Формирование профессиональных и личностных компетенций на уроках спецтехнологии в ГОУ СПО

Концепция модернизации российского образования предусматривала введение такой категории как ключевые компетенции выпускника. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» постепенно заменяется категорией «компетентный специалист».

Критерии оценки компетентного специалиста включают в себя:

  • Умение действовать самостоятельно и ответственно;
  • Готовность к самоопределению в образовательном и профессиональном смысле;
  • Способность оценивать свою деятельность и ее результаты относительно разнообразных требований;
  • Наличие опыта разнообразной коммуникации и профессионально коммуникативной компетентности;
  • Освоение видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной и профессиональной деятельности.

Особое внимание в современном профессиональном образовании уделяется ключевым компетенциям, которые носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.

Советом Европы определены пять ключевых компетенций:

  • « …политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
  • Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
  • Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем молодым людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В том же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
  • Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
  • Способность учиться на протяжении жизни, т.е. непрерывность обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».

При компетентностном подходе в профессиональном образовании перечень необходимых компетенций данной профессии определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны общества и потребностью личности. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатом процесса обучения.

При определении состава компетенций специалистов древообрабатывающих производств путем опроса работодателей было выявлено, что современный рабочий – выпускник колледжа должен обладать не только объемом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта, но и относиться к своей профессии как к личной и социальной ценности, обладать способностью к саморегуляции поведения и профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества, постоянно стремиться к повышению своей квалификации, относиться к своему здоровью как к наивысшей ценности.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально-личностных компетенций для будущих мастеров столярно-плотничного производства:

  • включение студентов в активную самостоятельную работу;
  • организация решений учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий (ответы на проблемные вопросы, подготовка сообщений и докладов, выполнение расчётных проектов и заданий и др.);
  • предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчета при проведении проверки знаний, умений и навыков, отвечающим индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;
  • активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса;
  • создание на учебном занятии ситуации успеха.

20-30% студентов ГОУ СПО строительного профиля поступают в колледж по собственному желанию, остальные по различным мотивам (рядом с домом, родители привели, друзья посоветовали и т.п.), следовательно, у учащихся зачастую отсутствует интерес и мотивация к обучению будущей профессии. Поэтому специальные дисциплины: специальная технология, материаловедение, строительное черчение должны, в первую очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать ее красоту и важность в экономике государства, раскрыть возможности профессионального роста и возможности достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии — это фактор, который способствует успешному обучению и активному формированию профессиональных компетенций.

Опыт работы в профессиональном образовании позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования компетентности будущего рабочего. Необходимо шире использовать различные формы активных методов обучения. Это упражнения, тренировки, выполнение проектных заданий, деловые игры, семинары, практические и лабораторные работы, посещение профессиональных выставок, посещение и проведение занятий на базе профессиональных музеев, выполнение практических самостоятельных работ, выполнение письменной экзаменационной работы.

При этом особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, позволяющей выработать у них навыки самостоятельного пополнения знаний, умения ориентироваться в потоке научной, технической, нормативной, справочной и производственной информации.

В процессе реализации компетентностного подхода преподаватель перестает быть носителем информации и превращается в руководителя самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Его главной задачей становится умение мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности. Необходимо организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся таким образом, чтобы каждый из них мог реализовать свои способности и интересы. Фактически преподаватель создает развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым студентом определенных компетенций на уровне развития его способностей.

Самостоятельная работа студентов ярко проявляется в некоторых формах обучения. Например, высокой результативностью обладают тематические уроки-экскурсии. При выборе экскурсионных и туристических поездок для определенной группы студентов очень важно учитывать профессиональную направленность обучения данной группы учащихся. Так, для групп обучающихся по строительной профессии важно посетить объекты русского деревянного зодчества, музеи мебели, старинные усадьбы, услышать на экскурсиях о творчестве в труде строителя, воочию увидеть какими инструментами и по какой технологии создавались гениальные творения русских зодчих. Одновременно (желательно в соответствии с учебным планом при изучении спецпредметов) необходимы экскурсии на объекты, знакомящие с современными условиями труда, новыми технологиями работы, современными материалами. Эти выездные мероприятия могут планироваться как уроки-экскурсии, так и внеклассная работа по предмету.



На уроках — экскурсиях не должно быть праздного зрительства, поэтому преподаватель спецпредмета при подготовке к проведению такого урока определяет его цели и задачи, готовит учащихся к восприятию получаемого ими материала, определяет формы и результаты деятельности учащихся, готовит групповые или индивидуальные творческие задания для будущей экскурсии, с которыми знакомит учащихся до поездки. По итогам экскурсии студенты отчитываются о выполнении задания в различных формах: сообщения и доклады на занятиях, написание рефератов, эссе, создание фоторепортажей и мультимедийных презентаций и т. п., соответственно интересам и способностям учащихся и заданной теме. Такая методика дает возможность влиять на развитие профессиональных и личностных компетенций.

В Строительном колледже № 12 стало традицией посещение первокурсниками передовых предприятий по производству строительных материалов, деревообрабатывающей продукции и др. Например, фирмы «Кнауф», «Лакра Декор», «Сторосс» и др. Эти ознакомительные выездные мероприятия имеют огромное профориентационное значение!

Эффективным является урок-экскурсия с выездом на профильные выставки. Более 10 лет в соответствии с учебной программой по предмету «Технология столярных работ» учащиеся по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ» посещают высавку «Мебель» в ЗАО «Экспоцентр и «Лесдревмаш» в ВЦ «Сокольники». Это сугубо профессиональные выставки по деревообработке. В зависимости от курса и изучаемой в данный момент темы обучающиеся получают задание ознакомиться с новым материалом и предложениями деревообрабатывающей и мебельной промышленности по темам:

  • «Современные деревообрабатывающие станки»
  • «Новые виды материалов для деревообработки и отделки древесины»
  • «Изготовление окон и дверей по современным технологиям» и др.

При подготовке к посещению выставки обучающиеся получают задание для выполнения с использованием её экспозиций.

ЗАДАНИЕ

на проведение выездного учебного занятия по технологии столярных работ

Тема занятия: «Ручные инструменты для деревообработки»

Место проведения: ЦВК Экспоцентр, ежегодная международная выставка «Мебель-2010»

Дата занятия: 26 ноября 2010 г.

1. По итогам экскурсии на выставку составить отчёт (презентация, фоторепортаж, доклад, эссе и др.), в которых указать:

  • дата и место проведения выставки;
  • организаторы и участники выставки;
  • какие производители мебели представлены;
  • какие фирмы, производящие окна и двери, представлены;
  • подробнее описать образцы видов, конструкций окон и дверей от современных производителей (представить раздаточный материал по темам «Окна» и «Двери»;
  • виды современной фурнитуры для окон и дверей;
  • приспособления и мероприятия по безопасной организации работы столяра;
  • расскажите о наиболее интересном экспонате или изделии, увиденном на выставке и который вас удивил;
  • ваши впечатления от посещения выставки.

2. Возможно выполнение отчёта в группе (2-3 чел.)

3. Срок представления и защиты отчёта – 3 декабря 2010 г.

Желаю интересных впечатлений и новых знаний!

Преподаватель Е.В. Мискарян

Также преподавателем разработан план экскурсий в качестве внеклассных мероприятий для учащихся по профессии мастер столярного и мебельного производства.

Для 1 курса обязательно посещение Музея мебели, Музея Леса, Музей-усадьба Кусково, Музей-усадьба Коломенское.

Для 2 курса: г. Суздаль, Ново-Иерусалимский монастырь (г. Истра), г. Мышкин, г. Владимир, г. Александров.

Для 3 курса: г. Санкт-Петербург, Кижи, учебно-ознакомительные туры в Чехию, Германию, Францию.

Проведение учебных выездов связано ещё и с вопросами безопасности при проведении экскурсий и массовых мероприятий. Необходимо провести все предварительные необходимые моменты:

  • получить разрешение родителей (для несовершеннолетних) на участие ребёнка в выездном учебном занятии (в случае отказа родителей можно заменить это задание на выполнение реферата по теме или наглядного пособия и т.п.);
  • провести с обучающимися подробный инструктаж по правилам личной безопасности и дорожного движения;
  • подготовить приказ на проведение выездного мероприятия с назначением ответственных лиц за жизнь и здоровье детей с регистрацией в журнале инструктажей;
  • обсудить тему, задание и план выполнения задач выездного учебного занятия.

Несмотря на большие трудности по подготовке и проведению выездных уроков они, по мнению обучающихся и коллег, являются очень эффективными.

По отзывам учащихся о посещении выставки:

  • «После посещения выставки я понял, что правильно выбрал профессию».
  • «Профессия столяра интернациональна. Все столяры мира работают одинаковыми инструментами, используют одинаковый материал, с помощью чертежа могут понять друг и друга и изготовить мебельное изделие. Я горжусь своей профессией!».
  • «После посещения выставки я сделал для себя открытие, что существует также мода на мебель. В разное время мебель отличалась материалом, формой и по другим признакам».
  • «После выставки мне захотелось сделать что-то неповторимое из древесины, но для это ещё стоит поучиться!».

Компетентностный подход позволяет преподавателю при обучении специальным дисциплинам целенаправленно воздействовать на личность будущего специалиста на его развитие, воспитание, обучение, соответственно требованиям работодателей и общества в целом.

Литература

  1. Вейлланд Д. «Компетентностный подход в правовом образовании» // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: материалы Всерос. науч.- практ. конф. М.,2002
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005
  4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб. – метод. Пособие. Омск. 2003.
  5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010гг.//Высшее образование. 2005. №10
  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004 год. №4
  7. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.
  8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. В.И. Белопольского. М.,2002
  9. Реформа развития высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.



Следующий: