Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни через элементы этнопедагогики

Одна из важнейших задач дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья
детей. Исходя из этой задачи, ключевым понятием будет “здоровье”. Здоровье – это
состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой
и отсутствием каких-либо болезненных отклонений. Согласно определению Всемирной
организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и
социальной категорией, отражает уровень телесного, душевного и социального
благополучия. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья,
жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. По
данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения
РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в
состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Поэтому проблему здоровья, следует рассматривать в широком социальном аспекте. С
этой позиции в центре, здоровье детей должны находиться, во-первых, семья,
включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образование
учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е.
социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ осуществляется поиск новых подходов к оздоровлению детей,
базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге
состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенности его
организма, индивидуализации и профилактических мероприятиях создании
определенных условий. Одним из таких условий является реализация
многофункциональности и реализация программы здоровья. Основной целью, которой
является: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей,
педагогов, родителей стойких привычек к здоровому образу жизни, ответственности
за сохранение собственного здоровья.

Здоровьесберегающая педагогика нашего дошкольного учреждения состоит из
следующих блоков: медико-диагностический, организационно-педагогический и
содержательный

Мы остановимся на втором блоке: организационно-педагогическом, в основе
которого лежат оптимизация образовательного процесса и создание здоровье
сберегающей среды.

В здоровьесберегающую среду входят следующие позиции:

Вербальная – культурная, не агрессивная речь, наполненная лаской и добротой.
Эмоционального – поведенческая – спокойная обстановка, толерантность к
особенностям детей и их индивидуальности

Экологическая – создание живых уголков, носящих воспитательный характер,
оборудование физкультурно-оздоровительных уголков, фитодизайн помещений.

Культурологическая – формирование детей общей культуры и культуры здоровья.

Культура является главным источником духовности. Русская пословица гласит “В
здоровом теле – здоровый дух”. Особую роль в жизни ребенка, в формировании ее
личностных, физических качеств несет культура своего народа. “Где родился – там
и пригодился” (русская пословица). Через народные песни, игры, сказки,
следование народным традициям и обрядом формируется будущий гражданин своего
Отечества, творческим началом которого являлся бы духовный смысл. По данным
Гарбузова В.И., у человека есть врожденный инстинкт свободы и уже в раннем и
дошкольном возрасте следует развивать осознанную свободу ребенка, расширять
границы знакомства с социумом, обогащать интеллект. Академик Н. Амосов
утверждает что “…ребенок начала 21 века сталкивается с тремя проблемами
цивилизации: накопление отрицательных эмоций без физической разрядки,
неправильное питание и гиподинамия” ограниченный пространством квартиры , группы
детского сада, города малыш слишком мало двигается, а значит органы и системы
организма не тренированы, накапливается лишняя масса тела, выход врожденной
энергии слишком ограничен. Помочь в решении данной проблемы могут методы
этнопедагогиги.

Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения ,
складывающаяся веками в этносе.

Этнос – (от греческого группа, племя, народ) межпоколенная группа людей
объединенная длительным проживанием на определенной территории, общим языком,
культурой и самосознанием.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и
мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры здоровья
создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку
наиболее полно реализовывать свою индивидуальность. Основой своей деятельности
по привитию детям оптимального двигательного стереотипа, любви к движению и
физической активности, одному из направлений формированию культуры здоровья я
считаю возможности природы родного края, устного народного творчества. На
протяжении семи лет, я занимаюсь изучением этнокультурных, природных,
экологических условий Прибайкалья на формирование общей культуры и культуры
здоровья. Одним из средств этнокультурных условий, наиболее органично влияющих
на формирование стартовых позиций детей при поступлении в школу выделяют
легенды, сказки, авторские и народные сказки “Малой Родины”, традиции и устои. В
работе с детьми по формированию здорового образа жизни я чаще всего использую

“Байкальские сказки” под редакцией В.П. Стародумова и авторские сказки, в том
числе и совместно сочиненные с детьми и родителями. В подобных сказках всегда
есть то, что в фольклоре выражено: “…сказка ложь, да в ней намек – добрым
молодцам урок!” приобщение детей к национальной культуре, оснащение
образовательной среды предметами народного быта, национальными костюмами,
народными игрушками, играми, элементами природной среды. Хорошо проявляется в
детской игре, которая заметно отличается интересными сюжетами, использованием
игрового пространства, выполнением движений, присущих нашим предкам,
познавательной активностью. Сюжет реальной жизни, ее потребности и проблемы
переходят в сказочный, возвращаясь обратно обогащенным опытом народа. Обращается
внимание на ловкость, быстроту, силу, выносливость, смелость. Во время
интегрированных занятий происходит слияние таких видов деятельности, как
познавательно-речевая, физкультурно-оздоровительная, продуктивная.

В задачи по охране и укреплению здоровья я ввожу развитие таких качеств, как
положительное отношение к самому себе, своему здоровью, как к гражданскому
долгу. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным
факторам техногенной среды и устойчивостью к утомлению, социально и
физиологически адаптирован.

История развитие человечества показывает, что чем больше человек отходит от
истоков природы, тем больше он подвержен риску приобретения так называемых
“болезней цивилизации”

При анализе состояния здоровья детей своей группы я обратила внимание на
данные по заболеваемости за 2010–2011год. Основные случаи заболеваний приходятся
на острые респираторно вирусные инфекции, (схема № 3)а это напрямую связано с
ослаблением иммунитета и слабой профилактикой заболеваний в семье. В группе мы
проводим мероприятия по профилактике простудных заболеваний и гриппа, используя
фитотерапию, как основу народной медицины, закаливающие процедуры, привитие КГН.

В группе пребывают трое детей ЧБД (часто болеющие дети) и 2 детей с
бронхиальной астмой, что составляет 19% от общего числа посещающих группу, эти
дети входят в третью группу здоровья. Подобное положение не могло не беспокоить,
поэтому свою работу построили на систематическом, углубленном взаимодействии с
родителями, медицинскими работниками, инструкторами по физкультуре,
педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Обозначив проблему, подобрав
круг взаимосвязанных значимых взрослых, я обратилась к истокам народной
мудрости, природным кладовым здоровья. Мною был разработан проект по
формированию здорового образа жизни через элементы этнопедагогики.

Проект “Я хочу здоровым быть”.

Актуальность. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать
во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности
творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам,
взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так
и своих детей. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
в младенческом возрасте” (п. 1 ст. 18 Закона РФ “Об образовании”). Быть здоровым
– естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие
болезней, но и психическое и социальное благополучие, создание здоровье
сберегающей образовательной среды на основе этнопедагогики.

Цели:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни, как основу долголетия.
  2. Подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своем
    здоровье.

Задачи:

  1. прививать любовь к физическим упражнениям;
  2. познакомить детей с правилами культуры здоровья на основе народной
    мудрости.
  3. продолжать знакомить с элементами профилактики простудных заболеваний
    через природную кладовую здоровья.
  4. воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать
    себя и свое состояние.

Паспорт проектной работы.

Возраст детей, на которых рассчитан проект. 5-й год жизни.

Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по
проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-речевая,
изобразительная, ручной труд, театрализованная, игровая, физическая).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, инструктор по физической
культуре, педагог – психолог, музыкальный руководитель.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, самостоятельная деятельность
детей, игры, интегрированные занятия, работа с родителями.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель – результат: фотовыставка, изготовление авторских альбомов , книг,
театрализованное развлечение.

Выводы.

На основании анализа выполняемой работы всеми участниками образовательного
процесса по формированию здорового образа жизни, можно сделать следующие выводы:

  1. Работа по данному направлению осуществляется систематически и
    последовательно.
  2. Формирование основ здорового образа жизни у детей средствами
    национальной культуры дает положительные результаты.
  3. Средства национальной культуры, используемые в педагогическом процессе,
    дают не только положительные результаты при формировании основ здорового
    образа жизни, но и в общем развитии, как в физическом, так и личностном.
  4. Взаимодействие всех участников проекта в значительной степени расширило
    и углубило влияние идей здорового образа жизни на всех его участников.

Следующий: