Формирование социально-трудовых компетеций у учащихся на уроке технологии

Важнейшая задача школы – формирование
полноценных граждан своей страны. Её решение во
многом зависит от того, чем будут заниматься
повзрослевшие школьники, какую профессию они
изберут, и где будут работать. Оптимистическая
перспектива жизни (прежде всего реальная и
привлекательная профессия) уберегает многих
подростков от необдуманных шагов, способствует
позитивному целостному становлению личности
учащихся. Это выдвигает перед педагогами
проблему новых профессиональных восхождений.
Возможно поэтому, последнее время в процессе
образования происходят постоянные изменения.

Социальный ветер свободы коснулся и
урока технологии. Он преобразуется, обретая
новые черты. Сегодня его наделяют
характеристикой “свободного” урока.

Появилось право ребёнка на свободное
мнение, право на несогласие с учителем, право
детей делать предложения по улучшению
организации занятий, право ученика создать своё
индивидуальное изделие, право на оценку
проведенного урока. И всё же не смотря ни на что,
современный “свободный” урок продолжает
сохранять строгие рамки академических занятий в
силу особенности содержания. Строгостью
мышления, напряжённостью и максимальностью
интеллектуальных усилий, ответственностью от
личных проблем и забвением развлечений,
оставленных за порогом учебного класса, урок,
вероятно, всегда будет отличаться от любых
занятий за его пределами.

Учебный материал предписывает особую
атмосферу, атмосферу профессионального
самоопределения, социально – трудовых
компетенций, соответствующий стиль
взаимодействия, подчинённость. На школьном уроке
она исполняет роль, цели урока:

– умение анализировать ситуацию на
рынке труда;
– владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений;
– действовать в соответствии с личной и
общественной выгодой;

В процессе “обучения – учения”
происходит постоянное взаимодействие личностей
учителя и учеников. Учение, имеющее ярко
выраженную личностную окраску, каждым из
учащихся осуществляется, естественно,
по-разному: один не может продемонстрировать
усвоение знаний, другой на основе ранее
полученного (возможно, и не в стенах школы) опыта,
наоборот, показывает феноменальные способности,
а третий усвоил определенный стиль отношения к
предмету и упорно “не хочет” учиться. Передавая
учебную информацию, учитель вносит в содержание
предмета и свою эмоциональную и ценностную
окраску. Учитель предстаёт всезнающим оракулом,
излагающим истины, а вот процесс познания и
открытия этих истин часто остаётся за рамками
учения. Вот тут то и возникает проблема
необходимости развития творческого мышления
учащихся и как обязательное условие реализации
этого на практике – устранение доминирующей
роли педагога в процессе присвоения знаний и
опыта. Одним из наиболее распространённых видов
исследовательского труда школьников в процессе
учения сегодня является использование ключевых
компетенций, через проектную деятельность.
Следовательно, надо говорить о методе проектов.

Метод проектов – педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых (порой и путём
самообразования). Активное включение школьника в
создание тех или иных проектов даёт ему
возможность осваивать новые способы актуальных
компетенций: учебно-познавательная,
информационная, коммуникативная компетенция
личностного самосовершенствования.

Самый сложный момент при введении в
учебный процесс исследовательских проектов –
организация этой деятельности, а особенно –
подготовительный этап. Учителю при планировании
на учебный год предстоит выделить ведущую тему
(раздел) или несколько тем (разделов), которые
будут “вынесены на проектирование”.

Желательно дифференцировать темы по
степени сложности (уровню абстракции, степени
креативности), но это совсем не обязательно.
Учащийся должен иметь возможность выбрать тему
проекта, организационную форму его выполнения
(индивидуальная и групповая), степень сложности
проектной деятельности.

Чёткость организации проектирования
определяется четкостью и конкретностью
постановки цели, выделением планируемых
результатов, констатацией исходных данных.
Весьма эффективно применение небольших
методических рекомендаций или инструкций, где
указывается необходимая и дополнительная
литература для самообразования, требования
педагога к качеству проекта, формы и методы
количественной и качественной оценки
результатов. Иногда возможно выделить алгоритм
проектирования или другое поэтапное разделение
деятельности.

При организации учебного процесса я
исхожу из следующих принципов:

– учебно-воспитательный процесс
основывается на многообразии форм, обеспечение
права выбора темы проекта, последовательной
смены видов и этапов трудовой деятельности
разной интеллектуальной насыщенности,
ориентированности на потребности индивидуума,
его развитие и профессиональное
самоопределение, учёт возрастных особенностей;
– работа над проектами придаёт трудовой
подготовке завершенность и целостность,
обеспечивает соответствующий государственным
образовательным стандартам уровень
подготовленности учеников, учитывая местные
особенности и конкретные условия работы
школьников.

Главной целью уроков технологии
считаю подготовку учащихся к самостоятельной
трудовой жизни. Важной задачей – формирование у
учащихся готовности добровольно брать на себя
трудовые дела, связанный с реализацией новых,
дерзких идей.

Проектный метод, как и другие
инновационные технологии в обучении, требуют
поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения,
можно, например, формировать такие элементарные
общеучебные компетенции школьников как:



– извлечение основного содержания
прочитанного и услышанного;
– точная формулировка мысли, построение
оригинальных высказываний по заданному вопросу
или теме;
– исследование различных вариантов решения
проблемы;
– планирование действий и времени;
– оценка результата своей деятельности;

Исходя из вышесказанного, я поставила
перед собой образовательные задачи:

– совершенствование теоретических
знаний учащихся;
– совершенствование практических умений и
навыков учащихся для решения конкретных задач;
– ознакомление с различными видами
предпринимательской деятельности;
– ознакомление с различными видами творческой
деятельности;
– развитие творческой инициативы, уважения,
трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремлённости, предприимчивости в
производстве и в жизни;
– сохранение здоровья своих учеников.

Использую методы педагогической
диагностики, провожу анкетирование,
собеседование. Для этого предлагаю ребятам
указать тему будущих проектов, а так же учитываю
интересы ребят, предлагаю им темы для сообщений,
рефератов, исследовательских работ.

Учащиеся выполняют разнообразные
творческие работы (устные и письменные), готовят
сообщения, выполняют практические и
лабораторные работы, содержащие проблемно –
поисковый характер, составляют кроссворды на
заданную тему. Принимают участие во внеклассной
работе.

Для развития интереса к своему
предмету использую на уроках самостоятельно
изготовленные мною и самими учениками наглядный
и дидактический материал схемы карточки таблицы.

Учебная программа по технологии
включает в себя выполнение творческого проекта
каждым учащимся. Наработка проекта направлена на
приобретение окружающих знаний и навыков с
дизайн-анализ в процессе, которого знакомятся с
близкими по характеру готовыми изделиями.
Дизайн-анализ – это способ освоения
конструкторско-технологических знаний
соответственно и творческая деятельность
учащихся есть самостоятельный поиск и создание
(конструирование) какого либо продукта, при этом
не имеет значения, действительно ли объективно
эта идея новой и оригинальной.

Основными критериями творческого
проекта в познавательной деятельности ученика
является:

– самостоятельность;
– поиска вариантов к нужной цели;
– создание в процессе нового продукта;

Для переключения внимание детей для
улучшения их работоспособности я в течение урока
провожу деловые игры и различные тесты. Во время
полярной ночи и выхода из нее уменьшаю объем
работы на уроках, используя для этого
подготовленный мною различный дидактический
материал. Все это, в свою очередь, повышает
работоспособность учащихся на уроках, улучшает
их настроение.

Метод проектов позволяет реализовать
деятельностный подход в трудовом обучении
учащихся и интегрировать учение и умение,
полученные ими при изучении различных школьных
дисциплин на разных этапах обучения. Под
проектом понимается самостоятельная творческая
завершенная работа, выполненная под
руководством учителя. Работа над проектом
включает в себя составление обоснованного плана
действий, который формируется и уточняется на
протяжении всего периода выполнения проекта. Все
проекты предполагают проработку каждого из
элементов логической цепи. Проектирование и
реализация собственной ситуации и конкретного
решения проблемы.

Результаты проектной деятельности
поэтапно материализуются, то есть, фиксируются в
виде описания и обоснования выбора проблемы, ее
социальной целесообразности, изготовления
эскизов, технологических карт.

Основная цель проектов –
способствовать развитию всесторонней развитой
творческой личности.

Подведем итоги всего вышесказанного

.

У учащихся при выполнении проекта
возникают свои специфические сложности, но они
носят объективный характер, а их преодоление и
является одной из ведущих педагогических целей
метода проектов. В основе проектирования лежит
присвоение новой информации, но процесс этот
осуществляется в сфере неопределенности, и его
нужно организовывать, моделировать, так что
учащимся трудно:

– намечать ведущие и текущие
(промежуточные) цели и задачи;
– искать пути их решения, выбирая оптимальные
при наличии альтернативы;
– осуществлять и аргументировать выбор;
– предусмотреть последствия выбора;
– действовать самостоятельно (без подсказки);
– сравнивать полученное с требуемым;
– корректировать деятельность с учетом
промежуточных результатов;
– объективно оценивать процесс (саму
деятельность) и результат проектирования.

Метод проектов позволяет формировать
некоторые личностные качества, которые
развиваются лишь в деятельности учащихся.

Речь идет об овладении (или точнее об
обретении) подростков разных типов деятельности:
проектировочной, организационной,
оформительской, элементами
финансово-экономической деятельности. По сути,
на своих уроках я осуществляю профессиональную
подготовку учащихся, готовлю их к будущей
профессии.

Основная цель проектов –
способствовать развитию всесторонне развитой
творческой активной действующей личности,
нравственно– ответственной формированию
интеллектуальных и общетрудовых знаний.

Содержание курса “технологии”
нацелено на формирование творческого подхода к
трудовой деятельности и все творческие проблемы
должны завершаться их конкретными решениями.




Следующий: