Формирование приемов исследовательской работы в курсе экономической и социальной географии мира


География как учебная дисциплина обладает
уникальными возможностями, позволяющими
развивать такие качества личности, как
искусство познавать и мыслить, искусство общения
и речи, интерес к осмыслению и преобразованию
действительности, склонность к самореализации,
способность к нравственным поступкам,
готовность к эстетическому восприятию
действительности. Но как сделать так, чтобы
вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы
каждый из них имел возможность понимать,
рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и
опытом? Многие основные инновации связаны
сегодня с применением интерактивных методов
обучения
, то есть таких способов организации
учебной работы, которые предполагают совместную
деятельность учащихся. Каждый вносит свой
особый, индивидуальный вклад, идет обмен
знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивная деятельность предполагает
организацию и развитие диалогового общения,
которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию,
к совместному решению задач. В процессе такого
общения учащиеся учатся критически мыслить,
решать сложные проблемы на основе анализа
информации, взвешивать альтернативные мнения,
участвовать в дискуссии, общаться с другими
людьми. Таким образом, интерактивное обучение
развивает коммуникативные умения и навыки,
помогает установлению контактов между
учениками, приучает прислушиваться к мнению
своих товарищей.

Для изучения экономической и социальной
географии мира в профильном экономическом
классе отводится 3 часа на 10-11 классы. Таким
образом, появляется возможность в региональной
части курса уделить больше времени на совершенствование
знаний и умений, приобретенных при изучении
общей части курса, а также на организацию
исследовательской и проектной деятельности

учащихся.



Например, при изучении первого региона — стран
Зарубежной Европы — проводится
исследовательская работа по теме “Особенности
населения стран Европы и связанные с
ними
проблемы”.



Учащимся заранее раздается план работы для
отбора необходимой информации и построения
графиков, диаграмм, схем и таблиц. Необходимые
для этого умения сформированы в предыдущих
курсах географии и при изучении общей части
экономической и социальной географии мира. На
уроке идет обсуждение полученных результатов:
сравниваются показатели, анализируются
изменения , определяются причины, формулируются
выводы, составляются прогнозы. Помимо
содержания, анализируется и форма представления
материала: что нагляднее схема или карта
(картосхема), столбчатая, полосная или круговая
диаграммы? В заданиях предлагается построить
схему, но ученик может заменить ее таблицей, если
считает, что для представления данного материала
эффективнее будет именно она. То есть, ученик
может придерживаться предложенной формы работы,
а может предложить свой вариант, главное чтобы
так или иначе все пункты плана были выполнены.
Такой порядок работы обговаривается заранее,
поэтому работы учеников бывают непохожи друг на
друга. После анализа работ и подведения итогов
создается компьютерный вариант работы в виде
презентации, можно один коллективный, отдельными
группами или индивидуальные по желанию. Таким
образом, к моменту изучения данной темы по другим
регионам имеется и алгоритм ее характеристики, и
образцы выполнения (в тетради и компьютерный
вариант). В дальнейшем часть учащихся выбирает
данную тему для самостоятельной
исследовательской работы на научно-практическую
конференцию или для итоговой аттестации за курс
11-летней школы. (естественно регионы берутся
другие: страны Азии, Африки, отдельные проблемы
наиболее характерные для какого-то региона или
страны, разрабатываются проекты решения данных
проблем).

Завершающий курс географии позволяет выбрать
практически неограниченное число тем ( факторы
развития хозяйства, изменение роли отдельных
факторов, особенности развития хозяйства,
изменения отраслевой и территориальной
структуры хозяйства группы стран или отдельно
взятой страны, изменение места страны в мировом
хозяйстве, особенности интеграции стран, влияние
внешней политики на изменение хозяйства страны,
изменение геополитического положения страны и
связанные с ним особенности хозяйства и т.п.).
Следовательно, можно организовать
исследовательскую деятельность всех желающих, а
их становиться больше именно в старших классах,
т.к. проявляется интерес к самопознанию,
определение своего места в жизни, выбору своего
жизненного пути. Особо значимыми в этом возрасте
становятся работы творческого и
исследовательского характера, позволяющие
испытать удовольствие от умственного труда,
проверить свои силы, найти собственное решение в
процессе сосредоточенной , неторопливой работы,
когда удается открыть новые стороны в уже
известном, когда возникают неожиданные идеи,
ассоциации, когда мобилизуются творческое
воображение, догадка, интуиция, фантазия, когда
удается выразить себя.

Кроме того, созданные учащимися презентации
окажут реальную помощь учителю и в проведении
уроков в последующих классах, и в организации
исследовательской и проектной деятельности
последующих поколений.

План исследовательской работы по теме
“Особенности населения стран Европы и связанные
с ними проблемы”.

Презентация

1. Численность населения:

  • По тексту учебника стр. 179 определите
    численность населения Европы.
  • Подсчитайте долю населения Европы в населении
    мира.
  • Используя данные таблицы 2, стр. 62, постройте
    график “Изменение численности населения Европы
    в XX веке”. (масштаб в1 см 100 млн.чел.).

Сделайте вывод об изменении численности
населения и темпах изменения, используя
дополнительную информацию 5, стр. 211. Определите
возможные причины изменения численности
населения.

2. Естественное движение населения:

  • Используя данные таблицы 12, стр. 387 учебника и
    карт атласа стр. 10-11, определите тип
    воспроизводства населения, проведите
    классификацию стран по особенностям
    воспроизводства населения (выделите три группы).
  • Подсчитайте долю каждого вида (40 стран – 100%).
    Постройте круговую диаграмму.
  • Проанализируйте полученный результат (что
    общего у стран, входящих в определенную группу:
    размеры, история развития и т.п.). Сделайте вывод о
    причинах снижения темпов роста численности
    населения.
  • Предположите возможные варианты развития
    демографической ситуации.
  • Нужна ли странам Европы государственная
    демографическая политика? На что она должна быть
    направлена?

3. Механическое движение населения:

  • Какие варианты миграций (эмиграция, иммиграция)
    наиболее характерны для отдельных частей Европы
    (Северной, Западной, Восточной, Южной)?
  • По рис. 47, стр. 184 определите страны Европы, для
    которых характерна иммиграция. Постройте
    столбчатую диаграмму “Доля иностранных рабочих
    в отдельных странах Европы”. (масштаб в 1см 200 тыс.
    чел.).
  • Сделайте вывод. Каким образом миграции могут
    оказать влияние на численность населения. Какие
    проблемы могут быть вызваны миграциями?

4. Состав населения:

А. Возрастной состав:

  • По рисунку 14, стр. 63 определите особенности
    возрастного состава населения стран Европы.
  • Сравните показатели со среднемировыми:

Показатели Доля детей Доля трудоспособных Доля пожилых
Европа
Весь мир

  • Сделайте вывод о различиях и причинах данных
    различий, используя данные таблиц 12, стр. 387 и 15,
    стр. 388.
  • Какие проблемы, связанные с трудовыми
    ресурсами, существуют у стран Европы?
  • Сделайте прогноз возможного дальнейшего
    развития ситуации.

Б. Половой состав:

  • По карте атласа стр. 11 разделите страны на две
    группы по преобладанию женского или мужского
    населения.
  • С помощью рис. 46, стр. 184, а также карт атласа стр.
    10-11 определите причины , характерные для
    выделенных групп стран.

В. Этнический состав:

  • Используя текст учебника стр. 182, дополнительную
    информацию 6-7, стр. 211,карты атласа стр. 12-13,
    задание 5, стр. 216, разделите страны на три группы:
    однонациональные, двунациональные,
    многонациональные. Какие исторически
    сложившиеся проблемы Вы знаете?
  • Сделайте вывод о современных тенденциях
    изменения этнического состава и возникающих в
    связи с этим проблемах.

Г. Религиозный состав:

  • По тексту учебника стр. 182 и карте атласа стр. 12
    определите главные религии народов стран Европы
  • Составьте схему.
  • Найдите зависимость между миграциями,
    этническим и религиозным составом населения.
  • Какие проблемы ожидают Европу в будущем?

5. Размещение населения:

  • Проанализируйте особенности размещения
    населения по карте плотности в атласе стр.14. Для
    этого выделите ареалы повышенной и пониженной
    плотности и объясните причины различий.
  • Сравните среднюю плотность населения по
    странам Европы со среднемировой
  • Сделайте выводы.

6. Урбанизация:

  • Определите средний уровень урбанизации для
    стран Европы по тексту учебника стр.182.
  • По данным таблицы 17, стр. 389 и рис. 18, стр. 77
    сравните уровень урбанизации отдельных стран
    Европы со среднеевропейским.
  • Какие формы урбанизации наиболее характерны
    для стран Европы?
  • С помощью рис. 48, стр. 185 проведите классификацию
    городов-миллионеров по их географическому
    положению (задание 6, стр. 217 учебника).
  • Почему в настоящее время для многих европейских
    стран характерна субурбанизация ?
  • Какие проблемы, связанные с высоким уровнем
    урбанизации, характерны для стран Европы?

7. Подведите итог работе и кратко сформулируйте
выводы об особенностях населения и проблемах
характерных для стран Европы.

В результате выполнения данной работы
учащимися 10 Э класса были выделены для
обсуждения следующие проблемы:

- Снижение темпов роста населения,
вызванное переходом к современному типу
воспроизводства населения. В перспективе
возможна депопуляция, демографический
кризис
, в крайнем случае, демографическая
катастрофа.

- Незначительный рост численности населения
обеспечивают миграции, которые приводят
к проблемам другого характера, а именно
изменению этнического и религиозного
состава
населения.

- Изменения демографической картины приводят к “старению
нации”,
сокращению трудоспособного
населения, данная проблема решается опять же за
счет миграций, которые в свою очередь могут
привести к ассимиляции народов и
вытеснению одного народа другим.

- Исторически сложившаяся сложная
этническая ситуация
в отдельных странах
(Испания, Франция, Великобритания) дополняется
современными миграциями, которые и в этих
странах и в других странах Европы приводят к
образованию многонационального общества. В
результате возникают проблемы понимания и
уважения традиций и религиозных особенностей
других народов, проблемы различия в образовании
и оплате труда, социального места в обществе,
проблема терроризма и т.д.

- Неравномерность размещения населения
сказывается на уровне развития отдельных
районов внутри страны.

- Рост городов и городских агломераций,
формирование мегалополиса приводят к экологическим
проблемам
: “увеличению нагрузки на землю”,
сокращению площади плодородных земель,
транспортным проблемам, загрязнению воды,
воздуха, почвы, истощению ресурсов и т.п.



Таким образом, в результате выполнения данной и
других работ в завершающем курсе географии мира
учащиеся получают возможность использовать
имеющиеся у них знания и совершенствовать
уже сформированные умения как чисто
географические (читать карту), так и общие
(определять причинно-следственные связи,
сравнивать, составлять прогнозы, формулировать
выводы). В процессе выполнения работы активизируются
творческие способности
, т.к. решаются вопросы
оформления работы, выбора более доступной и
эффективной формы подачи материала. Не менее
важным является создание комфортных условий
обучения, таких, при которых ученик чувствует
свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным сам
процесс обучения.




Следующий: