Формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с учебником в процессе изучения курса химии



Необходимость использования в учебном процессе
самостоятельной работы учащихся с учебником не вызывает сомнений. Учебник — это
основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и
овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник
выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции.

Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника
можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована
привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на
поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные
таблиц.

Умение учащихся работать с учебником во многом зависит от
того, как эту деятельность организует учитель.

Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из
его задач.

Целесообразно предлагать задания нарастающей трудности. Легче
всего пересказать текст или найти ответ на поставленный в учебнике вопрос
(задания на воспроизведение знаний). Наиболее трудны задания, при выполнении
которых учащиеся осуществляют перенос знаний, например формулировка выводов о
закономерном изменении свойств веществ, образованных химическими элементами
одной или разных групп периодической системы Д. И. Менделеева, сравнение и
анализ информации, помещенной в таблицах.

Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала
велик. В этом случае учащиеся могут какую-то часть его проработать на уроке под
руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником и в том случае,
когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением различных
средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научить
учащихся использовать книгу при выполнении домашних заданий.

При изучении темы «Подгруппа азота» я обычно предлагаю
учащимся самостоятельно рассмотреть по учебнику производство аммиака и
химические реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты.
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника сочетается с объяснением
учителя, что помогает учащимся проконтролировать себя.

Приступая к изучению каждого вопроса, разъясняю учащимся
учебные цели, а также определяю и воспитательные: научиться рационально
планировать свою деятельность на уроке, работать с учебником, логически
осмысливать изучаемый материал.

Урок по теме «Производство аммиака»

В начале урока задаю учащимся вопрос: почему возникла
необходимость в промышленном получении аммиака? В процессе беседы они приходят к
правильным выводам. Далее предлагаю учебное задание (независимо от того, где
изучается материал — на уроке или дома, важно, чтобы учащиеся получили четко
сформулированное, конкретное учебное задание).

Учебное задание по теме «Производство аммиака»

Раздел I

1. В промышленности аммиак получают при взаимодействии азота и
водорода. Составьте уравнение этой реакции, если известно, что она
экзотермическая и обратимая. В случае возникших затруднений обратитесь к
учебнику (Во всех заданиях указаны ссылки на конкретные страницы учебника, по
которому занимаются учащиеся).
2. Какое сырье необходимо для производства аммиака? Подумайте,
как и откуда его можно получить. Кратко запишите ответы в тетрадь.
3. Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь условия проведения
реакции (температура, давление, катализатор).
4. Найдите в учебнике ответы на вопросы 4.1-4.4.
4.1 К чему приведет понижение температуры ниже 400 °С?
4.2 Почему нельзя повысить температуру выше 500 °С? Подтвердите ответ данными из таблицы.
4.3. Почему необходимо вести процесс при высоком давлении
(30-100 МПа)? Подтвердите ответ данными из таблицы.
4.4. Как влияет повышение давления на смещение химического
равновесия?

Подготовьтесь отвечать на данные вопросы устно.

Раздел II

  1. Рассмотрите схему производства аммиака. Под заголовком
    «Основные аппараты для производства аммиака» выпишите в тетрадь названия
    основных аппаратов, обозначенных на схеме.
  2. Прочитайте описание процесса производства аммиака. Анализируя
    прочитанное и используя схему, объясните устройство и принцип работы колонны
    синтеза, холодильника и сепаратора.
    Подготовьтесь отвечать на данные вопросы устно.
  3. Сделайте вывод о том, какие принципы производства
    используются при получении аммиака. Запишите их в тетрадь.

Приблизительно через 15 мин после начала работы над заданием
провожу фронтальную беседу по вопросам раздела I. Учащиеся активно участвуют в
обсуждении и проверяют записи в тетрадях. Основные положения записываю на доске.



После этого учащиеся продолжают работать над разделом II.
Выполнение задания этого раздела проверяю в ходе фронтальной беседы с
использованием таблиц и плакатов. Дополняю ответы учащихся сведениями об
устройстве и принципах работы основных аппаратов.

В результате на классной доске и в тетрадях учащихся
получается конспект примерно следующего содержания.

Производство аммиака

N2 + 3H2 ←→ 2NH3 +
Q

Реакция обратимая, экзотермическая, каталитическая.

Сырье

N2 — из воздуха (78 % N2;
21 % 02). Метод разделения основан на различии температур
кипения газов: t кип.(N2) = -196°С, t кип
(02) = -183°C.

Н2 — из природного газа (конверсия метана СН4
+ Н20 ←→ СО + ЗН2); коксового газа; при
электролизе воды.

Условия проведения реакции

  • t =

450-500 °С;

  • р =
  • 30-100 МПа;

  • кат. — Fe (добавки К20, А120з).
  • Основные аппараты для производства аммиака

    • Колонна синтеза
    • Холодильник
    • Сепаратор

    Принципы производства

    • Теплообмен
    • Противоток
    • Циркуляция реагирующих веществ
    • Автоматизация процессов

    Выбор оптимальных условий производства

    Подводя итог урока, обращаю внимание учащихся на единство
    основных закономерностей управления химическими процессами в производствах
    серной кислоты и аммиака. Затем заслушиваем сообщения учащихся о профессиях
    работников аммиачного производства.

    Урок по теме «Химические реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты»

    В начале урока обсуждаем возможные способы получения азотной
    кислоты в лаборатории и промышленности, обосновываем выбор аммиака в качестве
    сырья. Далее предлагаю учащимся по учебнику самостоятельно ознакомиться с
    реакциями, лежащими в основе производства азотной кислоты, используя записанную
    на доске схему превращений.

    В течение 20 мин учащиеся работают самостоятельно, заполняя
    таблицу. Затем в ходе фронтальной беседы проверяем правильность ее заполнения,
    при этом желательно продемонстрировать заполненную таблицу через графопроектор.

    Производство азотной кислоты

    Вопросы

    Стадии производства

    1 стадия

    2 стадия

    3 стадия

    1. Название стадии

    2. Уравнение реакции, электронный баланс

    3. Характеристика реакции

    4. Оптимальные условия проведения реакции

    Предлагаемая форма организации работы учащихся с
    учебником оптимально сочетает слово учителя и самостоятельную деятельность
    учащихся. В результате школьники приобретают неоценимые навыки использования
    научной литературы и в то же время умение организовывать и контролировать
    свою деятельность.




    Следующий: