Формирование у школьников желания и умения учиться. Развитие учебной мотивации младших школьников

В современной школе вопрос о мотивации учения
без преувеличения можно назвать центральным, так
как мотив является источником деятельности и
выполняет функцию побуждения. Младший школьный
возраст благоприятен для того, чтобы заложить
основу для желания и умения учиться.

Под мотивацией учения принято понимать
процессы, методы и средства побуждения учащихся
к продуктивной познавательной деятельности,
активному освоению содержания образования.

Мотивация есть процесс изменения состояний и
отношений личности, который основывается на
мотивах, а именно конкретных побуждениях,
причинах, заставляющих личность действовать и
совершать те или иные поступки. В роли мотивов
выступают потребности и интересы, стремления и
эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно
определить и как отношение школьника к предмету
деятельности, направленность на эту
деятельность < Приложение 1 Слайд2>.

В педагогике и психологии принята широкая
классификация мотивов. Так, по видам
деятельности, выделяют социальные (широкие
социальные, узкие социальные, мотивы социального
сотрудничества) и познавательные мотивы (широкие
познавательные, учебно-познавательные мотивы,
мотивы самообразования).

Исследователи объединяют данные мотивы в
определенные группы по направленности и
содержанию:

  • Социальные;
  • Познавательные;
  • Профессионально-ценностные;
  • Эстетические;
  • Коммуникационные;
  • Статусно-позиционные;
  • Традиционно-исторические;
  • Утилитарно-практические (меркантильные)
    < Приложение1 Слайд3>.

Мотивы школьников можно разделить на
побудительные (лежат в основе целенаправленных
действий) и смыслообразующие (переводят
общественно значимые ценности на личностный
уровень); внешние (исходят от педагогов,
родителей, часто приобретают форму принуждений)
и внутренние (внутренние побудительные силы
школьника); осознанные (умение рассказывать о
причинах, побуждающих к тому или иному действию)
и неосознанные; реальные (осознаваемые педагогом
и обучаемым) и мнимые.

Л.И. Божович отмечает, что «в системе мотивов,
побуждающих учебную деятельность младших
школьников, социальные мотивы занимают
настолько большое место, что способны определить
положительное отношение детей к деятельности,
даже лишенной для них непосредственного
познавательного интереса» [2] < Приложение1 Слайд4>.

Мотивация деятельности в школьном возрасте
имеет свои особенности. С.Т. Шацкий выделяет
среди них такие, как:

Стремление детей к общению, развитый инстинкт
общительности;

Дети — настойчивые исследователи по природе,
отсюда их легко возбуждающееся любопытство,
бесчисленное количество вопросов, стремление
все трогать, ощущать, пробовать;

Постоянное выдвижение своего «Я»,
эгоцентризм, огромное развитие фантазии и
воображения (инстинкт детского творчества);

Инстинкт подражательности [14] < Приложение1 Слайд5>.

Отношение школьника к учебе обычно
характеризуется активностью, которая определяет
степень «соприкосновения» обучаемого с
предметом деятельности педагога.

В структуре активности выделяют компоненты:

  • Готовность выполнять учебные действия;
  • Стремление к самостоятельной деятельности;
  • Сознательность выполнения заданий;
  • Систематичность обучения;
  • Стремление повысить свой личный уровень и пр.

С познавательной активностью напрямую связана
самостоятельность школьника (определение
объекта и средств деятельности без помощи
педагога и родителей). Адольф Дистерверг
подчеркивает роль самостоятельности учащихся в
обучении: «Приучай ученика работать, заставь его
не только полюбить работу, но настолько с ней
сродниться, чтобы она стала его второй натурой,
приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо
иначе, как собственными силами что-либо усвоить;
чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял
себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал
из себя стойкого человека» [13] < Приложение1 Слайд6>.

Одной из задач учителя является активизация
учеников, управление их активностью. Иными
словами, учитель должен постоянно побуждать
школьников к энергичному и целенаправленному
учению, используя различные пути активизации.
Психологи выделяют стимулы активизации учебной
деятельности школьников:

Обращайтесь к самолюбию (следует поощрять
стремление учеников к новым достижениям);

Демонстрируйте достижения. В.Шаталов
предлагает использовать «систему открытых
перспектив», полагая, что обнародованный
рейтинг придают чувство уверенности и
удовлетворения собой;

Поддерживайте соперничество с осторожностью
(важно, чтобы соперничество между учащимися
напоминало спортивное соревнование с равным
шансом на победу;

Хвалите (похвала должна быть спонтанной,
объективной, точно адресованной, искренней);

Критикуйте сопереживая

- подбадривающая критика; критика-упрек;
критика-аналогия; критика-надежда;
критика-похвала; безличная критика;
критика-озабоченность; критика-сопереживание;
критика-сожаление; критика-удивление;
критика-ирония и пр.

Ищите нестандартные решения;

Дайте учащимся шанс спасти свой престиж;

Создавайте хорошую репутацию своим ученикам [4,
10, 12]. < Приложение1 Слайд7>

В своей педагогической практике учителя
начальной школы № 1740 используют разнообразные
формы, средства и методы обучения, направленные
на формирование активности учащихся и
способствующие повышению качества
учебно-воспитательного процесса.

Накопленный
педагогический опыт демонстрирует, что
наибольший активизирующий эффект на уроках дают
ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое
мнение, принимая участие в дискуссиях;
рецензируя ответы своих одноклассников;
объясняют более слабым ученикам непонятные
задания; имеют возможность выбирать задание
различного уровня сложности и пр. < Приложение1 Слайд8>.

Одним из сильных мотивов учебной деятельности
является интерес. Интерес определяют как
положительное оценочное отношение субъекта к
его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С.
Выготский отмечает, что интерес учащихся не
должен быть

связан лишь с похвалой, страхом, желанием
угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению,
зарождается и сохраняется лишь в том случае, если
вся школьная система построена «: в
непосредственной близости к жизни, учит детей
тому, что их интересует, начинает с того что им
знакомо и естественно возбуждает интерес» [5] .
< Приложение1 Слайд9>.

В арсенале каждого учителя начальных классов
нашей школы имеются педагогические технологии:
игровые, коммуникативные, исследовательские,
здоровьесберегающие, информационные. Наши
педагоги уже в начальной школе демонстрируют
разные стратегии работы

. Для стимуляции
учебной деятельности учащихся на уроке важную
роль играет рефлексия в конце урока.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке
ученик переживал радость открытия, чтобы у него
формировалась вера в собственные силы и
познавательный интерес

. Необходимо помнить о
важной роли внеаудиторной форме работы с
младшими школьниками (театральные постановки,
учебные экскурсии и пр.), а также работе с
родителями (тематические родительские собрания,
на которых знакомят с психологическими и
физиологическими особенностями младших
школьников, раскрывают роль родителей в
формировании учебной мотивации и пр.)
< Приложение1 Слайд10>.

Бесспорно, что интерес обучаемых напрямую
связан с уровнем и качеством приобретенных
знаний, сформированности способов умственной
деятельности. С другой стороны, не менее важным
является отношение учащихся к учителю
. Василий
Ключевский заметил, что «чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь» [13] . < Приложение1 Слайд11>. На наш взгляд, в этом высказывании
скрыта формула успеха педагога. Увлеченное
преподавание, новизна учебного материала,
практическое применение полученных знаний,
доверительные отношения между педагогом и
учащимися, педагогический такт и мастерство
учителя являются основой формирования
устойчивого интереса учащихся к учебной
деятельности.

Педагогу, особенно в начальной школе, следует
избегать однообразия и монотонности в учебном
процессе и стремиться поддерживать необходимую
напряженность процесса обучения. Общеизвестно,
что во время однообразной деятельности снижется
интерес и, как следствие, концентрация внимания
школьников, тогда как разнообразнее учащиеся
рассматривают как что-то приятное и происходит
мобилизация сил.

М.Анчаров иронично заметил, что «дети родятся
гениями, потом их переучивают во взрослые» [13]
< Приложение1 Слайд12>. Поступивший в первый
класс ребенок как бы выражает себя в формуле: «Я
хочу учиться». С помощью учителей в начальной
школе он трансформирует представление о себе
таким образом, что в подростковом возрасте
проявляет себя в формуле: «Я хочу и могу
учиться». Далее, в старшей школе в
сотрудничестве с педагогами и сверстниками
укрепляется убеждение, с которым он покидает
школу: «Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь.»

Использованная и рекомендуемая литература:

  • Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в
    детском возрасте — М.: Педагогика, 1968.
  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
    технологи. — М., 1989.
  • Выготский В.С. Динамика умственного развития
    школьника в связи с обучением // Педагогическая
    психология — М., 1991.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.,
    1995.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с
    ребенком так? — М.: ООО АСТ, 2008.
  • Закон РФ «Об образовании» от 23.01.1996.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
    - М.: Просвещение, 1982.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения:
    Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
  • Педагогика: Учебное пособие / Под ред.
    Пидкасистого П.И. _ М., 1996.
  • Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии:
    Учебно-практическое пособие. — М.: «Гном-Пресс»,
    Московское городское педагогическое сообщество,
    1999.
  • Сокровищница вечных истин. Афоризмы / Сост. С.Б.
    Барсов. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
  • Шацкий С.Т. педагогические сочинения. — М., 1962-1964.
  • Приложение.

    Следующий: