Формирование толерантной среды в общеобразовательной школе


Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир
– радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй,
как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека.
В.А.Сухомлинский

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Педагогический коллектив школы №350 г. Санкт-Петербурга представляет описание своей практической работы по формированию толерантной среды в общеобразовательной школе.

Живая повседневная жизнь школы полна событиями. События, вокруг которых вращается весь школьный мир, лежат в основе воспитательных программ школы. В школе № 350 г.Санкт — Петербурга действует система воспитательных программ, которая отражает уровни и направления воспитательной деятельности школы.

  • Программа воспитания толерантности
  • Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Программа духовно-нравственного воспитания
  • Программа по формированию законопослушного поведения учащихся
  • Программа по формированию здорового образа жизни
  • Программа по профориентации школьников

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходитель­но-равнодушного отношения к другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно дру­гого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собст­венной и другого.

В настоящее время в нашей школе учатся дети — представители 13 национальностей. Это позволяет назвать нашу школу многонациональной (азербайджанцы, грузины, армяне, белорусы, украинцы, узбеки, дагестанцы, корейцы и т.д.). Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Так в школе традиционно проходят музыкальные фестивали «Я, ты, он, она вместе целая страна» для начальной школы и «Дети разных народов» для средней и старшей школы. Ребята на протяжении месяца изучают обычаи, песни, танцы выбранного народа, шьют костюмы, а затем выступают с музыкальным номером на Гала-концерте.



Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность? Весьма распространено мне­ние о том, что для развития у школьников межкультурной толерантно­сти необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружать­ся в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление об ее инаковости, самооценки и рав­ных с другими правах на существование и уважение. На первое место должна выходить работа педагогов не столько над проблемой расшире­ния и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.

Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности, как нам кажется, являются встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистиче­ской воспитательной системы школы с ее открытостью внешней социокультурной среде, с ее направленностью на освоение этой среды, с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде: с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога. В нашей школе на базе школьного историко – краеведческого музея проходят встречи с иностранными студентами обучающимися в Санкт – Петербурге. На этих встречах ребята общаются в непринужденной обстановке с представителями различных культур, знакомятся с их обычаями, музыкальными инструментами, одеждой и т.д.

Также, наш педагогический коллектив использует в практике си­туации непосредственных встреч детей с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристических экспедиций. Так, наши ребята ходили на Кавказ, в Крым, Хибины, где знакомились с жителями этих районов, их культурой, особенностью речи.



Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно на классных часах, с помощью мультимедийных презентаций, с соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приори­теты других культур, иную логику мышления и поведения людей. Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогам необходимо пробудить его сомне­ние в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет ребенка впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.

Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагогов — организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их поло­жительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправда­ние превалировало над оценкой и осуждением.

Наконец, педагоги организуют осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогают выразить их в словесной форме, в ответах на во­просы анкет, в сочинениях-размышлениях. Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия. На классных часах используются также факты из жизни школьного коллектива, самих детей и их близких. Чтобы пробудить интерес детей к проблемам общения, воспитать навыки культурного поведения, проводятся тренинги общения (“Что мне в тебе нравится?”, “Чей это портрет?”, “Ассоциации”, “Мнения”).

Наряду с коллективными формами работы используются индивидуальные и групповые, особенно в тех случаях, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к небольшой группе учащихся, затрагивает факты, требующие доверительного индивидуального разговора.

Педагогическим коллективом разработан практикум, ориентированный на формирование толерантности учащихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира: еда, одежда, костюм, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов. Важное место в практикуме отводится внеклассным мероприятиям, посвященным проблемам взаимодействия членов образовательного сообщества.

Мероприятия Кем проводится
Выставки книг «Диалог культур», «Книга – мост между цивилизациями» Библиотекарь школы
Фотовыставка «Мой мир» Заместитель директора по ВР
Написание рецензий на произведения русской и зарубежной литературы, посвященные принципам толерантности Преподаватели литературы и начальных классов
Выставка рисунков «Национальный костюм» Преподаватель изобразительного искусства
Составление списка
«Принципы толерантного поведения»
Заместитель директора по ВР
Создание мультимедийной презентации «Лики толерантности» Преподаватели информатики
Тренинги толерантного поведения Классные руководители и психолог
Круглый стол «Мы интересны друг другу потому, что мы разные» Классные руководители
Страничка в школьной газете «Большая перемена» с публикациями учащихся, посвященными проблемам интолерантного поведения Редакция школьной газеты «Большая перемена»
«Рисуем дружбу». Конкурс рисунков для учащихся начальных классов Учителя начальных классов
Тематические родительские собрания «Учитель, ученик, родитель» Классные руководители
Работа с этнокалендарем Классные руководители
«Расскажи нам о других». Выступления на классных часах с рассказами о поездках по России и за рубеж Члены туристических экспедиций

Огромная работа по формированию толерантности ведется во внеурочное время:

  1. Экскурсионная работа, по углублению знаний по истории Санкт-Петербурга и России (“Религии мира в Санкт-Петрбурге”, “Иностранцы в Петербурге”).
  2. Участие в районной программе «Резонанс» в рамках проекта «Будущее в единстве» по вопросам толерантности
  3. Участие в районных конкурсах рисунков по вопросам толерантности.
  4. Участие в играх – путешествиях «Познакомимся друг с другом», посвященных истории и культуре разных стран в библиотеке им. Н. Рубцова
  5. Ежегодные фольклорные праздники “ Красная горка»

Также, большая работа ведется и на базе школьного историко-краеведческого Музея:



  1. Встречи с ветеранами ВОВ (на всех ступенях обучения)
  2. Встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, живущими в микрорайоне (на всех ступенях обучения).
  3. Исторические конференции по основным проблемам Великой Отечественной войны (2 – 3 ступени обучения).
  4. Исследовательская работа “История Веселого поселка” (2 – 3 ступени обучения).
  5. Изучение документов по истории Великой Отечественной войны, которые находятся в архиве музея.
  6. Встречи и поздравления ветеранов.
  7. Проведение экскурсий для учащихся и гостей школы.
  8. Интерактивные занятия

“Уроки мужества”, экскурсии в школьный музей воспитывают у школьников уважение к людям разных национальностей, победившим в Великой Отечественной войне.

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание мо­жет и не менять этого отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования; воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе, говорит нам, что работа даёт результаты.




Следующий: