Формирование субъекта через моделирование игровой деятельности

Дошкольный возраст – это возраст, который
характеризуется, прежде всего, развитием игры.
Дело не в том, что ребенок большую часть времени
занят игрой, а в том, что именно в игре происходят
наиболее существенные изменения в его психике.
Эти изменения имеют непреходящее значение и
подготавливают ребенка к новой, более высокой
ступени развития.

Выдающийся теоретик и исследователь игровой
деятельности Д.Б.Эльконин как одно из главных
положений концепции игры рассматривал ее
социальную природу. Он считал, что игра возникает
из условий жизни ребенка в обществе и отражает
эти условия. Его исследования проводились в 60-70-е
годы ХХ века. С тех пор в обществе, в отношениях
между людьми, в условиях жизни детей произошли
значительные изменения, что, разумеется, не могли
не отразиться на игре.

Как отмечают родители и воспитатели, за
последние 10 лет дети стали меньше играть.
Особенно, в сюжетно-ролевые игры, которые
являются основной единицей развернутой формы
игровой деятельности. Эту ситуацию подтверждают
результаты исследования, проведенные Центром
социологии образования в подготовительных
группах детских садов Москвы. В ходе
индивидуальной беседы дети отвечали на
следующие вопросы: Какие игры ты знаешь? Во что
любишь играть? Можно ли нарушать правила игры?
Что будет, если играющий нарушит правила?
Исследователи в основном выясняли характер игр
– в соответствии с принятой типологией: ролевые
игры, подвижные игры с правилами,
игры-драматизации, настольно-печатные игры.
Результаты ответов, их анализ дали достаточно
полную картину. Первое место занимают
традиционные подвижные игры с правилами – 45%.
Второе место – 25% — ролевые игры, среди которых на
лидирующую позицию у девочек вышли традиционные
“дочки-матери” — 6,5% и современная разновидность
этой игры, “кукла Барби” — 5%. У мальчиков
наиболее популярны игры в машинки – 5%. Третье
место занимают настольные и спортивные игры – 17%.
Четвертую самую малочисленную (12%) группу
составили игры-драматизации. А 4% детей вообще не
назвали ни одной игры.

О чем свидетельствуют результаты этой
статистики? Наиболее популярны игры с правилами.
Ролевые игры отстают почти в два раза, к тому же
весьма однообразные и ограниченные по тематике.
Практически отсутствуют игры на
“профессиональные сюжеты”. Между тем именно эти
игры в наибольшей мере способствуют вхождению
ребенка в мир взрослых.

Показательны ответы детей еще на один вопрос:
“Что будет, если играющий нарушит правила игры?
”. При развитой форме игровой деятельности были
бы получены ответы: “Игра не получится” или
“Будет неинтересно”. Однако большинство – 62% -
связали нарушение правил с какими-либо
“санкциями” со стороны окружающих: “Директор
выгонит из сада”, “Арестуют”, “Оштрафуют”,
“Прибьют”, “Посадят в тюрьму”; 14% — о чисто
игровых санкциях со стороны сверстников:
“Выгонят из игры”, “Заставят водить”, “Не
будут больше играть”. И только 5% детей ответили с
позиции развитой игровой деятельности: “Игра не
начнется, не получится” или “Придется объяснить
еще раз”.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что
отношение дошкольников к игре существенно
изменилось: уходит ее суть, то есть осознанное и
ответственное поведение играющего.

Одной из причин такой ситуации можно считать
метод “прямого копирования” школьного обучения
в детском саду. Главным показателем
эффективности работы детского сада и
благополучия ребенка считалось умение считать,
читать, писать и выполнять инструкции взрослого.
Такая “готовность” не только не способствует,
но и препятствует нормальному школьному
обучению. Пресытившись принудительными учебными
занятиями в детском саду, ребенок или не хочет
идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в
младших классах. Д.Б.Эльконин в своих
исследованиях доказывает: если ребенок свой
дошкольный возраст проживет в полноценной
игровой деятельности, то адаптация его к
школьной жизни пройдет намного успешнее.

Практика и исследования многих педагогов и
психологов показывают, что развитую форму
игровой деятельности можно сформировать, если
четко выстроить стратегию и тактику поведения
взрослого в совместной игре с детьми на разных
этапах дошкольного детства. В формировании игры
можно выделить три этапа:

- усвоение условных действий с игрушками и
предметами-заместителями;

- усвоение ролевого поведения;

- усвоение способов построения сюжета.

Значит, нам надо попытаться смоделировать
игровую деятельность по этапам ее развития в
условиях детского сада. Для этого нужно решить
следующую учебную задачу:

  1. Какой должна быть игра на разных этапах
    дошкольного детства?
  2. Какова собственно деятельность воспитателя по
    организации игры детей?
Форма организации деятельности Характер игровых действий Выполне-ние роли Развитие сюжета Условие предметной среды Особенности взаимодействия со
взрослыми
Старшая и подготовительная группа Взаимодействие в группе Отображение отношения между людьми Не только роли, но и замысел игры
проговариваться до начала игры
Совместное самостоятельное
сюжето-сложение
Предметы — заместители Взрослый активизирует воображение,
повышает инициативу
Средняя группа Ролевое взаимодействие Взаимосвязанные действия, отображающие
функции людей
Роли называются и распределяются Самостоятельно удерживают
воображаемую ситуацию
Условное игровое пространство
(сюжетные игрушки заместители)
Поддержка детской творческой
инициативы
Младшая группа Индивидуальная игра Отдельные действия Роль осуществляется фактически, но не
называется
Сюжет удерживается только с помощью
взрослого
Яркие, объемные игрушки Взрослый выступает как образец
действия

Заключение: Игра – это практически
единственная область, где ребенок может проявить
инициативу и творческую активность. И в то же
время именно в игре он учится контролировать и
оценивать себя, понимать, что делает, и учится
действовать правильно. Таким образом, игровая
деятельность в дошкольном возрасте выступает
как деятельность, на основе которой у ребенка
формируется стремление к общественно значимой и
общественно оцениваемой деятельности, которое
является основным показателем готовности к
школьному обучению. Исходя из этой концепции, мы
попробовали сделать сравнительный анализ уровня
сформированности игровой деятельности ребенка к
моменту поступления в школу и уровня
сформированности учебной деятельности к концу
первого года обучения. В детском саду уровень
сформированности игровой деятельности
измеряется по методике Дьяченко, в которой
отражены следующие компоненты: мотив игры, сюжет
игры, ролевые взаимодействия детей в игре,
игровые действия и предметы, игры с правилами.
Учебная деятельность в школе отслеживается по
следующим параметрам: учебная мотивация,
целеполагание, учебные действия, действия
контроля, действие оценки по методике Репкиной,
Заика.

Если сравнить результаты отслеживания, то
можно с уверенностью сделать следующий вывод (см. приложение 1):

  1. Дети, у которых уровень сформированности
    игровой деятельности был более высокий, гораздо
    легче и быстрее адаптируются к школьной жизни,
    чем дети, у которых низкий уровень
  2. Дети с высоким уровнем сформированности
    игровой деятельности успешнее усваивают учебный
    материал

Эти выводы по итогам наших наблюдений
подтверждают следующие заключения
отечественной психологии (Л.С.Выготский,
Д.Б.Эьконин, А.Н.Леонтьев):

  1. В результате формирования игровой деятельности
    происходит первый отрыв от чисто наглядного,
    эмпирического мышления в сторону логического,
    теоретического (Ребенок может общаться с
    окружающими не только в связи с непосредственно
    воспринимаемыми предметами, но и по поводу
    представляемых, мыслимых предметов).
  2. Второе следствие – перестройка интересов и
    потребностей ребенка. Ролевая игра создает
    благоприятные условия для подчинения
    непосредственных побуждений и мимолетных
    желаний более высоким мотивам. Появляется
    осознание роли учителя, его общественной функции
    – учить детей, осознание своей общественной
    функции – учиться. На этой основе возникает само
    желание учиться.
  3. Игры с правилами способствуют развитию
    произвольного поведения, что является
    немаловажным условием безболезненной адаптации
    к школьной жизни.
  4. В процессе игровой деятельности вычленяются
    отдельные действия и операции, овладение
    которыми представляет собой особую задачу.
    Благодаря этому формируется оценка своих
    возможностей по практическому осуществлению той
    или иной задачи. “Могу” и “не могу” начинают
    мотивироваться наличием или отсутствием
    необходимых умений. К концу дошкольного возраста
    у детей заложен фундамент для формирования
    самооценки, одного из компонентов учебной
    деятельности. Так как программа “Развитие”
    Венгер, по которой работает наш детский сад, и
    программа развивающего обучения системы
    Эльконина-Давыдова, по которой работает школа,
    основываются на деятельностный подход к
    обучению, главная цель нашей работы – это
    формирование субъекта игровой деятельности в
    дошкольном возрасте и субъекта учебной
    деятельности в младшем школьном возрасте.

Следующий: