Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в исследовательской деятельности

Стратегию современного педагогического
образования составляет субъективное развитие и
саморазвитие личности педагога-воспитателя,
способного выходить за пределы нормативной
деятельности, осуществлять инновационные
процессы, процессы творчества в широком смысле.
Эта стратегия может воплотиться при качественно
иной подготовке педагога-исследователя,
позволяющей сочетать фундаментальность
профессиональных знаний с инновационостью
мышления и практико-ориентированным научным
подходом к решению конкретной образовательной
проблемы.

В условиях новой образовательной парадигмы
современным образовательным учреждениям
необходим педагог, не только знающий свой
предмет в совершенстве, но способный создавать
все необходимые психолого-педагогические
условия для развития и саморазвития личности
ребенка, его ключевых компетенций. Умение
управлять процессом формирования личности
ребенка предполагает сформированную
способность педагога осуществлять
исследовательский педагогический поиск, решать
на научной основе творческие задачи в
педагогической ситуации, не имеющей заранее
известного результата, по существу, быть
исследователем в меняющемся образовательном
пространстве. Эта сторона подготовки учителя
актуальна, т.к. обусловлена определяющей ролью
практико-ориентированной педагогической науки и
опытно-экспериментальной работой педагога в
решении тактических и стратегических
образовательных задач.

Современное состояние подготовки
квалифицированных кадров в системе среднего
профессионального образования в соответствии с
усложнением целей, средств и структуры
учебно-познавательной деятельности
предполагает совершенствование
учебно-воспитательного процесса,
обеспечивающего расширение объема и повышения
прочности знаний, умений и навыков студентов,
формирование их творческих способностей,
необходимых для развития профессиональной
компетентности, одним из составляющих которой
является овладение навыками исследовательской
деятельности. Конечно, есть особенность в
подходах и методах проведения исследования
специалистом, который разрабатывает научную
теорию, и студентом, анализирующим процесс и
результаты собственной деятельности в условиях
опытно-экспериментальной работы или опыт работы
других исследователей. Но анализ и обоснование
значимости достигнутых результатов
осуществляется по общим критериям, которые в
равной степени важны для объективной оценки
результатов, как исследователю-теоретику, так и
выпускнику средних профессиональных учреждений.
Модель профессиональной подготовки,
предполагающая в качестве результата
сформированную профессиональную
компетентность, строится на основе единства
теоретической и практической готовности, что
находит отражение в написании курсовой и
выпускной квалификационной работы. Эти
обстоятельства определяют необходимость
формирования не просто отдельных
исследовательских умений студента, а его
исследовательской компетенции как целостного
феномена, позволяющего сочетать
фундаментальность профессиональных знаний с
инновационным мышлением и
практико-ориентированным научным подходом к
решению конкретных образовательных проблем.
Выполнение ВКР в педагогических учебных
заведениях направлено на совершенствование
профессиональной подготовки студентов и связано
с углубленным изучением теории, приведением в
систему и пополнением ранее приобретенных
знаний, повышении эрудиции, формированием и
развитием навыков самостоятельной деятельности.
Способность к самостоятельному познанию
развивается в исследовательской познавательной
деятельности. Занятие научной работой
вырабатывает у студентов системное мышление,
умение анализировать педагогические и
социальные явления современной системы
образования, глубоко изучать историю
педагогических идей, иметь самостоятельное
суждение о каждой из них. При этом студент
овладевает технологией проведения
экспериментальной работы: умением работать с
первоисточниками, навыками диагностики и
обработки полученного практического материала,
корректного использования данных. Наличие
исследовательских знаний и умений является
одной из ярких характеристик уровня
профессиональной культуры студента, которая в
свою очередь является главным системообразующим
фактором педагога.

Исследовательская деятельность студентов
позволяет реализовывать не только
познавательные и творческие задачи, но и дает
возможность личностного развития студентов, их
самореализации, развивает коммуникативную
культуру, что является инструментальным
компонентом педагогической деятельности.
Особенность профессиональной культуры педагога
– сочетание компетентности и профессионализма в
области педагогики с собственной культурой
личности, готовой не только к передаче знаний, но
и к созданию гуманной развивающей среды в
образовательном процессе.

Работа над курсовым и дипломным
проектированием невозможна без проведения
каких-то, пусть самых простых исследований.
Приобретение навыков
познавательно-исследовательской деятельности
осуществляется на различных дисциплинах, в
частности на такой дисциплине, как
“педагогика”. Это и написание первых докладов,
рефератов: подготовка публичных выступлений на
научно-практической конференции в колледже и в
педагогических вузах и университетах,
проведения мини-исследований: “Решения вопросов
самовоспитания в восточной и западной
культуре”; “Сравнительный анализ
педагогических взглядов Христа и Конфуция”;
“Исследование проблемы коллективного и
индивидуального в истории педагогической науки
и т.д.”; “Педагогические условия формирования
толерантности у детей младшего школьного
возраста и т.д.”.

И постепенно работать со студентом можно не как
с учеником, а как с младшим коллегой. То есть
студент из сосуда, который следует наполнить
информацией, превращается в источник последней.
Он следит за новинками литературы, старается
быть в курсе изменений, происходящих в выбранной
им науке, а главное – процесс осмысления науки не
прекращается за пределами колледжа и при
подготовке к практическим занятиям и экзаменам.
Даже во время отдыха в глубине сознания не
прекращается процесс самосовершенствования.

Вместе с тем, анализ практики формирования
исследовательских умений студентов
педагогического колледжа свидетельствует о
значительных трудностях, с которыми они
сталкиваются в процессе исследовательской
деятельности. Недостаточный уровень
научно-теоретических знаний, методологической и
методической подготовки не позволяет студенту
успешно ставить и самостоятельно решать
исследовательские задачи уже на стадии их
постановки. Определенную трудность вызывает
разработка гипотезы исследования, подготовка
инструментария для сбора информации. Особую
трудность вызывает разработка и проведение
экспериментальной работы, обработка полученных
данных.



При выполнении дипломного проектирования, для
получения наилучшего результата исследований
студенты нуждаются в устных консультациях
руководителей, методических рекомендациях,
которые содержат конкретные разработки
(планы-содержания, списки литературы, методики
обследования детей и т.д.).

Важным в условиях гуманизации становится
коммуникативный аспект личностной культуры
педагога, его проявление в реальном
педагогическом общении. При взаимодействии
руководителя ВКР и студента формируется
коммуникативная культура выпускника, повышается
его профессиональная компетентность, по мнению
И.И.Зарецкой, формирование исследовательской
компетентности студента — это
системно-технологический процесс, направленный
на формирование у будущего педагога опыта
исследовательской самоорганизации,
выражающейся в его готовности к исполнению
специфических функций в исследовательском
поиске по отношению к педагогической ситуации и
собственной жизнедеятельности в ней.

Для выявления круга проблем, которые
испытывают студенты при подотовке и выполнении
курсового проектирования и выпускной
квалификационной работы нами было проведено
анкетирование студентов 3-го и 4-го курсов. Было
опрошено 100 респондентов. В анкете были
предложены вопросы, которые, на наш взгляд,
помогали выявить сложности на разных этапах
работы. Было предложено сделать определенное
ранжирование по степени сложности того или иного
этапа работы. Вопрос звучал следующим образом:
“Какой из перечисленных этапов при подготовке и
написании ВКР вызывает у Вас наибольшие
сложности?”

  • выбор темы ВКР;
  • составление планы;
  • выбор методики исследования;
  • анализ теоретических источников по теме
    исследования;
  • проведение эксперимента;
  • обработка результатов практической части;
  • структурирование дипломной работы;
  • общение с руководителем;
  • выступление на аудитории (с сообщением или
    докладом по теме).

Анализ результатов выявил, что наиболее
сложными для студентов являются такие этапы, как:

  • проведение эксперимента – 44%;
  • обработка результатов практической части – 31%;
  • выступление на аудитории – 15%;
  • анализ теоретических источников по теме
    исследования – 7%;
  • общение с руководителем – 3%.

В продолжение эксперимента был проведен
социологический опрос студентов выпускных
групп. Вопрос звучал следующим образом: “Что Вы
можете посоветовать руководителю ВКР, чтобы
работа со студентами строилась успешно?”. Нами
были учтены все пожелания, затем мы выделили
основные:

  • педагог должен быть хорошо ориентирован в той
    проблеме, над которой он работает вместе со
    студентами;
  • оригинальность мышления руководителя, его
    креативность;
  • заинтересованность руководителя в работе
    студента;
  • личностно-ориентированный подход к студенту,
    учет его психологических особенностей,
    толерантность;
  • необходимо, чтобы понятийный аппарат и знания
    проблемы, которыми владеет педагог, доводились
    до сведения студентов в доступной форме;
  • умение руководителя быть искренним,
    доброжелательным, обладающим коммуникативной
    культурой.

В продолжение эксперимента был проведен
социологический опрос со студентами выпускных
групп. Вопрос звучал следующим образом: “Что Вы
можете посоветовать руководителю ВКР, чтобы
работа со студентами строилась успешно?”

Нами были выделены все пожелания, которые
высказали студенты. Затем мы выделили основные:

  • педагог должен быть хорошо ориентирован в той
    проблеме, над которой он работает вместе со
    студентом;
  • оригинальность мышления руководителя, его
    креативность;
  • заинтересованность руководителя в работе
    студента;
  • личностно-ориентированный подход к студенту,
    учет его психологических особенностей,
    толерантность;
  • необходимо, чтобы понятийный аппарат и знания
    проблемы, которыми владеет педагог, доводились
    до сведения студентов в доступной форме;
  • умение руководителя быть искренним,
    доброжелательным, обладать
    коммуникативной культурой.

Аналогичная анкета была предложена
руководителям ВКР. Вопрос звучал следующим
образом: “Что Вы можете посоветовать студентам
как руководитель ВКР, чтобы работа строилась
успешно?” Были выделены основные пожелания:

  • уделять больше внимания
    экспериментально-практической работе;
  • проявлять больше изобретательности и
    творчества;
  • успешно владеть научным аппаратом;
  • обязательное посещение дисциплин, методики
    исследовательской деятельности;
  • инициативность студента;
  • структурирование диплома;
  • самостоятельный поиск необходимый литературы;
  • строгое соблюдение сроков сдачи диплома.

Взаимодействие руководителя и студента может
быть успешным, только в том случае, если есть
взаимное совпадение ожиданий от совместной
работы. Как показал анализ полученных данных, не
все ожидания совпадают.

Совпадают пожелания руководителя и студента:

  • в оригинальном, креативном сотрудничестве;
  • взаимная заинтересованность в работе над
    дипломом.

Не совпадали следующие пожелания: студент
хочет, чтобы понятийный аппарат и знание
проблемы, которыми владеет педагог, доводились
до него в доступной форме, а педагог хочет, чтобы
студент уже успешно владел научным аппаратом.
Если руководитель в большей степени ожидает
технического выполнения диплома, то студент
ожидает от руководителя не только методических
рекомендаций, а создание такой психологической
атмосферы в работе, в которой студенту было бы
комфортно и успешно сотрудничать.

Кроме того, студенты обращают внимание на
трудность выступления перед аудиторией, а
руководители не обращают достаточного внимания
на этот этап работы.

Публичное выступление позволяет выявить
владение студентом и понятийным аппаратом,
эрудицией, логикой изложения материала,
эмоциональной заинтересованностью работы,
умением установить контакт с аудиторией, то есть
проявить определенные
профессионально-педагогические качества.

Таким образом, эксперимент выявил ряд проблем,
на которые следует обратить для успешного
взаимодействия руководителя ВКР и студента.




Следующий: