Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета История мировых религий

Радикальные социальные изменения в различных
сферах (экономике, политике, культуре, сфере
межэтнических отношений) нашего общества
привели к социальной нестабильности. В последнее
десятилетие во многих городах России с
традиционным преобладанием русского населения
произошли существенные изменения
этносоциальной ситуации: повысилось число
иностранных граждан, приезжающих на работу или
учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из
стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась
такая категория граждан, как «вынужденные
переселенцы». Эта ситуация приводит к
распространению вербальной агрессивности,
жестокости, насилия по отношению к тем или иным
этническим группам, особенно в молодежной среде.

Одним из условий выхода из сложившейся
ситуации нестабильности может стать воспитание
человека толерантного, который будет стремиться
к установлению взаимоотношений с другими людьми,
основанных на взаимной терпимости, уважении,
признании права другого быть не похожими на
остальных.

В своей педагогической практике я столкнулась
с такими проявлениями интолерантности
обучающихся, как:

  • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  • негативные стереотипы, предубеждения,
    предрассудки;
  • этноцентризм (понимание и оценка жизненных
    явлений сквозь призму ценностей и традиций
    собственной группы как эталонной и лучшей по
    сравнению с другими группами).

Действительно, толерантность формируется
особенно трудно, когда речь идет о национальных и
религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что
своего рода биологический инстинкт неприятия и
агрессии срабатывает по отношению к чему-то
незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой,
как я, значит, — «плохой», «неприемлемый».
И важнейшим шагом в процессе формирования
толерантного сознания должно быть
психологическое преобразование «чужого» — в
«другого», и не просто в «другого», но -
именно этим и интересного!

На мой взгляд, наиболее оптимальным и
проверенным на опыте является способ
приближения к » миру других» через
обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с
различными мировыми религиями. В развернувшейся
сегодня дискуссии о преподавании основ
православной культуры в школе я на стороне тех,
кто считает неприемлемым преподавание в
светской многонациональной (и, значит,
многоконфессиональной) школе этого предмета.
Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то
приобщение к «своей» религии должно быть
вынесено за рамки школьного преподавания (это -
выбор родителей и самих детей!), а в школе должен
быть принят культурологический подход, то есть
созданы условия для знакомства с разными
культурными, религиозными ценностями.

Опыт показывает, что многие люди, имеют слабое
представление даже о самых распространенных
мировых религиях, таких, как мусульманство,
иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются,
узнав, что большая часть Библии — Ветхий завет -
это иудейская священная книга, а в Коране можно
встретить многие библейские сюжеты. А между тем,
совсем нетрудно найти в Священных книгах
аналогичные сюжеты, почти прямые словесные
совпадения:

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред
лице Мое; ибо земля наполнилась о них
злодеяниями. И вот, я истреблю их с земли.

Сделай себе ковчег :и войдешь в ковчег ты, и
сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с
тобою.

Введи также в ковчег из всех животных и от
всякой плоти по паре (Бытие, гл.6)

И мы внушили ему: «Сделай ковчег на Наших
глазах и по Нашему внушению, а когда придет наше
повеление: то введи в него из всех по две пары и
твою семью, кроме тех из них: которые были
неправедны: поистине, они будут потоплены! (Сура
23. Верующие)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я
мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на
Тебя, и сила Всевышнго освятит Тебя; посему и
раждаемое Святое наречется Сыном Божьим
(Евангелие от Луки, гл.1)

Сказала она «Господи! Откуда будет у меня
ребенок, когда меня не касался человек?» Сказал
он: «Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит
какое-нибудь дело, то только скажет ему: «Будь!» -
и оно бывает. (Сура 3. Семейство Имрана).


Этика буддизма Христианская мораль
«Пять запретов»: Десятисловие Моисеево:
Убийство

Воровство

Ложь

Блуд

Пьянство

Не убий

Не укради

Не произноси на другого ложного свидетельства

Не прелюбодействуй

Грех против второй заповеди

Осознание подобной общности взглядов и идеалов
- первый шаг к формированию толерантности

В средней общеобразовательной школе № 32 города
Тамбова эта задача реализуется в ходе
преподавания элективного предмета «История
мировых религий» по авторской программе
Л.М.Дорошиной. Программа прошла процедуру
экспертизы и утверждения городским экспертным
советом комитета образования (Приложение). При ее
разработке были использованы программы
академика Я.Н.Щапова «История религий»,
Н.В.Шабурова «Религии мира», в которые внесен
ряд изменений. Причины модификации следующие:

  • адаптация программы для учащихся профильных
    социально-гуманитарных классов
    общеобразовательной школы;
  • стремление увеличить временной блок изучения
    древних религий;
  • уделение особого внимания истории
    христианства, православной культуре Тамбовщины.

В связи с государственной политикой по
отношению к религии (свобода совести,
веротерпимость) только на территории Тамбовской
области в настоящее время функционируют 14
конфессий. Подросток должен ориентироваться в
религиозной информации. Одна из важнейших задач
предмета — уберечь школьников от воздействия
тоталитарных сект.

Элективный предмет «История религий является
логическим продолжением элективного курса
«Религия и ее памятники» и предназначен для
учащихся профильного социально-гуманитарного
класса в качестве межпредметного курса,
объединяющего знания в области
истории,обществознания, культуры.

Цель настоящего курса состоит в
приобщении учащихся к духовным и материальным
ценностям культуры человечества через историю
религии.

Задачи курса «История мировых религий»:

  • духовное, нравственное, эстетическое
    воспитание учащихся через приобщение к
    общечеловеческой культуре;
  • формирование понимания психологии наших
    предков;
  • создание целостного восприятия исторического
    процесса (связь времен и поколений через
    традиции, интеграция с историей, литературой,
    музыкой, изобразительным искусством);
  • формирование у учащихся толерантного отношения
    к религиям, умения вставать на точку зрения
    представителей другой религии; понимать, каким
    образом религия влияет на жизнь конкретных людей
    и на общество в целом;
  • получение обучающимися информации о
    современных направлениях
    религии, деятельности церкви, деноминаций и сект
    в регионе проживания;
  • формирование интереса и положительной
    мотивации к изучению предметов образовательной
    области «Обществознание» через освоение новых
    аспектов содержания учебного материала;
  • отражение в содержании учебного материала
    новых для учащихся знаний;
  • активизация учебно-познавательной
    деятельности учащихся в процессе проведения
    занятий;

Религия является значимым фактором в развитии
разных культур; она привносит в них смысл, а такие
основы поведенческих и социальных норм. Но
религия может и разделять людей, становясь
причиной нетерпимости и конфликтов. В этой связи
предполагается культурологический подход к
преподаванию данного курса. Основным условием,
обеспечивающим эффективное использование
религиоведческих знаний в процессе формирования
толерантности школьников является наличие
комплекса специальных педагогических методов и
средств предмета «История мировых религий».
Этот комплекс включает в себя:

определенный отбор содержания и построение
учебного материла; включение в систему
осваиваемых знаний раннее неиспользовавшегося
материала, который активизирует мышление
учащихся, требует саморефлексии и личностного
сопереживании;

  • обращение к текстам оригинальных источников;
  • активное использование жизненного опыта
    учащихся;
  • интенсификацию эмоционального компонента в
    обучении;
  • активные методы освоения знаний.

Применяются различные формы уроков, в том числе
лекции, практикумы, уроки с элементами
театрализации и коллективными способами
обучения, экскурсии (православные храмы,
молитвенные дома, картинная галерея и
краеведеческий музей) Занятия носят развивающий,
проблемный, практический характер. Используется
отметочная система учета знаний.

Примеры письменных творческих заданий:

- Все ли народы древности прошли через
политеизм?

- Ранние формы религии в русских народных
сказках.

- Календарь древнеримских праздников.

- «Мои любимые высказывания Конфуция».

- «Каким христианским заповедям я следую (хотел
бы следовать) в своей жизни?»

- Православные праздники.

- Католические праздники.

- Православные таинства.

- Кроссворды по различным темам, например
«Католицизм».

- Направления современного протестантизма.

- «Притчи Соломоновы о:»

- «Современная русская православная церковь».

- «Современные религиозные культы»

Урок-интервью (учащиеся формулируют
письменно вопросы в течение 5 минут, учитель
отвечает на них без подготовки):

Тема: «Христианство»

  1. Почему в православных храмах нет скульптур?
  2. Почему христианство так называется?
  3. Во что верят христиане?
  4. Есть ли у христиан специальная религиозная
    одежда?
  5. Специальные молитвы, заклинания.
  6. Как получилось, что христианство делится на
    сектантство и чистую веру?
  7. Чем отличается Евангелие от Библии?
  8. Когда зародилось христианство?
  9. Какими были первые обряды в христианстве?
  10. Какие обряды были заимствованы христианством
    из язычества?
  11. Как появилось христианство в России? Какие цели
    преследовало его появление?
  12. Назовите различия между конфессиями: по
    идеологии. по форме.
  13. Есть ли исторические доказательства
    существования Иисуса Христа на Земле?
  14. Каковы основные праздники и обряды в
    христианстве?

Тема: «Ислам»

  1. Где и почему появился ислам?
  2. Как изменялась эта религия со времени
    возникновения до наших дней?
  3. Сколько человек поклоняются это религии? И
    какие народы?
  4. Почему на мусульманских свадьбах невеста
    сменяет несколько нарядов?
  5. Почему там так ценится танец живота?
  6. Почему никогда не показывают изображения
    Мухаммеда, есть ли они?
  7. Чем грозит человеку выход из веры?
  8. Есть ли большие отличия в содержании Корана и
    Библии?
  9. Есть ли в этой религии обряды похожие на
    Крещение?
  10. Как в этой религии отмечают рождение ребенка?
  11. Почему девушки носят чадру?
  12. Как в исламе заключаются и расторгаются браки?

Творческое задание «Отношение к сущности
религии»

Уважаемые ребята!

Перед вами несколько высказываний известных
людей о сущности религии. Ознакомьтесь с мнением
этих людей, выберете одно-два высказывания,
наиболее близких к вашей собственной точке
зрения. Приведете аргументы своего выбора.

Что, на ваш взгляд, характерно для большинства
приведенных здесь высказываний? Если вы не
согласны ни с одним из мнений, предложите свою
точку зрения.


Автор Высказывание
Р.Бертон Одна религия настолько же истинна, как и
другая.
А.Герцен Все религии основывали нравственность
на покорности, то есть на добровольном рабстве.
Б. Франклин Если люди настолько плохи, обладая
религией, кем бы они были без нее?
Д.Жирарден Самая лучшая религия — самая терпимая.
К.Маркс Религия — опиум для народа.
У.Пенн Религия — это не что иное, как любовь к
Богу и человеку.
Л.Фейербах Религия — дочь невежества

Кроссворд (по количеству букв)


4 5 6 7 8
Грех Магия Тайцзы 1. Анимизм 1. Фетишизм
Елей Секта Пастор 2. Религия 2. Крокодил
Киот Диана Тризна 3. Даосизм 3. Посейдон
Тора Потир Раскол 4. Престол 4. Таинство
Сура Свеча Алтарь 5. Молитва 5. Крещение
Хадж Ересь Аналой 6. Кентавр 6. Кардинал
Пост Амвон Клирос 7. Притвор 7. Синагога
Оклад Костел 8. Минарет 8. Кикимора
Карма Мечеть 9. Нирвана 9
Левит Сангха 10. Свинина 1. Аниматизм
Цицит Мезуза 2. Эндогамия
Коран Джихад 3. Монотеизм
Амина 4. Рождество
Намаз 5. Спиритизм

4 буквы:

1. Преступление закона Бога.

2. Особо освященное оливковое масло,
применяемое во время таинства.

3. Большая рама для иконы.

4. Пятикнижие Моисеево, особенно почитаемое
иудеями.

5. Глава Корана.

6. Паломничество мусульман.

7. Особенное духовное состояние верующего,
внешне проявляющееся в ограничении в приеме
пищи.

5 букв:

1. Вера в то, что путем заклинаний, определенных
действий, можно влиять на человека и явления
природы.

2. Вид религиозного института.

3. Древнеримская богиня охоты.

4. Чаша для приготовления причастия.

5. Современный пример жертвоприношения.

6. Учение, противоположное церковному.

7. Середина возвышения в православном храме, на
котором расположен иконостас и алтарь.

8. Металлическое украшение, покрывающее икону.

9. Совокупность поступков человека,
определяющих его следующее перерождение.

10. Одна из книг Торы.

11. Полотно с шерстяными нитями, которое носят
иудеи под верхней одеждой.

12. Священная книга мусульман.

13. Имя матери Мухаммеда.

14. Молитва у мусульман.

6 букв:

1. Символ даосизма.

2. Глава протестантской общины.

3. Заупокойное пиршество славян.

4. Уклонение от единства с церковью.

5. Главная часть православного храма.

6. Столик с наклонной поверхностью перед
иконостасом в христианском храме.

7. Место для певцов и чтецов в христианском
храме.

8. Католический храм.

9. Мусульманский храм.

10. Буддистская монашеская община.

11. Свиток в цилиндре, который иудеи прикрепляют
к правому косяку комнат квартиры.

12. Война с «неверными» в исламе.

7 букв:

1. Вера в существование души и духов.

2. Вера в существование сверхъестественных сил,
способных воздействовать на человека и весь
окружающий мир.

3. Одна из религий Древнего Китая.

4. Особый стол в алтаре православного храма.

5. Обращение верующего к Богу.

6. Мифическое античное существо.

7. Часть православного храма.

8. Башня при мечети.

9. Особое психологическое состояние, цель
буддиста.

10. Запретная пища у мусульман и иудеев.

8 букв:

1. Вера в сверхъестественные свойства
неодушевленных предметов.

2. Священное животное в Древнем Египте.

3. Античный бог, владелец моря.

4. Особо важный христианский обряд.

5. И праздник, и таинство у христиан.

6. Главный священник в государстве у католиков.

7. Молитвенный дом иудеев.

8. Жена Домового.

9 букв:

1. Вера в то, что все окружающее человека
(животные, растения, явления природы) живет такой
же жизнью, как он сам.

2. Браки между близкими родственниками у
язычников.

3. Вера в единого бога.

4. Важнейший двунадесятый праздник христиан.

5. Способ общение с духами.

Мнения учащихся о предмете:

История религий — это очень интересный
предмет, который помогает нам понять взгляды
других людей. Даже очень хорошо, что в мире
существует много религий.

Мне очень интересен урок истории религии, так
как на нем уделяется внимание не только нашей
религии, но и религиям других стран, так же наш
учитель рассказывает нам очень интересные мифы и
легенды.

Этот предмет проявляет в нас такие качества,
как доброта, терпимость, хорошее отношение к
людям разных религий.

История мировых религий воспитывает в человеке
толерантность по отношению к другим религиям.
Этот предмет расширяет кругозор.

История мировых религий самый лучший предмет.
Она учит меня хорошо относиться к людям другой
расы.

Проведенные социологические опросы выявили
качественно более высокие темпы развития
толерантных качеств учащихся профильных
социально-гуманитарных классов. Не менее 80%
старшеклассников отмечали рост позитивной
мотивации в отношении к религиозным убеждениям
представителей других конфессий. В то же время в
параллели 10-11-х классов таких учащихся оказалось
лишь 61%. Таким образом, религиоведческие знания
являются эффективным средством формирования
толерантных качеств личности обучающихся.

Приложение.

Следующий: