Формирование социальной успешности лицеистов средствами технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка


Когда-то, много лет назад на 4-м курсе
педагогического института, я блестяще выполнила
задание преподавателя по методике, составив
хорошее упражнение и получив высший балл. Гордая
своим достижением, методической находкой,
современным подходом к преподаванию
иностранного языка, будучи молодым и амбициозным
специалистом, я решила применить такое
замечательное задание на уроке….

Думаю, вы догадываетесь, что закончился мой
эксперимент, не совсем удачно. Замечательное
упражнение оказалось абсолютно неэффективным и
неудачным на уроке.

Почему? Абсолютно очевидно, что за каждой
хорошей методикой, за любым интересным подходом
стоит человек, личность – Учитель. Учитель –
профессионал.

Профессионализм – это то, чего на наш взгляд
зачастую не хватает в школе. Профессиональный
подход – это то, к чему стремимся мы на уроках, во
внеурочной деятельности, в общении с коллегами,
родителями и лицеистами.

Неотъемлемой частью профессионализма учителя
вообще и учителя иностранного я зыка в частности
является естественное желание найти, создать,
коллектив единомышленников, соратников,
совместная деятельность которых является ключом
к успешности самого педагога и его учеников.
Сотрудничество и сотворчество с коллегами,
родителями, администрацией и учениками – это
залог продуктивной и эффективной педагогической
деятельности.

Актуальность данного подхода также
обусловлена востребованностью педагогического
знания о взаимодействии учителя и ученика в
имеющейся системе образования. Очень часто
возникает противоречие между объективными
потребностями гуманизации педагогического
образования на основе осмысления его сущности
как субъект-субъектного взаимодействия и
существующими подходами в организации этого
процесса. Это отражает потребность в новом типе
связей и отношений между людьми, характеризуется
не господством, подчинением, не подавлением, не
враждой, не соперничеством, а сотрудничеством,
открытостью, доверием.

В официальных нормативных документах

“Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего (полного) общего образования”;

“Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России”;

“Национальная образовательная инициатива
“Наша новая школа” идея сотрудничества и
взаимодействия поставлена на службу воплощения
в жизнь задачи помощи ребятам “найти себя в
будущем, стать самостоятельными, творческими и
уверенными в себе людьми”. “Главная задача
современной школы – это раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире…”

Насколько нова и прогрессивна мысль об
организации сотрудничества на уроке и во
внеурочной деятельности?

Особую значимость отношений сотрудничества
взаимодействия учителя и ученика в учебной
деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С.
Белкин,
А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин,
Я.Л. Коломинский,
Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов.

В разные годы они говорили о том, что именно
отношения сотрудничества наиболее эффективно
способствуют развитию учащихся как субъектов
деятельности и становлению активной жизненной
позиции воспитанников в целом. Категория
сотрудничества в педагогическом сознании
соединена с категорией гуманизации образования.

Над системой методов и приёмов воспитания и
обучения в сотрудничестве на принципах
гуманизма и творческого подхода к развитию
личности работали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А.
Сухомлинский, А.С. Макаренко. В ней содержатся
достижения русской психолого-педагогической
науки и практики К.Д. Ушинского, Н.П. Пирогова, С.Л.
Соловейчика, а также зарубежных учёных, таких как
К. Роджерс, Ж.Ж. Руссо, Э. Берн

Учёными и учителями накоплен богатый
теоретический и практический опыт оптимальной
организации учебного процесса. В наши дни
процесс обучения иностранному языку понимается
не как индивидуальная деятельность учащегося с
учебным материалом, а как “особым образом
организованное общение или особая разновидность
общения”.

Важной функцией такого общения на уроке
является установление взаимодействия учеников и
учителя друг с другом, в ходе которого
реализуется задача освоения школьником речевого
опыта на новом для них языке. Процесс обучения
иностранному языку предполагает взаимодействие
обучающихся (учитель и ученики и ученики друг с
другом), под которым понимается прежде всего их
совместная согласованная деятельность. Основной
формой учебной деятельности в этом случае
является совместная увлечённость
коммуникативно-познавательной деятельностью,
живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом
их совместной деятельности является лозунг
“Действуем вместе!”. Что касается ученика, то
благодаря благоприятным межличностным
отношениям, он не испытывает страха сделать
языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя
раскованно и свободно. Вступая в отношения
сотрудничества, учитель ориентируется не на
функции ребёнка как ученика (в соответствии с
которым он должен выучить и ответить домашнее
задание), а на его личность и перспективы её
развития.
Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве
вообще, следует иметь в виду наличие в трех тех
основных факторов взаимодействия учителя и
ученика, взаимодействие учеников друг с другом в
совместной учебной деятельности и
взаимодействие учителей в системе межпредметных
связей.

Взаимодействие школьников на уроке расширяет
их зону комфорта и помогает приобрести
уверенность в общении. Чем больше школьники
говорят друг с другом и знают друг о друге, тем
терпимее они относятся друг к другу. Учебное
сотрудничество базируется на трех принципах: •
Одновременное взаимодействие: Чем больше
школьники говорят друг с другом, тем больше они
вовлечены в учебный процесс и лучше учатся. •
Позитивная взаимозависимость: Успех каждой
команды и каждого члена команды не возможен без
успеха и участия каждого. • Личная
ответственность: Принимая на себя
ответственность за конкретную часть проекта – и
получая за нее оценку – учащийся становится
ответственным. “Организация на уроке учебного
сотрудничества расширяет зону комфорта
школьников и вырабатывает навыки, необходимые
для общения с другими людьми и школа является
идеальным местом для обучения этим навыкам”.



Лишь в условиях совместной творческой
деятельности учителя и учеников, имеющей для
каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях
личного взаимодействия), складывается между ними
отношения партнёрства, которые проявляются во
взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и
обучаемых, в согласованности их речевых
поступков. Именно такое сотрудничество имел
ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: “…учение
мыслится как совместное исследование …
совместное прохождение того пути открытия и
исследования, которое к ним приводит”.



Современные УМК дают возможность учителю
работать творчески, используя современные
технологии и подходы, в которых педагогика
сотрудничества играет главенствующую роль. Это и
метод проектов, и коммуникативные методики,
ролевые игры, кейс технологии, непосредственно
упражнении, формирующие навыки учебного
сотрудничества: интервью, консультации,
обсуждение в смешанных парах и многое другое.
Активное слушание, разрешение конфликтов,
критическое мышление – различные виды
взаимодействия учителя и учеников позволяют
мотивировать последних, расти профессионально
первому, добиваться поставленных задач.
Овладение каждой формой многогранного
сотрудничества реализует общие цели.

Стандарты нового поколения ориентируют
учителя на трёхмерный результат – формирование
предметных, метапредметных и личностных качеств,
навыков и соответственно, организацию таких же
видов деятельности. Это способствует
формированию новой дидактической модели
образования, основанной на компетентностной
образовательной парадигме, предполагающей
активную роль всех участников образовательного
процесса в формировании мотивированной
компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично
    развивающемся и обновляющемся информационном
    пространстве;
  • получать, использовать и создавать
    разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать
    жизненные проблемы на основе полученных знаний,
    умений и навыков.

Освоение программного материала на уроках в
атмосфере свободы, творчества, понимания
значимости деятельности мотивирует лицеистов на
участие в языковых конкурсах, фестивалях,
конференциях, олимпиадах различного уровня.

Высокий уровень сдачи ЕГЭ по английскому языку
(2009 – 84 балла , 2010 – 73 балла);

Лицейский фестиваль английского языка;

Лицейский конкурс исследовательских и
творческих работ “Эврика”;

Лицейская газета “Opinion” на английском языке;

Городские конференции по английскому языку;

Предметные олимпиады всех уровней;

Всероссийские молодежные предметные
чемпионаты (г. Пермь);

Обучение в Центре работы с одаренными детьми
“Интеллект” (г. Санкт-Петербург);



Всероссийский конкурс “Познание и
Творчество””;

Показатели поступления в вузы по специальности
– всё это результаты совместного труда, союза
учителя иностранного языка и его ученика.

Навыки и умения полученные на уроках, во
внеурочной образовательной деятельности дают
возможность лицеистам проявлять себя на разных
уровнях в разнообразной деятельности. Лицейская
экономическая компания “Магнит” стала
победителем областной ярмарки школьных компаний
и представляла Россию на международной ярмарке в
Бельгии, традиционными стали работы лицеистов на
английском языке на фестивале “Портфолио” в
различных областях (физика, биология, спорт,
музыка).

Наши лицеисты амбициозны в хорошем смысле
этого слова. Они учатся ставить задачи, умеют
выработать стратегии их выполнения, добиться
поставленной цели. Наши выпускники – студенты
ведущих вузов России. Они постоянно учатся и
совершенствуются. В перечне достижений стоит
упомянуть сдачу международных экзаменов по
английскому языку, защита магистерских,
кандидатских и докторских диссертаций. Отрадно,
что положительный, яркий опыт общения и
сотрудничества с учителями в лицее привёл
десятки наших учеников в педагогику. Они
являются преподавателями вузов, учителями школ в
России и за границей. С гордостью говорим, что
наши выпускники работают учителями английского
языка в лицее.

Современная философия образования,
провозглашение приоритета личности учащегося в
образовательном процессе ведут к творческой
работе учителей в сотрудничестве с учащимися.
Несомненно, насущные проблемы современной школы
способен решить знающий учитель, обладающий
научно-теоретическим стилем мышления, умеющий
анализировать педагогические явления с позиции
взаимодействия с учащимся, умеющий ставить
обоснованные цели, отбирать эффективные
средства их реализации, адекватно оценивать
результативность собственной деятельности и
своевременно вносить коррекцию, что является
актуальной задачей педагогической теории и
практики.

В лицее работают 6 учителей английского языка.
Трое из них выпускники лицея, молодые
специалисты. Два учителя – обладатели
президентского гранта, победители
всероссийского конкурса учителей английского
языка и страноведения США, проводимом
госдепартаментом США. Наши учителя члены
Национальной Ассоциации преподавателей
английского языка, эксперты по проверке
письменной части ЕГЭ по английскому языку.

Вопрос о педагогике сотрудничества тесно
связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя
состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы
помогать ученикам учиться. Учитель в первую
очередь должен быть создателем развивающей
среды, побуждающей ученика учиться. С.Соловейчик
писал, что сотрудничество – это совместная
работа равных. Причём эта ситуация оказывается
ситуацией успеха для всех её участников.

Литература:

Кан-Колин В.А., Учителю о педагогическом
общении. – М.,1987 г.
Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М.,
Просвещение, 1991 г.
Колкер Я.М., Практическая методика обучения
иностранного языка., – М., Academa, 2001 г.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика.
Гальскова Н.Д., О взаимодействии учителя и
учащихся на уроке иностранного языка.
Иностранный язык в школе., – 1991 г.
Рубинштейн С.А., Принцип творческой
самодеятельности. Вопросы психологии., – 1986 г.
Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве.
Иностранный язык в школе. – 2000 г.
Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения., –
М., Педагогика, 1986 г.
Тюков А.А., Психологические аспекты учебного
сотрудничества на уроках иностранного языка в
школе, Иностранные языки в школе, – 1988 г.
Леонтьев А.Н., Психологические вопросы
сознательности и умения. Избрание психологии
производства, – М., 1983 г.
Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному
языку в средней школе., – М., 1988 г.
Родионова Н.Ф., Взаимодействие педагогов и
старших школьников. Психология и творчество., –
Л., 1989 г.

Презентация




Следующий: