Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии

На уроках технологии теперь изготавливается
немало интересных и полезных изделий и поделок
Чтобы избежать однообразия на моих занятиях
применяю творческие задания. К выбору заданий
подхожу дифференцировано. Ведь каждый учащийся
имеет различный темп обучения, активность
восприятия нового материала, скорость его
усвоения. Некоторым ученикам советую не слишком
сложную модель, для того чтобы ребёнок не
испугался и не утратил интереса к выполнению
задания. А некоторым – более сложную модель,
учитывая его успехи по предмету.

На моих занятиях ученицы осваивают очень много
видов рукоделия, получают широкую информацию о
данном виде рукоделия и направлениях развития
творчества и моды. Освоив один вид рукоделия, для
его закрепления ученицы выполняют творческие
проекты по нему.

На протяжении нескольких лет я работаю над
темой « Формирование творческих способностей
учащихся на уроках технологии».

Я хочу поделиться опытом, как организую,
занятия с детьми, как стремлюсь развивать
творческие способности детей.

Сегодня важно учить школьниц, будущих женщин,
культуре труда, питания, поведения, учить шить
одежду, вязать, вышивать, экономно вести домашнее
хозяйство. Ведь любой человек хочет красиво
выглядеть, хорошо одеваться, вкусно питаться.
Поэтому сегодня перед школой встала реальная
задача – подготовить молодое поколение к жизни и
труду в новых условиях. И всё это невозможно без
такой организации учебного процесса, при котором
учащиеся развивают своё мышление, интересы,
склонности, реализуют потребность в общении, как
со сверстниками, так и со старшими, учатся
понимать себя и окружающих людей, работать
коллективно. Большие перспективы для решения
этих задач заложены на уроках технологии. Из
школы должна выходить молодёжь
морально-психологически и практически
подготовленная к труду в системе рыночных
отношений, ясно сознающая, что успех в жизни
прямо зависит от объёма и качества приобретённых
в школьные годы знаний и умений, трудолюбия и
инициативы.

Они должны получить основательную
общетрудовую, политехническую, а при желании и
первоначальную профессиональную подготовку.

Учитель труда имеет сегодня достаточно
простора для того, чтобы творчески строить свою
учебную работу. В программу введены разделы по
обучению декоративно-прикладного искусства,
темы экономического, экологического и бытового
плана.

Основополагающим для меня является стремление
к развитию творческого характера трудового
обучения, позволяющему максимально
самореализоваться каждому школьнику.
Разумеется, при этом не должны страдать основные
знания, которые по программе необходимо получить
учащимся.

Сохраняя и развивая технологическое обучение в
школе, надо уходить от вредящего этому
единообразию, полнее и оперативнее учитывать
новые запросы жизни общества, его молодого
поколения.

Надо поощрять естественное стремление
подростков к смене видов труда, создавать
условия для того, чтобы могли поработать руками,
создавая нужные и красивые вещи. Практика
подтверждает целесообразность такого
построения программы по технологии.

Чтобы заинтересовать детей в работе стараюсь
на практических занятиях рекомендовать детям
разные изделия, чтобы ни одно изделие не
повторялось. На практике убедилась, что ребятам
это нравится, ведь творческая работа, над которой
они трудятся, больше нет ни у кого. Они всё делают
с интересом, энтузиазмом, вкладывая всю свою
душу. Об этом говорят их изделия, которые они
выполняют на уроках.

Создание красивых вещей – процесс творческий.
А творчество основывается на мастерстве, а
мастерство оттачивается на уроках. Важно только
вовремя их научить, помочь раскрыть свои
способности, поверить в себя. На уроках ребята,
выполняя творческие задания, наблюдают друг за
другом, у кого что получится, у кого интереснее
изделие, у кого-то оригинальнее. Всё это повышает
интерес к выполняемым работам.

Все мои занятия проходят под девизом: «Свой дом
украшу я сама».

Цель моих уроков:

– развивать у учащихся трудовые навыки и
умения;
– прививать учащимся бережливость,
аккуратность, настойчивость, терпение;
– знакомить с народным декоративно-прикладным
творчеством;
– развивать творческую фантазию, образное
мышление;
– воспитывать и формировать эстетический и
художественный вкус.

В процессе обучения на уроках технологии и
кружковой работе учащиеся изучают следующие
виды декоративно-прикладного творчества: работа
с природным материалом; с соленым тестом;
вышивание крестом, гладью и атласными лентами;
роспись досок; холодный батик; аппликация и
лоскутная пластика; вязание и, конечно, изучают
технологию изготовления различных изделий.

В настоящее время, когда значительная часть
декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и
другого материала искусно и художественно
выполняется с помощью машин, многие предметы
одежды, быта не теряют своей прелести, прочности
и изящества, если они сделаны вручную.

Декоративно-прикладное рукодельное искусство
различных народов веками не теряет своих
традиций и является одним из проявлений
национальной культуры. Особенно важно
приобщение учеников к народному
декоративно-прикладному искусству,
художественным ремёслам.

Народ веками стремился в художественной форме
выразить своё отношение к жизни, любовь к
природе, своё понимание красоты. Изделия
декоративно-прикладного искусства, которые
видят дети , раскрывают перед ними богатство
культуры народа, помогают им усвоить обычаи,
передаваемые от поколения к поколению, учат
понимать и любить прекрасное, приобщают к труду
по законам красоты.

Знакомство детей с народным искусством
закладывает в них образные художественные
представления, воспитывает эстетический вкус,
развивает творческое начало, т.е. именно те
качества, которые способствуют интенсивному
становлению личности, формируют нравственные
чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение
трудиться. Подтверждением этому могут служить
высказывания психологов , педагогов,
утверждающих, что ребёнок раскрывается не тогда,
когда он выступает в роли пассивного зрителя , а
когда он увлечён каким-то делом, требующим
активности, самостоятельности, проявления
фантазии и воображении. В народном
декоративно-прикладном искусстве всё основано
на великолепнейших приёмах и профессиональных
навыках, выработанных на протяжении многих
поколений и ставших от этого столь совершенными,
что они позволяют достигать большей
художественной выразительности простыми и
лаконичными средствами.

Обучение многим техническим приёмам
мастерства доступно детям в любом школьном
возрасте, и это открывает перед ними широкие
возможности для проявления собственного
творчества.

Знакомясь с образцами народного искусства,
дети попадают в мир сказочных образов, ярких
красок, выразительных пластических форм, узоров
орнамента, которые близки и созвучны их
эстетическим чувствам и представлениям.
Нетрудно обнаружить много общего в творчестве
народных мастеров и детей. И там и здесь мир
воспринимается по-особому радостно и мажорно. И
так же радостно и ярко воплощается он в
творчество.

Знакомство с произведениями народного
искусства не только воспитывает художественный
вкус детей, но и пробуждает в них желание самим
заняться творчеством: выполнять роспись на
ткани, осваивать приёмы выжигания узоров на
ткани, вышивать, моделировать, вязать,
придумывать сюжеты для лоскутных картин.

Среди многообразных видов
декоративно-прикладнных искусств наиболее
доступной для восприятия и изображения является аппликация
– древнейший способ художественного оформления
изделий из ткани, меха, кожи, войлока, сукна и
других материалов. Для выполнения работ в этой
технике от учащихся требуется достаточно
высокий уровень технических и изобразительных
умений, а также сосредоточенности,
настойчивости, выдержки, аккуратности,
самостоятельности. Мой многолетний опыт
показывает, что к занятиям по лоскутной технике
целесообразно приступать после получения
навыков по соединению деталей друг с другом
соединительными, краевыми швами и другими
способами соединения, которые изучаются на
занятиях технологии. Недостаточная степень
развития технических умений тормозит
воображение ребёнка, сковывает их инициативу ,
снижает качество результатов деятельности. И
наоборот, если ученица хорошо владеет приёмами
соединения лоскута, то внимание её направляется
на создание разных по форме, величине, окраске
комбинаций, что приводит к новым, оригинальным
результатам, стимулирует творческое отношение к
работе.

На занятиях школьницы овладевают целым рядом
трудовых умений, связанных с обработкой
материала, применением инструментов и
оборудования. У них формируется культура труда,
формируются такие качества, как точность,
быстрота, плавность. Это становится возможным
при систематическом, плановом проведении
занятий, организации самостоятельной
художественной деятельности, постепенном
усложнении заданий по мере приобретения опыта.
Дети приобретают навыки графического и
пластического изображения предметов, овладевают
умением в силуэтной форме образно, творчески
перерабатывать свои впечатления, получаемые при
знакомстве с окружающим миром, во время
рассматривания иллюстраций, картин, скульптур,
произведений народно-декоративно-прикладного
искусства и переносить всё это на ткань. На
занятиях предусмотрены изготовления настенных
панно, бытовые изделия, сувениры друзьям.

Одним из самых интересных и распространённых
видов декоративно-прикладного искусства
является вышивание. На занятиях
вышивка используется в оформлении одежды,
изделий быта, вышиваются интересные панно и
картины. Дети узнают, что благодаря вышивке можно
обновить свою одежду, сделать её нарядной,
украсить и сделать многие полезные вещи –
салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку,
сувенир для подарка своим близким.

Занятия требуют от детей аккуратности,
внимания, усидчивости. Выполняемые ребятами
образцы различной степени сложности – с
расчётом на тех, кто делает первые шаги в
освоении искусства вышивания, и на тех, кто
вышивать умеет и совершенствует своё мастерство.

Девочки, как будущие хозяйки, прекрасно
понимают, что в жизни очень много стандарта –
дома, квартиры, мебель, одежда. Им хочется
индивидуальности, хочется, чтобы скатерть на
кухне радовала гостей, букет на столе не увял всю
зиму, игрушка несла бы тепло человеческих рук. Им
всем хочется красоты, поэтому в свои работы они
вкладывают частицу своей души, фантазию, своё
понимание красоты, добра и любви.

Основы вышивания начинают осваивать в 5 классе.
Предварительно я демонстрирую готовые салфетки
и эскизы, объясняю, что такое мотив, знакомлю с
наиболее простыми композиционными приёмами. Для
работы в классе использую несколько различных
узоров, которые состоят из одного или двух
простых мотивов. Одновременно рассказываю о
сочетании цветов ткани и ниток. В практической
работе использую также изученные ими ранее швы:
петельный, «козлик», тамбурный стебельчатый, «
роспись», «вперёд иголку», «назад иголку». При
вышивании передника, салфетки, подушки или
сорочки многие учащиеся используют одинаковые
мотивы этнографического цветочного орнамента,
но выполняют их различными стежками. Так, один
цветок можно вышивать гладью или петельным швом,
швом «петля вприкреп ». При вышивании стеблей
можно использовать швы стебельчатый, «вперед
иголку», «назад иголку».

Затем девочки самостоятельно выполняют
задание: составляют из мотивов узор, правильно
размещают его на ткани, подбирают цвета.

Многие учащиеся хорошо справляются с этой
работой, проявляя фантазию и творческую
смекалку.

Особый интерес у девочек вызывают уроки ручного
вязания
.
Это – один из древнейших и
наиболее распространенных видов прикладного
искусства. Популярность его обусловлена
простотой техники выполнения, которая доступна
каждому. Вязание является подлинно массовым
искусством.

Самое притягательное в вязании –
неограниченные возможности для создания узоров.
Разнообразие узоров практически неисчерпаемо.
Владея техникой вязания и известной долей
фантазии, некоторые ученицы изобретают рисунки
по своему усмотрению. Девочки на занятиях
получают сведения о пряже и инструментах
вязания; знакомятся с основными приёмами вязания
крючком и спицами; учатся создавать
индивидуальные вещи, отвечающие сегодняшней
моде, вяжут различные предметы быта,
декоративные украшения для дома, сувениры,
одежду. Занятия вязанием способствуют развитию
художественно-эстетического вкуса детей, кроме
того, способствуют развитию мускулатуры пальцев,
делают более динамичными кисти рук и пальцы,
развивает зрительную память.

В качестве творческого задания предлагаю
учащимся на выбор различные виды салфеток (для 8
кл.), найти удачный вариант расположения цветных
полосок для носка или варежки (7 кл), выбрать
модель топика, кофточки и подобрать к ним рисунок
вязания (9 кл).

Учу их правильному сочетанию цветов в изделии.
Чтобы помочь им провожу упражнения по цветовой
таблице. Говорю о тёплых и холодных, контрастных
и гармоничных цветах. Вместе раскладываем на
основу цветную пряжу, пока не найдём наиболее
удачное сочетание. В качестве творческой работы
ученики составляют эскиз изделия, с учётом
необходимой для него пряжи и цвета, подсчитывают
для него необходимое количество петель. Это
развивает композиционные способности, цветовое
чутьё.

Гильоширование – один из самых
доступных и интересных видов декоративно –
прикладного искусства.

Оно уходит своими корнями в далёкое прошлое.
Такое занятие приносит детям несомненное
удовольствие. Выжигание по ткани тем хорошо, что
чем глубже его познаёшь, тем больше радости оно
доставляет. Приёмы выжигания настолько просты,
что любой ребёнок быстро их осваивает. Как только
у ребят появляются некоторые навыки в работе, то
они начинают придумывать всё новые и новые
варианты рисунков в изделии. Сегодня жизнь
внесла в искусство выжигания свои коррективы, но
не погасила его декоративность, праздничность.

В процессе работы ребята учатся подбирать
тональность, рисунки, аккуратно выпаивать
детали, делать сборку изделия, составлять
композиции из выпаянных образцов. При этом у них
развивается творческое воображение, зрительная
память, глазомер, чувство формы; воспитывается
любовь к прекрасному, к аккуратности, к точности;
формируется терпение, усидчивость, стремление
довести до конца начатое дело.

Шитье из лоскутков – искусство,
имеющее многовековую историю и богатые традиции.
Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм
чередования форм привлекают детей, вызывают у
них желание воспроизвести увиденное. Это
рукоделие один из наиболее доступных видов
народного творчества. Оно отражает самобытность,
художественный гений народа: его поэтичность,
фантазию, образное мышление, мудрую простоту
взглядов и чувств; воспевает лучшие черты
народного характера – смелость, гуманность,
оптимизм.

Изготовление изделий из лоскутков помогает
закрепить на уроках умения и навыки выполнения
ручных и машинных работ, необходимых для
изготовления более сложных видов изделий.
Научившись выполнять эти изделия, учащиеся
смогут на их основе разработать новые, с
декоративно-художественным оформлением. Эта
работа учит бережливости, аккуратности,
внимательности, пробуждает фантазию, творческие
способности, воспитывает художественный вкус.
Различные лоскутки, с которыми дети работают,
доступны каждому. В домашних условиях всегда
можно найти остатки от раскроя пальто, куртки,
юбки или использовать материал
морально-устаревшей вещи. Им легко и просто дать
вторую жизнь, в которой они будут верно, служить
человеку, принесут радость и пользу, сделают его
дом и быт более удобным и красивым.

Приучая детей мыслить творчески, я уверена, что
любая работа, выполняемая ими, будет с интересом
сделана. Подтверждением этому могут служить
выставки детского художественного творчества,
значительное место в экспозиции которых
отводится работам декоративно-прикладного
характера. Возрастной диапазон авторов работ от
8-9 до 15-16 лет.

Выставки, конкурсы проводятся с целью развития
у учащихся интереса к изучаемому предмету,
приобщения их к творческому процессу выполнения
задания, совершенствования и систематизации
знаний и умений, полученных на уроках.

Многие работы учениц используются в качестве
наглядного материала на уроках технологии и на
других предметах. Например, вышитые салфетки с
мотивами древнегреческих узоров показывались на
уроках истории по теме «Древняя Греция».

Следует особо подчеркнуть, что наиболее
интересные работы, представленные на выставках,
неоднократно отмечались комиссией за
выразительность цветовых, пластических,
композиционных решений, созданных под
несомненным влиянием произведений народного
декоративно – прикладного искусства.
Мне, как учителю, приятно осознавать, что мои
уроки помогают многим в выборе своего
дальнейшего жизненного пути. Некоторые
приобретают профессию швеи, закройщицы,
вышивальщицы, вязальщицы, технолога по пошиву
изделий, а некоторые пробуют свои силы в
модельном бизнесе. Квачева Марина – будущий
технолог швейного производства, Маркина Ира –
парикмахер широкого профиля, Митрошина Анжела –
швея, Соколова Лена – студентка СГУ и успевает
вязать изделия дома на заказ.

Наши уроки – уроки жизни.

Следующий: