Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории

Воспитание в духе толерантности как одна
из целей школьного исторического образования.

Формирование толерантности – важная часть
школьного образования, его целей, направленных
на воспитание граждан новой, свободной России, на
подготовку школьников к активному участию в
становлении и развитии гражданского общества в
своей стране. Важность формирования
толерантности в школе понимается во всем мире.
Приведем только одно высказывание известного
итальянского писателя и философа Умберто Эко,
прозвучавшее несколько лет назад на проходившем
в Испании конгрессе по проблемам толерантности:
“Третий мир стучится в двери Европы, входит в
них, даже когда Европа не согласна пускать. В
следующем тысячелетии Европа превратится… в
многоцветный континент. Эта смычка (или стычка?)
культур может привести к кровавым последствиям.
Эти последствия проявятся, и будут неизбежны, и
будут тянуться долго… Приучать к терпимости
людей взрослых, которые стреляют друг в друга по
этническим и религиозным причинам, — только
терять время. Время упущено. Это значит, что с
дикарской нетерпимостью надо бороться уже в
детстве, в ранней юности, в школе и дома, везде,
где возможно”.

Как помогают в воспитании толерантности
методологические принципы обучения истории.

Широкое использование конкретного опыта
истории страны и мира для формирования
толерантного сознания школьников строится на
основе выдвинутых в науке методологических
принципов осмысления исторического прошлого.
Важнейшим из них является принцип историзма,
требующий рассмотрения фактов, событий, идей.
Реализация ценностно-гуманистического подхода
при рассмотрении различных конфликтов в истории
требует, чтобы объяснялось поведение не только
больших масс людей или властных структур, но и
отдельного человека.

Учитель может использовать такой прием психологического,
личностно ориентированного подхода
, как
“рассказ очевидца”. Важным условием
формирования толерантного сознания школьников
является использование в преподавании истории социокультурного
подхода
, который дает возможность глубже
осмыслить культурно-национальное своеобразие
каждого народа, помогает развивать чувство
терпимости, дружелюбия.

Условия формирования толерантного
сознания.

Одним из таких условий является показ связи
любого проявления нетерпимости, конфликтности с
политическим режимом и господствующей при нем
идеологией.
Опыт тоталитарных режимов XX в. не
должен быть забыт новым, молодым поколением. Не
менее важной является реализация в курсах
гражданской истории этнической составляющей,
позволяющей, прежде всего, показать единство и
общность, близость и многообразие народов мира.

Необходимое условие формирования толерантного
сознания – это постоянное обращение к опыту
современной действительности в стране и в
мире,
к пониманию сущности нынешних проявлений
конфликтности и нетерпимости, терроризма и
неонацизма.

Учитель может предложить ученикам обсудить
проблему: почему участие значительных групп
людей в массовом геноциде стало возможно в XX в.?
Почему оказались отброшены многовековые
общечеловеческие ценности – религиозные,
моральные, политические? Учителю важно обсудить
со школьниками, как страх перед террором и ужас
самого террора изменяют личность человека.

Проблема толерантности на методическом
уровне.

Одна из принципиальных особенностей методики
формирования толерантного сознания в процессе
изучения истории состоит в показе нарушения
толерантности, объяснении того, почему
интолерантность во все исторические эпохи в
разных странах охватывала не только группы
людей, но и целые государства и сообщества.

Важно показать на уроке примеры не только
антигуманной, нередко бесчеловечной сущности
интолерантности, но и проявления высокой
терпимости, взаимопонимания, уважения к народам
и человеку.

При рассмотрении образа жизни и поведения
крестьян в пореформенный период XIX века очень
важно показать соседскую помощь односельчанам,
оказавшиеся в трудном положении:

- приглашать для помощи на срочных работах
(распашка, жатва, строительство дома)

- помощь больным, вдовам, сиротам

- во время русско-турецкой войны 1777-1778 помощь
семьям ратников в ряде деревень

- гостеприимство к чужим людям

- особое отношение в деревне к нищим

Учитель может предложить учащимся объяснить
причины такого доброжелательства и милосердия.
Учащиеся обычно говорят о традициях
крестьянской общины, о необходимости постоянных
компромиссов и совместных решений при общинной
форме управления. Это тысячелетний опыт
вырабатывал умение жить вместе, помогать друг
другу, видеть в чужом убогом и нищем такого
человека как ты сам.

Система ценностей крестьянства определялась
православной верой. Нравственные понятия
передавались из поколения в поколение, постоянно
звучали в церковных проповедях, наставлениях
родителей, учителей сельских школ. Все это
формировало опыт толерантного поведения в
каждодневной жизни.

Другим проявлением толерантного поведения,
получившим широкое распространение в XIX в. была
благотворительность. История
благотворительности в России – яркая страница
проявления в несвободном, сословном обществе, в
недемократическом государстве стремления
помочь “униженным и оскорбленным”. Возможно
провести ученическую конференцию
“благотворительность и меценатство в Елабуге в
к. XIX – н. XX в.” и на примере деятельности
елабужских купцов-меценатов показать. что
огромная масса населения могла получать помощь,
знания, культуру только через
благотворительские начинания частных лиц.

Учитель спрашивает: “Мотивы благотворительной
деятельности?” Учащиеся говорят о проявлении
сострадания, жалости, милосердия, доброты,
терпимости, сознания общности с обездоленными
людьми – о желании реально помочь им своим
трудом и средствами.

Важно при этом, чтобы ребята провели
исследовательскую работу по материалам местных
библиотек и архивов: кто же они – русские
жертвователи и меценаты? На примере родного
города.

Благотворительный комитет Стахеевых имел на
счету тысячи рублей — были построены жилые дома,
Елабужское отделение русского промышленного
банка, училища, гимназии, храмы, за свой счет они
электрофицировали Елабугу, (первый 10 городов
республики, в том числе и Елабуга). Огромные
средства тратили на помощь людям.

Черновы: на проценты с их благотворительного
фонда строились храмы во многих уездах Вятской
губернии.

Гирбасовы: земская больница, богадельни,
приюты, церковно-приходские школы и т.д.
И.В.Шишкин на свои средства спас уникальный
памятник старины “Чертово городище” и построил
водопровод в городе. Примером подлинного
толерантного сознания в Российской империи было
поведение В.Короленко и известного адвоката
А.Ф.Кони в так называемом “Мултанском деле”.
Клеветническое обвинение было выдвинуто
полицейскими властями, что разожгло
национальную и религиозную рознь между вотяками
и русскими. Защищая вотяков, Короленко и Кони
выступали против национальной и религиозной
нетерпимости, против розни и предрассудков в
обществе. Обвиняемые были оправданы.

Л.Н.Толстой, М.Горький – неоднократно выступали
в защиту терпимости и милосердия людей друг
другу, за единство и взаимопонимание людей
разных сословий, слоев и наций.

Наиболее просвещенные люди России осуждали и
осуждают любые проявления национальной и
религиозной нетерпимости. Особенно эта тема
актуальна в нашем регионе: здесь проживает много
национальностей. Роль учителя истории в
формировании толерантного сознания
первостепенно. Важными условиями успехов
являются организация активной познавательной
деятельности школьников, использование разных
форм занятий, использование
национально-регионального компонента и
краеведческого материала.

Следующий: