Формирование проектировочных умений на уроках технологии

В современной школьной практике используются различные педагогические
технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В
образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные
творческие технологии обучения.

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий
потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных
технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод
проектов, современные методы создания новых технических и технологических
решений.

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует
формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные
пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со
стороны педагога.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении той или
иной практически значимой проблемы.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,
иными словами – с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким
образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая
затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проекта.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт.

Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления,
творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при
работе с «непослушными инструментами» и «неподатливыми материалами», «умными
конструкциями», «технологическими системами».

На уроках технологии я использую метод проектов, в результате проекты,
создаваемые детьми на уроках и на кружке занимают на протяжении нескольких лет
призовые места на районных выставках и конкурсах проектов. Работа ведется по
следующим основным направлениям: постановка творческой цели и достижение её,
планирование своей деятельности, защита своих убеждений, оценка своих
возможностей и способностей. Особое место занимает представление и защита
проектов детьми.

Презентация результатов проектной деятельности одна из самых сложных частей
работы над проектом. Поэтому, я считаю что, начинать планировать способ
презентации результатов проекта необходимо с самого начала на этапе постановки
цели и задачи проекта.

Например, дать возможность любому ученику, независимо от возраста и
одаренности, почувствовать вкус к творчеству процессу, побывать в роли автора
идеи, реализовать ее, попробовать себя в роли актера, сочинителя, костюмера,
бутафора и т.д.

«Оживить» свои проекты, превратить их в маленькие действующие модели,
используя весь доступный арсенал (мультимедиа ресурсы, 3D графику, видео).
Превратить зрителя в активного союзника, соучастника действа.

Найти взрослых единомышленников для совместного творчества. Для ребенка очень
важно почувствовать, что мир объединяется вокруг него, его радует участие
взрослых в его творческих поисках.

Опыт показывает что, презентация должна как можно полнее рассказать о работе
над проектом. Во время презентации продолжается поиск истины, продолжается
процесс познания, приобретаются навыки публичного выступления.

Конечно, приходится учить школьников общим методам, алгоритмам,
классифицировать задачи по типам. Тем более именно проектная деятельность
позволяет приобщить детей к азам научной исследовательской работы, подвигнуть их
на поиск, который рождает все новые вопросы и ощутить радость открытия, пусть
когда-то кем-то сделанного. Но сегодня, на нынешнем уроке — их собственного.

Содержание презентации проекта во многом зависит от имеющихся у учащихся
знаний, умений, навыков и жизненного опыта. Я помогаю ученикам, направляю их
деятельность в нужное русло. Считаю, что для создания презентации проекта нет
необходимости в наличие богатого учебно-методического обеспечения, учебников и
учебных пособий, всевозможных руководств и методичек, которые нужны для создания
самого проекта. Здесь необходимы наличие программного обеспечения и необходимых
материальных средств, которые будут участвовать в демонстрации проекта. И,
конечно же, соответствующие ЗУН.

Способ представления результатов зависит от основной идеи проекта, от
используемых наглядных материалов и т.д. В самой презентации заложен большой
учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся,
аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность,
предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной
самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Я с учащимися
планирую, ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над
проектом. Будет ли интересен окружающим результат проектной работы, зависит от
многих причин. Это и изложение материала в виде устного рассказа,
театрализованного действа, видеофильма, доклада, концерта, выставки, ярмарки.
Можно ли дополнить содержание моделями или макетами. Подводя итоги, я
рассматриваю все достоинства и недостатки созданного проекта. Ход демонстрации
проекта дополнительно, на практике, покажет и ученикам, и учителям достигнуты ли
основные цели при разработке проекта или нет.

Так же, необходимо заранее определить, для какой аудитории предназначен
проект: дети, взрослые (например, родители, учителя) и т.д.

Я считаю что, критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов
оптимальности по числу и доступности для учащихся каждого возраста. Критерии
должны оценивать качество не только презентации, но и проекта в целом. Эти
критерии я довожу до проектантов задолго до презентации. Они представлены в виде
таблицы, которая представлена вашему вниманию:



Критерии — в баллах: максимальный — 10 баллов, минимальный — 1 балл.

Критерии Оценка
1. Актуальность
  • Тема направлена на разрешение или
    освещение проблемных вопросов.
  • Тема повторяет известные работы и
    разработки, отдельные аспекты представляют интерес для рассмотрения.
  • Тема не актуальна.
2. Новизна
  • Качественно новое знание,
    полученное в результате исследования, оригинальное решение задачи.
  • Новое представление или новое
    видение известной проблемы на основе анализа или обобщения.
  • Новое изложение, решение отдельных
    вопросов, частных сторон, частных задач.
3. Элементы
творчества
  • Все этапы творческой работы,
    включающей постановку задачи, реализацию творческой работы с
    использованием ИКТ, проведение эксперимента, обработку и анализ
    полученного материала, создание нового программного продукта.
  • Творческая работа с привлечением первичных наблюдений,
    выполненных другими авторами, собственная обработка, анализ.
  • Творческая работа реализована на основе литературных источников,
    опубликованных работ и т.п.
  • Имеются элементы творчества или обобщения, реферативная работа
    со свертыванием известной информации.
4. Вклад автора
  • Собственная постановка проблемы или задачи, непосредственное
    участие в эксперименте, использование в работе аналитических
    методов, и т.д. и т.п.
  • Собственная разработка отдельных вопросов, выполнение анализа по
    заданию руководителя, глубокая проработка имеющихся источников.
  • Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы,
    достаточное представление о предыдущих достижениях.
  • Общее или слабое ориентирование в заданной области.
5. Компетентность
автора
  • Знание основных положений в избранной и сопредельной областях
    знаний.
  • Хорошая или посредственная осведомленность в избранной области
    знаний.
  • Слабое представление об основах, истинах, достижениях в данной
    области.
6. Практическая
направленность
  • Работа может быть рекомендована для использования в практической
    учебной деятельности, представлена на научно-практической
    конференции Республиканского уровня и выше.
  • Может быть использована для последующей деятельности автора, в
    работе школьной научно-практической конференции.
  • Имеет частичный прикладной характер.
7. Презентация
творческой работы
  • Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики.
  • Упорядоченное, более или менее связное, но лексика
    маловыразительная, допускаются паузы, обращения к тексту доклада.
  • Доклад зачитывается по подготовленному тексту.
8. Дизайн
  • Авторский дизайн
  • Дизайн выполнен на основе имеющегося стандартного графического
    материала.
  • Дизайн отсутствует
9. Оформление
текста презентации
  • Имеется введение, обозначена цель, выдержана логика построения,
    объем и требования к оформлению.
  • Основные требования выполнены посредственно.
  • Несоответствие требованиям к оформлению.
10.
Библиографический список изданий
  • Представлена достаточно полно, соответствует замыслу работы,
    использованы монографии, труды; представлены цитаты, имеются ссылки,
    соблюдены требования к перечню; указаны адреса Интернет ресурсов.
  • Число источников ограничено, используются работы популярного
    характера, изучены поверхностно.

Эффективная реализация этого подхода позволила мне добиваться следующих
результатов в направлении формирования творческих способностей. Так у учащихся
изменилось в положительную сторону отношение к проектной деятельности, а
следовательно к собственному творчеству:

  • они научились ставить творческую цель и достигать ее, это выражается в том, что
    учащиеся выделяют проектную деятельность, как самый интересный исследовательский
    этап;
  • научились планировать свою деятельность и отмечают, что проектная деятельность
    интересна потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью
    учителя;
  • научились защищать свои убеждения, стали выше оценивать свои возможности и
    способности;
  • учащиеся повысили свою работоспособность.

Мои наблюдения показывают, что при защите проекта в форме презентации у учеников
формируются проектировочные навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Эти навыки могут пригодиться школьникам на таких уроках как литература, история
и иностранный язык.

Самое ценное в методе проектов, по моему мнению, является то, что позволяет
школьникам системно овладеть организацией практической деятельности по всей
проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии
(продукте труда).

Хочу предложить несколько проектов, созданных моими учениками на уроках
технологии и дополнительно на кружках в рамках реализации метода проектов.

Проект «Изготовление снегоката» (Приложение 1.doc) — файл презентации
«Приложение 2.ppt»

Проект «Модель действующей водяной электростанции» (Приложение
3.doc) — файл
презентации «Приложение 4.ppt».




Следующий: