Формирование у школьников умения учиться

В последнее десятилетие изменились
приоритетные ценности школьного образования: от
ценности формирования знаний и умений школа
переориентируется на ценности развития
способностей.

Развитое умение учиться есть характеристика
субъекта учения, способного к самостоятельному
выходу за пределы собственной компетентности
для поиска способов действия в новых ситуациях.

Формирование умения учиться — задача всех
ступеней школьного образования, она не может
быть полностью решена в рамках начальной школы,
однако если в начальной школе не заложить основы
этого умения, то в старшей школе юноши и девушки,
умеющие учиться, будут не правилом, а счастливым
исключением.

Когда заходит речь о человеке, умеющем учиться,
возникает образ книжника, одержимого
познавательной страстью. Однако умение учиться
обнаруживает себя не только в сфере познания и не
совпадает с умением пользоваться справочной
литературой и добывать нужную информацию из
книг.

Подчеркнем еще раз: это не только
интеллектуальные, познавательные задачи. Умение
учиться применимо ко всем сферам общественного
сознания — науке, искусству, нравственности,
праву.

Итак, в умении учиться мы выделяем две
составляющие:

  • рефлексивные действия;
  • поисковые действия.

Рефлексия (от позднелат. reflexio
обращение назад) размышление, самонаблюдение,
самопознание; вообще мышление, в частности -
обращение внимания на собственную деятельность
сознания.

К личностным (рефлексивным) действиям ученика,
которые свидетельствуют о становлении его
внутреннего личностного опыта, могут быть
отнесены (В.В. Сериков):

  • притязание на определенный результат, учебное
    достижение, степень трудности избираемой задачи;
  • оценка изучаемых событий, явлений,
    целенаправленный поиск таких аспектов
    материала, которые бы позволили ученику заявить
    о своем отношении к ним, о собственной позиции в
    отношении изучаемого;
  • самостоятельное принятие решений, создание
    жизненных программ, моделирование,
    «проигрывание» собственного жизненного пути;
  • выявление собственных проблем, связанных с
    дефицитом определенного опыта, знаний, навыков,
    уверенности, личностных качеств;
  • регуляция собственных переживаний, внутренних
    коллизий, адекватные выводы из жизненных
    эксцессов;
  • поиск жизненных смыслов, самоопределение в
    отношении различных жизненных ценностей.

Рефлексивные действия необходимы для того,
чтобы опознать новую задачу, для решения которой
человеку недостает его знаний и умений, и
ответить на первый вопрос самообучения: чему
учиться?

В начальной школе должна быть заложена основа
не только предметного знания, но и знания о
собственном незнании.

Если ученики на протяжении всего начального
обучения будут предъявлять учителю только свои
знания и всячески ограждаться от встречи с
ситуациями, где их знания вступают в
противоречие с новыми фактами, то в основной
школе умение учиться станет достоянием немногих
избранных.

Поисковые действия, необходимы для
приобретения недостающих умений, знаний,
способностей, для ответа на второй вопрос
самообучения: как научиться.

Этот вопрос имеет три ответа, три способа выйти
за пределы собственной компетентности:

  • самостоятельно изобрести недостающий способ
    действия, то есть перевести учебную задачу в
    творческую, исследовательскую,
    экспериментальную;
  • самостоятельно найти недостающую информацию в
    любом «хранилище», прежде всего — в книгах и
    Интернете;
  • запросить недостающие данные у знатока и
    умельца.

Умение работать с книгой и прочими источниками
информации может быть сформировано весьма рано,
но не на первых шагах обучения: дети должны по
крайней мере выучиться читать. Систематическое
освоение этого способа расширения собственной
компетенции — задача основной школы.

В ряду всех «хранилищ» материального и
духовного опыта, которые могут стать для
умеющего учиться источником расширения его
индивидуального опыта, особо выделена фигура
учителя. Учитель как особая социокультурная
позиция взрослого — это тот, кто учит самому
ученью.

Разница между учителем и умельцем, мастером,
состоит в следующем.

1. Умелец погружает ребенка в совместное
действие и учит собственным примером.

2. Учитель разрывает поток практического
действия, добивается его остановки, чтобы
высвободить фазу чистого обучения -
предварительной ориентировки в том, зачем, как и
что предстоит делать. Учитель учит не столько
действовать, сколько планировать будущее
действие и искать его способы.

3. Сотрудничество с умельцем формирует в
ребенке такого же умельца, в конце совместной
работы умелый взрослый и ребенок (в идеале)
станут равны в своей умелости.

4. Сотрудничество с учителем не предполагает
такого конечного тождества. Учитель — этот тот,
кто способен научить любого ученика учиться,
сделать его субъектом самообучения. Результатом
своих трудов учитель доволен в том случае, если
ученик будет способен учить самого себя, но не
умению учиться, а любому другому умению.

5. Итак, умелец формирует умельца, а учитель не
коллегу — учителя, а учащегося (себя).

Социокультурная позиция учителя необходима
там, где обучение делу должно быть отделено от
самого деланья, где нельзя выучиться,
«заражаясь» деланьем (как малыши учатся
говорить, одеваться, играть). Учитель и нужен
ученику для того, чтобы, стоя на границе обучения
и дела, ориентировки и исполнения, удерживать
ученика в состоянии ориентировки, не давать ему в
погоне за результатом терять из внимания способы
действия.

К исполнению учитель побуждает ученика лишь с
одной целью: чтобы ребенок выяснил, владеет ли он
способом действия или надо продолжить учение.

Иными словами, предметом совместных действий
ученика и учителя является граница
компетентности ученика и способы перехода этой
границы.

Узнаваемыми приметами умения младшего
школьника учиться, то есть искать способы
расширения собственной компетентности, являются
прежде всего вопросы, обращенные к учителю.

Эти вопросы содержат: указание на существенное
отличие новой задачи от уже освоенных; гипотезу о
способе ее решения, к совместной проверке
которой ученик приглашает учителя.

Пример:

Ребенок: В слове УЧЕНИК корень УЧ. Орфограмма за
корнем. Я не знаю, как ее проверять.

Учитель: Ты хочешь, чтобы я тебе подсказала,
какую букву писать?

Ребенок: Я знаю, что пишется Е, но я не пойму,
почему: ведь можно проверить и словом УЧЕБНИК, и
словом УЧИТЬСЯ…

С чем не надо путать умение учиться?

Умение учиться в качестве ценности и цели
образовательного процесса вошло в обиход
массового педагогического сознания как бытовой
термин задолго до его понятийного анализа в
теориях обучения.

Не случайно в школьных программах умение
учиться просто через запятую было добавлено к
списку более классических школьных умений:
школьники должны уметь считать, читать, писать,
учиться. Произошло это в конце 70-х годов под
влиянием информационной революции, предъявившей
производителям новое требование пожизненной
переквалификации. Что же стало пониматься под
термином «умение учиться»? Для ответа на данный
вопрос выделим основные представления о
школьнике, не обладающем таким умением.

Обычно за жалобой учителей и родителей «Он(а)
не умеет учиться» стоят две группы симптомов:

  • ребенок с трудом включается в работу, часами
    просиживает за домашним заданием, отвлекается,
    забывает вопрос задачи, едва начав ее решать…; в
    подавляющем большинстве случаев
    психологическое обследование выявляет
    нормальный уровень развития интеллектуальной
    сферы ребенка при низком уровне развития
    организации деятельности;
  • ребенок с трудом усваивает новый материал,
    плохо запоминает, при пересказе не выделяет
    существенного, нуждается в большом числе
    тренировочных упражнений…; и в этом случае
    психологическое обследование редко
    обнаруживает грубое снижение интеллектуального
    уровня; однако у ребенка, как правило,
    наблюдается интеллектуальная пассивность,
    невладение эффективными стратегиями
    мыслительных и мнемических действий.

Пропедевтику и коррекцию подобных проявлений
«неумения учиться» также ведут двумя путями:

  • ребенка учат навыкам самоорганизации;
  • применению оптимальных мнемотехник и
    мыслительных стратегий.

Обучение навыкам самоорганизации и
умственного труда существенно повышает
эффективность обучения школьников. Однако
понятия «обучаемость» и «умение учиться» не
совпадают. Они различаются по чрезвычайно
существенному параметру: по способу передачи
знаний, умений, способностей от учителя к
ученику.

Хорошо обучаемыми называют тех учеников,
которых легко учить, то есть удобных объектов
обучения.

Умеющими учиться называют тех, кто способен
учить себя, то есть быть субъектом учения -
инициатором постановки и решения новых задач.

Кроме того, умение учиться нередко
отождествляется с умением выполнять задания
индивидуально, не обращаясь ни к кому за помощью.
Обычно такая работа называется самостоятельной,
однако это неверно. Само значение слова
«самостоятельность» как «свобода от внешних
влияний, принуждений, от посторонней поддержки и
помощи… способность к независимым действиям,
суждениям, обладание инициативой,
решительность» (Толковый словарь русского языка
/ Под ред. Д.Н. Ушакова) указывает на резкое
сужение понятия при рассмотрении
самостоятельности лишь как умения обходиться
без помощи. Природа независимости,
инициативности, решительности явно не сводится к
предметным умениям. На ранних этапах обучения,
когда ребенок еще не в состоянии справиться с
новой задачей без всякой помощи, умение учиться
обнаруживается в способности ребенка
инициировать учебное взаимодействие со
взрослым, высказывая предположения о
неизвестном, предлагая способы проверки своих
гипотез. Точками рождения учебных инициатив
младших школьников являются встречи с
противоречиями.

Следующий: