Формирование социально-личностной компетентности учащихся через проектную деятельность

Новые социально-экономические условия,
складывающиеся в нашей стране в последние годы,
коренным образом изменили и усложнили задачи
общеобразовательной школы в плане обучения,
воспитания и развития подрастающего поколения.
Это обусловлено тем: что конкурентоспособность
человека на современном рынке труда, во многом
зависит от его способности приобретать и
развивать умения и навыки, которые человек может
применять или трансформировать относительно
целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при
этом новые технологии. Школа должна подготовить
учащихся к самостоятельной трудовой жизни в
условиях настоящего социально-экономического
уклада. Одним из современных интенсивных методов
социальной практики является социальное
проектирование, осуществляемое на уроках и во
внеурочной деятельности. Социальное
проектирование является одним из важнейших
элементов развития гражданских знаний и умений,
выражения собственной активной позиции в
общественной жизни.

Проектирование

ориентировано на реализацию
нужд, на решение актуальных проблем конкретного
сообщества. Проектирование – это процесс
разработки, составления и реализации полезного,
социально-значимого проекта.

Проект

– слово иноязычное, происходит оно
от латинского – projectus. Уже его прямой,
буквальный перевод объясняет многое –
“брошенный вперед”. В современном русском
языке слово “проект” имеет несколько весьма
близких по смыслу значений. Так называют,
во-первых — совокупность документов
(расчетов, чертежей и др.), необходимых для
создания какого-либо сооружения или изделия;
во-вторых – это может быть предварительный
текст какого-либо документа и, наконец, третье
значение – какой-либо замысел или план.

Для понимания специфики метода
социально-образовательных проектов необходимо
различение следующих форм как разных,
реализуемых в настоящий момент в
образовательных учреждениях:

  • Социальная работа;
  • Социальный проект;
  • Образовательный проект;
  • Социально-образовательный проект.

Так или иначе, все эти формы работы связаны с
проблемой социализации и включения ребенка в
социальный контекст. Но они существенно
отличаются как по способу включения детей, так и
по методам педагогического сопровождения:

  1. Социальная работа – дети выступают
    исключительно в позиции объекта воздействия. Эта
    практика осуществляется социальными педагогами
    и социальными работниками на базе
    образовательных учреждений. Ее цель – как
    правило, разного рода коррекционная работа.
  2. Социальный проект – практика разного рода
    волонтерских и иных проектов, где цели ставит
    педагог, и включает детей в некоторую активность.
    Осуществляемое педагогическое сопровождение в
    лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и,
    “сопереживания” происходящему. Наиболее
    распространенный вариант – “шефство” школы над
    социальным учреждением (детским садом,
    определенной категорией людей – ветераны,
    инвалиды и т.д.)
  3. Образовательный проект преследует цели
    освоения предметного материала, является
    способом углубления понимания, восстановления
    смыслового контекста по отношению к предметным
    знаниям. Способ включения детей через систему
    учебных заданий, имеющих практический компонент.
    Например, исследование в рамках предмета
    географии или экологии, исследовательская
    работа с текстовыми источниками в рамках
    предметов общественного цикла, подготовка
    информационного проекта в рамках предмета
    информатики и т. д.
  4. Социально-образовательный проект – наиболее
    сложная форма проектной деятельности, которая
    предполагает включение детей в реальный
    социальный контекст, его анализ и педагогически
    обеспеченный выход на собственное действие.

Работа над проектом позволяет почувствовать
учащимся значимость своей деятельности,
повышает их социальный статус в школе, в
микрорайоне, открывает новые возможности.
Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все
стадии работы над ним: сбор материала, его
обработка, выстраивание проекта, согласование,
экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не
только положительные качества ребенка, но и
позволяет определить ему свои слабые стороны,
над которыми в дальнейшем необходимо работать.

Вот уже 3 года обучающиеся гимназии № 1 г.
Благовещенска Республики Башкортостан,
активисты детской общественной организации
школы актива “САМ” (далее ДОО ША “САМ”)
занимаются разработкой и реализацией социальных
проектов.

Основной задачей Школы актива является
воспитание организаторских умений и навыков,
развитие творческой и конкурентоспособной
личности, то есть личность, которая выйдя в
социум, сможет легко держаться на плаву и
ориентироваться в современной жизни общества.



Лидеры школы актива принимают участие в
различных мероприятиях, мастер-классах,
конференциях, организаторами которых являются
они сами.

В течение года ребята воплощают свои идеи и
замыслы в школе, а весной и осенью активисты
организуют выездной обучающей семинар на базе
оц “Елочки” г. Благовещенска.

Выездной семинар всегда имеет определенную
тематику, а также соревновательный характер, что
придает определенный оттенок этому мероприятию.

За несколько дней активисты придумывают
интересные и полезные проекты, которые затем
реализуют в течение года в условиях школы.

Для ребят проводятся специальные учебные
занятия, мастер-классы, где они знакомятся с
технологией подготовки и реализации социальных
проектов.

ЦЕЛЬ:

формирование у подростков опыта
самостоятельной организации результативной
социально значимой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Дать теоретические сведения, необходимые для
    самостоятельного создания проекта;
  • Обозначить возможные пути достижения
    намеченных целей;
  • Включить подростков в совместную продуктивную
    (в том числе проектную) деятельность.

Программа семинара дополняется программой
деятельности “Бизнес-профи” (приложение
1)
, которая функционирует на второй и третий
день работы школы.

Цель игры “Бизнес-профи”

– социальная
адаптация подростков к экономическим отношениям
в современном обществе.

Для этого мы и предлагаем ребятам принять
участие в экономической игре. В ней сделана
попытка игрового моделирования реальных
экономических отношений. В игровой атмосфере
ребятам легче усвоить или закрепить деловые
понятия, осмыслить новую систему экономических
взаимоотношений.

Предполагаемый результат

программы –
самостоятельная разработка ее участниками
проекта, который можно реализовать в условиях
школы.

Так, обучающимися гимназии было реализовано
несколько социальных проектов:

  • “Свободное время подростка”. Цель проекта –
    информированность подрастающего поколения о
    пользе организованного досуга. Участвуя в данном
    проекте, обучающиеся создали сайт об УДО г.
    Благовещенска, создали авторские видеоролики,
    приняли участие в различных мероприятиях.
    Руководитель проекта – Н.Ю. Давлетшина, учитель
    истории гимназии № 1. (Приложение 2)
  • “Будущее зависит от тебя”. Задача проекта-
    помочь старшеклассникам в выборе будущей
    профессии. Занимаясь с творческой группой и
    работая в различных прикладных программах,
    участники проекта создали видеоролики, сделали
    буклеты и листовки. Сегодня в нашей копилке
    имеются интересные и познавательные видеоролики
    на темы “Кем быть?” и “Всему свое время” (герои
    видеоролика школьники, которые знакомятся с
    различными профессиями: шофера, стоматолога,
    химика). Руководитель проекта- А.А. Серавкина,
    педагог дополнительного образования гимназии №
    1. (Приложение 3)
  • “Школа в улыбках”. Задача проекта – создать
    серию баннеров и фотоколлажей в нашей школе. На
    занятиях в ША “САМ” воспитанники занимаются
    созданием печатной продукции (фотоколлажей,
    рисунков и т.д.). Работая в различных программах
    ребята проявляют самостоятельность, показывают
    свое творчество и фантазию. В 2009 году активисты
    заняли призовые места в областном конкурсе
    “Оренинфо-2009”. Руководитель проекта – Л.А.
    Путилова, учитель истории гимназии № 1. (Приложение 4)

Исходя из нашей практики работы над проектами,
можно сделать следующие выводы:

1. Решающую роль в проектировании играет
учитель, многое зависит от его индивидуального
стиля работы, личных качеств и интересов. Однако
и у учителя могут возникнуть проблемы в этой
деятельности.

2. Необходима социально-организованная
практика подготовки авторов проектов со стороны
учащихся. В гимназии создана детская
общественная организация Школа актива “САМ”, в
задачу, которых входит оказание помощи учащимся
на этапах отстаивания, внедрения и продвижения
авторских идей, разработки проекта и его
реализации.

В данное время мы продолжаем работу над этими
проектами и разрабатываем новые. Наш общий вывод,
что за проектной деятельностью будущее школы.

В данное время активисты ША “САМ” продолжаем
работу над этими проектами и разрабатываем
новые. Наш общий вывод, что за проектной
деятельностью будущее школы. Так как данная
форма помогает учащимся почувствовать
значимость своей деятельности, повышает их
социальный статус, формирует
социально-личностную компетентность учащихся.




Следующий: