавательной деятельностью школьников,
развивают умения самостоятельной работы,
индивидуальные способности, а также помогают
школьникам осуществить самоконтроль за
результатами учебной работы. Опыт работы
показывает, что обучение с применением опорных
конспектов развивает память, логическое
мышление, способность к анализу, монологическую
речь, раскрывает творческий потенциал,
индивидуальные способности учеников.

Обучение приемам графического
конспектирования имеет определенное
практическое значение, так как находит
применение в работе учеников с различными
источниками знаний по географии, так и по другим
предметам.

На уроках использую и схемы, и опорные сигналы,
и опорные конспекты, диаграммы, графики, профили.
Их роль очень важна, ведь в процессе обучения
созерцание обычно соединено с мышлением,
активизирует и концентрирует его. Еще Н.Н.
Баранский писал — «Ни один из других предметов в
такой степени не нуждается в наглядности и
занимательности, как география:»

Следуя словам Баранского Н.Н. на уроках
географии применимы игровые технологии,
вызывающие огромный интерес школьников,
особенно слабоуспевающих (в классах
коррекционно-развивающего обучения). Т.к. игры и
игровые упражнения способствуют развитию и
концентрации внимания и памяти, восприятия и
мышления. Развивающие упражнения повышают
активность учащихся, усиливают их потребности в
знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие
игровые упражнения, как:

  1. Найди лишнее слово,
  2. Что такое? Кто такой?;
  3. Отгадай загадку, расшифруй ребус;
  4. Географическая цепочка;
  5. Подбери пару;
  6. Географические кроссворды, шарады.
  7. Работа с «осколочной картинкой» и др.

Игровые технологии возможно использовать как
на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.

Развитию познавательного интереса,
активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся способствуют и групповые технологии (работа
в группах). Группы формируются по желанию
учащихся, с учетом их интересов, и, желательно с
разными учебными возможностями. При
коллективной работе действует схема: учитель -
коллектив — ученик. Эта форма деятельности
школьников опирается на их самостоятельную
работу, способствует развитию чувства
ответственности и зависимости, самокритичности.

Так же одним из способов реализации данной
компетенции является проведение проверочных работ
в форме теста.
Тренировочные тестирования
небольшого объёма я провожу регулярно в процессе
изучения темы и по итогам изучения темы. Тесты
содержат задания не только на воспроизведение
фактических знаний, но и на воспроизведение
общеучебных и географических умений и способов
деятельности (заполнение таблиц, составление
схем, работа с типовым планом и т.д.). Причем
именно умение решать тесты для детей будет очень
полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать
единый государственный экзамен в форме теста.

Итак, решение проблемы формирования
учебно-познавательной компетентности учащихся в
процессе обучения географии является весьма
сложным процессом. Внедрение в учебный процесс
комплекса методик и технологий, способствует
результативности. Только деятельностный
характер обучения, организация самостоятельной
работы учащихся с различными источниками
географической информации на уроках позволяет
формировать учебно-познавательные компетенции
на материале содержания учебного предмета
географии
.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь».




Следующий: