Формирование способов учебных действий умений и навыков в ходе выполнения практических работ


Этапы работы:

  1. Руководитель группы получает пакет с заданиями
    и художественным текстом. Он распределяет
    задания среди учащихся.
  2. Каждый ученик находит для себя источник
    информации: тематические карты атласа, текст в
    учебнике, таблицы в приложении. Полученные
    результаты записываются в тетрадь. Время
    выполнения работы приблизительно 15 минут.
  3. Составление характеристики реки всей группой.
    Краткое содержание характеристики записывается
    руководителем группы в тетрадь.
  4. Выступление руководителей о результатах
    практической деятельности группы.
  5. Подведение итогов и выставление оценок.

Задания, предлагаемые группам при выполнении
практической работы:

  1. Опишите географическое положение реки с
    определением географических координат истоков и
    устья, а также субъектов федерации, по которым
    она протекает.
  2. Определите режим реки. Установите возможные
    опасные явления, связанные с особенностями
    режима данной реки, предложите меры их
    предотвращения.
  3. Вычислите годовой сток реки. Сравните его с
    годовым стоком рек Енисея или Волги. Объясните
    причины различий.
  4. Определите плотность населения в долине реки, а
    также наличие крупных городов. Проанализируйте
    особенности расселения населения вдоль берегов
    реки.
  5. Внимательно прочитайте художественный текст,
    ответьте на вопросы в конце текста. Подумайте,
    возможно ли из художественных текстов получить
    научные знания.

Распределение заданий по группам:

группа 1 – река Нева,
группа 2 – река Терек,
группа 3 – река Амур,
группа 4 – река Енисей,
группа 5 – река Волга.

Художественные тексты:

Лермонтов М.Ю. Дары Терека.


Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
“Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов, им на славу,
Стадо целое пригнал”.



  1. Дайте географическую характеристику Терека в
    соответствии с описанием реки.
  2. Что нового для себя вы узнали о реке?

Пушкин А.С. Медный всадник.


На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.Пред ним широко
Река несласася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.



  1. Какая река здесь описана?
  2. Что вы узнали о ней из этого отрывка?

Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
По утру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало, все вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли и подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как трирон,
По пояс в воду погружон.

  1. Какое природное явление здесь описано?
  2. Каковы причины его вызывающие?

Чехов А.П. Из Сибири.

Енисей

“Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай
Волга нарядная, скромная, грустная красавица,
зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который
не знает куда девать свои силы и молодость. На
Волге человек начал удалью, а кончил стоном,
который у нас зовется песнею. На Енисее жизнь
началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во
сне не снилась. Так, по крайней мере, думаю я, стоя
на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на
его воду, которая со страшной быстротой и силой
мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах
Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга,
теснятся и описывают спиральные круги, и кажется
странным, что этот силач не смял еще берегов и не
пробуравил дна… Я стоял и думал: какая полная,
умная и смелая жизнь осветит со временем эти
берега”.

  1. Какие географические особенности так образно
    описывает писатель?
  2. Почему Чехов называет Енисей богатырем?

Амур



“Тот, кто едет по Транссибирской магистрали на
восток, впервые видит Амур в Хабаровске. Великая
река потрясает своей мощью. Широкая неудержимая
лавина воды.

Летом Амур сильно разливается. Вода
поднимается иногда на высоту пятиэтажного дома.
Однажды во время наводнения пароход прошел по
главной улице Благовещенска. В дни летних
наводнений высокая волна покрывает острова,
оставляя снаружи лишь верхушки деревьев. В берег,
как на море, бьют волны.

В Амуре водится много рыбы. Рыба калуга
достигает размеров акулы. Попадались калуги
весом в одну тонну”.

  1. Почему Чехов называет Амур великой рекой, а его
    течение мощным и сравнивает с лавиной?
  2. Почему Амур разливается летом?
  3. От какой величины зависит высота наводнения?

Некрасов Н.А. На Волге.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…

  1. Почему поэт называет реку своей колыбелью?
  2. Какие географические объекты упоминаются в
    этом стихотворении?
  3. Какие чувства по отношению к реке описывает
    поэт?



Следующий: