Формирование учебно-познавательной и информационной компетенции учащихся через работу с разными источниками географической информации

В современной методической печати
сформулированы ключевые компетенции
отечественного образования, над формированием
которых должен работать современный учитель. На
своих уроках я работаю не только над освоением
учащимися стандарта образования по географии, но
и над формированием учебно-познавательных и
информационных компетенции на материале
содержания учебного предмета географии.

Обеспечить качественное усвоение стандарта
образования возможно только через
деятельностный подход к обучению. С этой целью я
организую на своих уроках самостоятельные
работы с разными источниками географической
информации. Самостоятельные работы,
организованные на уроках географии регулярно,
позволяют мне работать над формированием учебно-познавательных
компетенций
учащихся. Начиная с 6 класса, у
учащихся вырабатываются разнообразные навыки
самостоятельной познавательной деятельности.
Накопленный опыт я представила в статье «Развитие
общеучебных умений и навыков, логического и
творческого мышления через систему
самостоятельных работ с различными источниками
географической информации»
. Статья размещена
на сайте festival.1september.ru
«Открытый урок» и на дисках «Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 гг.
Материалы участников».

Уровень усвоения стандарта образования я
контролирую с помощью тестов. Тренировочные
тестирования небольшого объёма я провожу
регулярно в процессе изучения темы и по итогам
изучения темы. Диагностическое тестирование
провожу один раз в полугодие. Тесты разработаны
мною таким образом, чтобы они содержали задания
не только на воспроизведение фактических знаний,
но и на воспроизведение общеучебных и
географических умений и способов деятельности
(заполнение таблиц, составление схем, работа с
типовым планом и т. д.). Примеры тестирований
приведены в Приложении 1.

Результаты диагностических тестирований
обычно довольно высокие. Это можно объяснить тем,
что учащиеся подготовлены с помощью
тренировочных тестов к воспроизведению базового
уровня образования, а также у них вырабатывается
навык выполнения тестовых заданий разного
характера. Таким образом, система тренировочных
и диагностических тестов обеспечивает не только
контроль за усвоением стандарта образования, но
и позволяет проводить подготовку учащихся к
итоговой аттестации в рамках ЕГЭ. Кроме этого,
выход на диагностическое тестирование с
достаточно высоким уровнем подготовленности и
написание тестирования с хорошим результатом
создаёт у учащихся ситуацию успеха, что является
одним из принципов личностноориентированного
обучения.

На мой взгляд, география как учебный предмет
обладает большим потенциалом для формирования информационных
компетенций
учащихся, что в современном мире
особенно важно.

Информационные компетенции включают в себя
навыки деятельности по отношению к информации в
учебном предмете. В рамках тематического
планирования по географии практически на каждом
уроке изучается новая тема. В таком режиме
изучения учебного материала особенно остро
стоит проблема прослеживания учащимися
последовательности изучения тем уроков в
разделе, логики изучения темы, выделение
главного в теме.

Одним из способов решения этой проблемы я
считаю создание презентаций Power Point как опорного
«скелета» урока (см. Приложение 2).
Я слышала много мнений «за» и «против»
презентаций созданных учителем и используемых
на уроке. Конечно, лицензионные учебные DVD по
географии (которые я тоже использую на своих
уроках) содержат красочный, зрелищный
иллюстративный и картографический материал,
помогающий создать образ изучаемой территории
или явления. Но, работая с ИКТ на уроке второй год,
я пришла к выводу, что если в кабинете нет
персональных компьютеров для каждого ученика, а
есть только мультимедиапроектор и экран, то
содержание DVD чаще всего используется именно как
иллюстративный материал.

А презентация Power Point в таких условиях
преподавания имеет несомненные «плюсы»:

Последовательность слайдов отражает логичное
построение урока продуманное учителем
(постановка целей урока, основное содержание с
сопутствующими заданиями, подведение итогов
урока).

Выделение главного в содержании (на слайде
только ключевая информация, которая
комментируется учителем или учащимися, в
зависимости от вида деятельности на уроке).

Обратная связь (например: задание для
самостоятельной работы — слайд с ожидаемым
результатом — самопроверка; или: экспресс-тест -
самопроверка).

Завершенность (при подведении итогов урока -
возвращение к целям урока).

Конечно, нужно иметь в виду, что далеко не на
всех уроках возможно использование презентаций,
особенно в условиях работы учителя-предметника
сразу на нескольких параллелях классов. Создание
качественных, продуманных презентаций требует
от учителя определённых временных затрат. На мой
взгляд, целесообразно использовать презентации
при изучении теоретического материала, особенно
в старших классах.



В 10 классе я работаю по учебнику
В.П.Максаковского «Экономическая и социальная
география мира». Этот учебник обладает хорошим
дидактическим и методическим аппаратом,
теоретический материал дан объёмно, с множеством
примеров. Опыт моей работы показывает, что если
при изучении нового теоретического материала на
уроке совмещать использование презентации Power
Point и работу с текстом и заданиями учебника, то
продуктивность работы учащихся на уроке
повышается. При подведении итогов урока у
учащихся не возникает проблем при выделении
главного и установлении причинно-следственных
связей в изученном материале. Кроме этого
следует отметить, что на уроке каждый ученик
получает информацию через несколько каналов:
видит содержание слайда, слушает комментарий
учителя, анализирует текст учебника, отбирает и
записывает необходимую информацию в тетрадь.

Проверка тетрадей учащихся после таких уроков
показывает, что даже у слабых учеников в тетради
присутствуют записи основного содержания темы,
выделены главные моменты. Если после выполнения
задания предлагается слайд с ожидаемым
результатом работы, то при самопроверке учащиеся
проводят в тетради коррекцию записей, если это
необходимо.

После изучения темы «Население мира» в 10
классе, при изучении которой на уроках я
использовала презентации, мною было проведено
анкетирование учащихся. Я получила следующие
результаты:


Пункты анкеты % выбора
1.Презентация никак не влияет на
запоминание содержания темы.
6%
2. Презентация помогает проследить
логику внутри темы.
81%
3. Презентация помогает выделить
главное.
91%
4. Презентация привлекает как новый вид
подачи информации.
75%
5. Презентация помогает лучше запомнить
содержание темы.
80%

Таким образом, учащиеся отметили положительные
стороны наличия презентации на уроке. При
использовании презентации Power Point как опорного
«скелета» урока формируются следующие навыки
деятельности по отношению к информации в учебном
предмете: соотнесение «сжатой» информации на
слайде и «развёрнутой» информации в учебнике,
выделение главного в материале темы,
установление логических связей между темами
уроков и внутри темы урока, отбор информации для
записи в тетради.

Не менее важными информационными
компетенциями
можно считать поиск, анализ и
отбор необходимой информации, её преобразование,
сохранение и передача. Формирование этих
компетенций на уроках географии происходит при
выполнении творческих работ с разными
источниками географической информации.
Некоторые виды таких работ описаны мною в
упомянутой уже статье (раздел «Самостоятельные
работы с дополнительными источниками
информации»). В старших классах учащиеся в
принципе уже имеют представление о современных
средствах информации и информационных
технологиях, которое они получают на уроках
информатики. Учителя-предметники могут
использовать и продолжать формировать эти
информационные компетенции на материале своих
предметов.

На уроках в 10 классе при изучении раздела
«Регионы мира» я даю учащимся задание:
подготовить сообщение о стране в форме
презентации PowerPoint. Презентация должна отражать
экономико-географические особенности страны,
визуальные ассоциации, интересные факты. Объём:
6-8 слайдов. Перед изучением темы учащимся
предлагается список стран, из которого каждый
выбирает одну (работа индивидуальная или в
парах). Презентация работ проходит на
уроке-конференции. Подобный вид деятельности
формирует умение работать с ресурсами Интернет,
отбирать материал, оформлять в виде презентации
PowerPoint, формирует опыт публичных выступлений.
Уровень презентаций изготовленных учащимися
разный, лучшие презентации могут быть оценены не
только учителем географии, но и учителем
информатики (см. Приложение 3).

Таким образом, деятельностный характер
обучения, организация самостоятельных работ с
различными источниками географической
информации, использование ИКТ на уроках
обеспечивает качественное усвоение учащимися
стандарта образования по географии, позволяет
формировать учебно-познавательные и
информационные компетенции на материале
содержания учебного предмета географии.




Следующий: