Формирование социальной компетентности воспитанников с использованием метода проекта в условиях МОУДОД

В настоящее время Россия переживает базисное
изменение социально-экономической ситуации, т.е.
формирование рыночных отношений в экономике и
либерализации социальной сферы. В такой ситуации
принципиально изменились цели образования. От
знаниевого обучения осуществился переход к
компетентностно-ориентированному образованию,
которое предполагает создание образовательной
среды, обеспечивающей формирование компетенций
обучающихся.

Дополнительное образование детей по праву
рассматривается, как важнейшая составляющая
образовательного пространства. Оно социально
востребовано, требует постоянного внимания и
поддержки со стороны общества и государства, как
образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности
ребёнка. Дополнительное образование, по сути,
является практико-ориентированным. Это «зона
ближайшего развития личности ребёнка», которую
он выбирает сам или с помощью взрослого в
соответствии со своими желаниями и
потребностями.

В данных условиях педагог дополнительного
образования должен обладать не только профессиональными
качествами
, такими как:

– умение планировать свою работу,
разрабатывать, адаптировать образовательные
программы, строить обучение в соответствии с
результатами диагностического обследования
обучающихся, стимулировать творческие
способности детей и др.

а также, личностными качествами:

– иметь живой и активный характер, проявлять
гибкость, быть готовым к пересмотру своих
взглядов и постоянному самосовершенствованию,
иметь широкий круг интересов и умений, иметь
творческое, возможно, нетрадиционное личное
мировоззрение и др.

В личной практике часто сталкиваешься с детьми,
особенно подростками, имеющими низкую
самооценку, а так же низкий рейтинг в своем
ученическом коллективе. Гибкость
дополнительного образования детей как открытой
социальной системы позволяет обеспечить условия
для формирования у воспитанников лидерских
качеств, развития социального творчества,
формирование социальных компетенций. Одним из
ключевых методов формирования компетенций в
общеобразовательной школе является метод
проектов, но в условиях МОУДОД он мало
распространён.

Освоение данного метода осуществляется в г.
Тольятти на городском уровне через обучение на
курсах «Интел – обучение для будущего» и по
программе МОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о.
Тольятти «Методические основы образовательной
деятельности». Вышеуказанная система повышения
квалификации позволила и мне освоить проектный
метод. Но как внедрить его в личную
профессиональную деятельность?

Под моим руководством были созданы творческие
группы из числа учащихся нашей музыкальной
школы, подобраны темы о музыке, подготовлены
проекты, защита которых прошла успешно. Одним
самых интересных, стал проект под названием
«Классическая музыка вокруг нас».

Педагогическая цель проекта – формирование
социальной компетентности учащихся,
испытывающих сложности общения в детском
коллективе.

Данная компетентность позволяет формировать
главные качества, необходимые человеку для
успешной реализации своих возможностей и
способностей в жизни. Она помогает в общении с
другими людьми, находить свое место в любой
ситуации, способствует достижению поставленных
целей.

Вместе с автором проекта мы поставили вполне
востребованную (особенно для своих сверстников)
проблему: отсутствие интереса современных детей
и подростков к культурному наследию музыкальной
классики. В ходе проекта поставили задачи:
выяснить, знают ли сверстники музыку, которая
звучит каждый день вокруг нас. Для этого автору
пришлось побеседовать со своими
одноклассниками, учениками 7 класса, о том, что за
музыка окружает их: звучит в их сотовых
телефонах, каждый день навязчиво врывается с
экранов телевизоров. По результатам бесед
составили подборку музыкальных произведений,
выяснили их авторов. Осталось подготовить анкеты
для одноклассников и найти в наличии нужную
музыку. Для решения этой задачи пришлось не
только обращаться к Интернету, но и искать помощи
у преподавателей.

Итак, анкета для одноклассников разработана,
подобрана викторина из фрагментов известных
музыкальных произведений, наиболее часто
звучащих с экранов телевизоров или сотовых
телефонов. Оставалось освоить азы работы в
некоторых компьютерных программах и записать
викторину на CD диск, для чего снова понадобилось
обратиться к сверстникам, умеющим пользоваться
нужными программами. В своем классе автор
проекта провела анкету, где дети записывали, как
часто они слышат эту музыку, какие сведения о
предложенных музыкальных отрывках они знают:
автора, век, страну, в которой жил композитор,
название фрагмента, произведения в целом.

Результаты анкетирования показали: слыша
музыку практически каждый день, подростки не
знают названий, авторов произведений и, даже не
предполагают, что этой музыке 100, 200 и более лет. На
следующем этапе по проекту была подготовлена,
тщательно прорепетирована и представлена
одноклассникам компьютерная презентация с
портретами, музыкальным сопровождением и
краткими биографическими сведениями
композиторов, а так же интересными фактами из
жизни авторов произведений.
Завершающий этап проекта позволил определить,
что интерес у сверстников к классической музыке
значительно возрос, о чем свидетельствовали
многочисленные обращения к автору проекта с
просьбами записать музыкальные фрагменты в
личную компьютерную и мобильную картотеку.
Налицо изменение отношения детей к автору
проекта и к классической музыке в целом,
повышение самооценки автора.

Автору проекта было предложено продолжить
реализацию проекта в других классах,
поучаствовать в конкурсах проектов школьных,
городских уровней, а также во Всероссийском
Фестивале исследовательских и творческих работ
«Портфолио».

Педагогическая цель проекта – формирование
социальной компетентности учащихся,
испытывающих сложности общения в детском
коллективе – достигнута. Результат работы над
проектом позволил мне убедиться в том, что данный
метод – один из эффективных инновационных
технологий, позволяющий развивать интерес к
предмету в рамках программ дополнительного
образования.

Следующий: