Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности

1 слайд (Приложение 1): Здравствуйте,
уважаемые коллеги! Сегодня я попытаюсь дать
характеристику важнейшей инновации в
отечественном образовании – компетентностному
подходу
. Целью компетентностного подхода в
образовании является выпускник как
конкурентноспособная, социально и
профессионально мобильная личность, обладающая
необходимым набором сформированных ключевых
компетенций, продуктивных компетенций в том
числе.

Так же я хочу поделиться опытом формирования и
развития продуктивной компетенции учащихся на
кружковых занятиях объединения “Мир дизайна”, в
ходе которых создаются различные творческие
работы, проекты, презентации и т.д. Уровень
сформированности продуктивных компетенций
учащихся в кружковой деятельности характеризуют
результаты участия в конкурсах различного
уровня и выбор будущей профессии по своим
компетенциям. Мои учащиеся участвуют в конкурсах
творчества, часто побеждают, а после школы
поступают учиться по своим направлениям дизайна.

2 слайд.

Компетентностный подход. В связи
с модернизацией российского образования, стал
актуальным вопрос о применении
компетентностного подхода в обучении и
воспитании школьников, целью которого является
формирование ключевых компетенций у школьников.

Компетентностный подход в отечественном
образовании является сегодня важнейшей
инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо
уметь учиться в течение всей жизни. В подобных
обстоятельствах продуктивность
образовательного процесса, а стало быть,
успешность выпускников зависит не от обладания
информацией, а от умения ориентироваться в
информационных потоках, от инициативности,
умения справляться с проблемами, искать и
использовать недостающие знания или другие
ресурсы, брать на себя ответственность и
принимать решения в неопределенных ситуациях,
работать в группах на общий результат,
самостоятельно учиться, восполняя недостаток
профессиональных знаний

3 слайд. Образ выпускника – это
конкурентноспособная, социально и
профессионально мобильная личность, обладающая
необходимым набором сформированных ключевых
компетенций.

Компетентностный подход в обучении
сосредотачивается на том, чтобы не увеличить
объем информированности выпускника школы в
различных предметных областях, а помочь им
самостоятельно решать проблемы в незнакомых
ситуациях в дальнейшей жизни.

4 слайд.

Ключевые компетенции – это
умения, которые помогают человеку достигать
поставленных целей, ориентироваться в новых
ситуациях профессиональной, личной и
общественной жизни. Различают следующие
ключевые компетенции выпускника школы:

  • Личностная или нравственная (определяется
    развитыми нравственными, эмоциональными,
    эстетическими установками и качествами,
    готовностью и способностью жить по традиционным
    нравственным законам).
  • Социальная (предполагает формирование
    гражданских, демократических и патриотических
    убеждений, освоение социальных практик,
    способность действовать в социуме с учётом
    позиций других людей).
  • Общекультурная (предполагает освоение
    основ отечественной и мировой культуры).
  • Интеллектуальная (проявляется в развитых
    интеллектуальных качествах личности;
    способности владеть информационными
    технологиями, работать со всеми видами
    информации).
  • Продуктивная (умение работать и
    зарабатывать, быть способным создать
    собственный продукт, принимать решения и нести
    ответственность за них).
  • Коммуникативная (наличие готовности и
    способности свободно осуществлять коммуникации,
    способность вступать в коммуникацию с целью быть
    понятым).

5 слайд.

Продуктивная компетенция (умение
работать и зарабатывать, быть способным создать
собственный продукт, принимать решения и нести
ответственность за них) формируется в процессе
обучения не только в школе, но и под воздействием
окружающей среды, то есть в рамках формального,
неформального и внеформального образования.

Большое значение в формировании продуктивной
компетенции отводится дополнительному
образованию детей, кружковым занятиям,
мероприятиям, в ходе которых создаются различные
творческие работы, проекты, презентации и т.д.

6 слайд.

Кружковая деятельность. Сделав
свой выбор в широчайшем спектре занятий
дополнительного объединения, все ученики могут
стать компетентными в своей области… Кружковая
деятельность предоставляет учащемуся наряду с
углубленным изучением школьного предмета право
на творчество, развитие продуктивных
компетенций, и – что немало важно – поиск смысла
жизни и своей профессии.

Каждое занятие кружкового объединения
предполагает рассмотрение теоретических
вопросов и выполнение практических работ. Но
практической работе для развития продуктивных
компетенций отводится большая часть учебного
времени. Практические работы могут быть учебными
и проектными. При выполнении учебной работы
обучающиеся изучают технологические процессы,
приёмы работы. А вот при выполнении проектных
работ предусматривается развитие
индивидуальных способностей каждого учащегося в
творческом контексте
: конструкторском,
художественном, технологическом… Педагог
предлагает ряд заданий, способы выполнения
проекта, которые направляют работу обучаемого в
нужное русло, но внутри каждого задания школьник
абсолютно свободен. Учащийся имеет право на
ошибку, но она является лишь ступенью познания с
помощью педагога, отказавшегося от методов
принуждения и форм подавления достоинства
ребёнка.

7 слайд.

Продуктивная компетенция формируется
и развивается в творчестве – деятельности,
результатом которой является создание новых
материальных и духовных ценностей.

8 слайд.

Кружок “Мир дизайна”.
Кружковым объединением “Мир дизайна” я
руковожу на протяжении 7 лет. На занятиях
использую всевозможные организационные формы,
но своё предпочтение отдаю индивидуальной форме
обучения, когда более качественно формируются и
развиваются продуктивные компетенции, следующие
умения и навыки учащихся:

  • пробы сил в заинтересовавшем направлении
    дизайна;
  • обучение навыкам планирования работы,
    самостоятельного выбора техник, инструментов,
    материалов и форм для достижения поставленной
    задачи;
  • навыки самостоятельного выполнения проектных
    заданий, выбора стиля, художественных решений;
  • самостоятельный контроль хода выполнения
    работы и оценка результата;
  • оптимальная профориентация.

9 слайд.

Формы подведения итогов. Подведение
итогов кружковой деятельности имеет большое
воспитательное значение и характеризует степень
усвоения учащимися программного материала
объединения и уровень продуктивных компетенций
учащихся.

Основными формами контроля учебной
деятельности в объединении “Мир дизайна”
являются:

  • Просмотр – это временная выставка учебных
    работ и проектов, форма подведения итогов в конце
    занятия, каждой темы. При этом учащиеся
    сравнивают собственные работы и работы своих
    друзей и дают оценки.
  • Выставка проектных работ. Одним из
    показателей успеха в работе объединения
    является участие обучаемых в различных
    выставках.
  • Творческий отчёт. В конце учебного года, на
    заключительном занятии, целесообразно подвести
    итоги работы объединения за год. Лучшие работы
    представляются на отчётную выставку.
  • Конкурсы, фестивали. Участие в мероприятиях
    различного уровня и результаты мероприятий
    характеризуют качественный уровень
    сформированности продуктивных компетенций
    учащихся.

10–19 слайды.

Результаты мероприятий. В
течение 2012 года обучающиеся объединения “Мир
дизайна” под моим руководством заработали 14
дипломов I, II и III степени во всероссийских
конкурсах детского творчества.

20 слайд.

Задача педагога: увидеть каждого
ребенка с точки зрения наличия у него
уникального набора компетенций, важных для
успехов в той или иной сфере деятельности:

  • потенциал личности,
  • потребность и способность к самообразованию,
  • осознание собственных достоинств и
    способностей,
  • способность личностного целеполагания,
  • адекватная профориентация,
  • стремление к успеху.

21–22 слайды.

Студенты – выпускники
объединения “Мир дизайна”.

23 слайд.

Творческих успехов! Гиперссылка
на творческую работу ученика 7 класса
коррекционной школы 8 вида Конончука Бориса “Мой
любимый край – Камчатка”.

Следующий: