Формирование правового сознания на уроках обществознания

В настоящее время, формирование правового
сознания идет в курсе обществознания, который
интегрирует знания, педагогические отобранные
из комплекса общественных наук: социологии,
экономики, политологии, правоведения, а также
философии и психологии.

Новая система обществоведческого образования
должна давать достаточные знания обо всех видах
общественных связей и отношений, в которые
неизбежно вступает каждый человек
(экономических, национальных, семейных, правовых,
политических и пр.), поскольку все эти отношения
являются объектом социального регулирования, их
невозможно изучать в отрыве от правовых норм,
которые порождены этими отношениями и
направляют их в необходимое обществу русло.

На сегодня отсутствуют работы, связанные с
изучением проблем технологии правового обучения
в контексте формирования правовых знаний и
правовой активности личности на уроках
обществознания. В связи с чем, хотелось бы
поделиться опытом работы по формированию
правового сознания на уроках обществознания.

Рассмотрим в качестве примера несколько
фрагментов уроков обществознания, на которых
рассматриваются вопросы права.

Например, тема: “Место и роль права в системе
социальных норм”.

При обсуждении первого вопроса “Место и роль
права в системе социальных норм” предложим
старшеклассникам вспомнить: что такое норма, в
чем суть социальных норм, каковы составные
элементы системы социальных норм.

  • Норма – это правило, образец;
  • Социальные нормы устанавливают правила
    поведения людей их групп и организаций в
    обществе.
  • Существует несколько разновидностей этих норм
    (вопрос целесообразно представить в виде схемы).

Все социальные нормы в той или иной степени
взаимосвязаны между собой, особенно близкая
связь существует между моралью и правом. Они
способствуют установлению согласия в обществе,
гармонизации отношений между обществом и
природой, между личностью и обществом. Целый ряд
моральных и правовых норм совпадают (не наноси
вреда здоровью и жизни другого, не укради, не лги
и др.),

Вместе с тем право и мораль выступают разными
социальными регуляторами. Учащимся
целесообразно предложить развести приводимые
ниже характеристики социальных норм:


Правовые нормы Моральные нормы

Социальные нормы выступают правилами
поведения людей, эти правила:

  • регулируют поведение людей на основе
    сложившихся в обществе представлений о добре и
    зле,
  • устанавливаются государством,
  • остаются писанными,
  • обеспечиваются внутренним “Я”, опираются на
    общественное мнение,
  • не нуждаются в обобщении со стороны
    государства,
  • не оформляются в виде государственных или
    международных документов,
  • обеспечиваются принудительной силой
    государства,
  • зарождаются раньше,
  • имеют более широкое поле действия,
  • тесно связаны с государством,
  • регулируют самые важные для человека и общества
    отношения.

Напомнив учащимся, что определение понятия
содержит главные признаки определяемого
объекта, предложим им выделить основные признаки
права. Вывод-обобщение: право – это система
обязательных норм поведения, закрепленных в
официальных документах, охраняемых и
поддерживаемых силой государственного
принуждения.

Следующая схема позволит наглядно показать и
начать разговор о том, что право регулирует
многие, но не все вопросы нашей жизни.

Место правовых отношений в жизни общества

Если же право регулирует большинство вопросов
общественной жизни, в том числе вопросы
свободного времяпрепровождения, выбора религии,
дружбы, любви, эстетического вкуса и т.п., то речь
идет о полицейском государстве.

Учитель кратко знакомит старшеклассников с
тем, какие главные вопросы регулируются с
помощью права в каждой основной сфере
общественной жизни. При наличии учебного времени
в хорошо подготовленном классе вопрос может быть
предложен для обсуждения самим
старшеклассникам.

Затем учитель дает характеристику сфер жизни
общества.

На основе следующего графического изображения
места права в различных сферах жизни общества
учащимся предлагается определить где обозначены
политическая и духовная сферы.

Итак, право выступает регулятором всех сфер
общественной жизни, но в разной степени.
Выполнение правовых норм, способствует
регулированию всех сфер жизни, наведению
порядка, ликвидации хаоса и беспредела.

Система права. В учебнике “Человек и общество”
под ред.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лабезниковой для 10
класса (§7. М.,2002) сказано: “Поскольку правовое
регулирование, как вам известно, охватывает все
основные сферы жизни общества, система права –
это поистине гигантский юридический мир. Чтобы
его толково организовать и сделать удобным для
правовой деятельности, осуществляется деление
всей системы на элементы. В числе важнейших ее
элементов назовем: а) отрасли права; б) институты
права; в) нормы права”.

Далее даются определения: нормы права,
институты права, отрасли права.

В целях закрепления соотношения норм,
институтов и отраслей права учащимся могут быть
следующие задания.

Я не случайно взяла фрагменты уроков в 10 классе
курса обществознания, так как все изучающиеся в
дальнейшем темы уроков, носят аналогичный
характер.

Очень эффективны на уроке проведений
дискуссий, так как они дают возможность ученику
высказать свою точку зрения и учителю
предоставляется возможность, в случае
неправильной точки зрения, аргументировано
исправить ее.

Рассмотри уроки обществознания в 9 классе.

Тема “Нарушение прав человека и их
защита”.

Тип урока: итого-обобщающий в форме
дискуссии.

Цели и задачи урока: на основе
имеющихся у учащихся знаний расширить и
конкретизировать их представления о правах
человека; сформировать культуру ведения
дискуссии и участия в ней; закрепить навыки
правовой защиты личности.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Вводная информация – учащиеся готовятся по
заранее поставленным вопросам (они записаны на
доске), каждый высказывает свое мнение).

3. Защита прав детей – вводное слово учителя и
практическая работа с текстом Всеобщей
декларации прав человека и Конвенции о защите
прав детей.

4. Учащимся предлагается высказать свое мнение
по предложенным вопросам и высказываниям.
5. Размышление (рефлексия).

6. Подведение итогов (тестирование) –
проводится при двухчасовом занятии.

Формы и методы: беседа; практическая
работа; сравнение; обобщение; рефлексия.
Основные понятия: декларация, конвенция,
гражданин, гражданство, права и свободы человека
и гражданина; понятие абсолютности прав
человека, геноцид, апартеид.

Ожидаемые результаты: расширение
объема знаний по теме, закрепление навыков
работы с документами, умение участвовать в
дискуссиях, формирование уважения чужого мнения,
отстаивание своей точки зрения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором он
указывает, на какие вопросы следует обратить
внимание при изучении темы:

1) Что такое права человека?

3) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они
записаны?

3) Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои
права?

В ходе беседы обобщаются знания учащихся о
правах человека и документах, их содержащих,
учащиеся подводятся к выводу: права человека
принадлежат любой личности изначально и
государство лишь охраняет их от незаконных
посягательств. В отличие от этого права
гражданина охватывают сферу его отношений с
государством, в которой он рассчитывает на
ограждение своих прав от незаконного вторжения и
на активное содействие государства в их
реализации. Пример: учащимся предлагается
сравнить правовой статус иностранца и
гражданина РФ, сделав вывод. Учащиеся должны
уяснить: права человека на жизнь, на образование
и т.д.

2. Вводная информация.

На доске записаны вопросы. Наиболее
подготовленные получают задание представить на
них ответы. Этот этап урока должен решить задачу
мотивации, вызвать у учеников желание принять
участие в дискуссии. Другим учащимся
предлагается подумать над вопросом: ежегодно
Россия подает в ООН отчет о положении детей.
Какие предложения, касающиеся защиты прав детей,
Вы включили бы в этот отчет?

Для дискуссии можно преложить следующие
проблемы

:

1) Можно ли считать, что гражданское общество и
правовое государство создают условия для
реального соблюдения прав человека?

2) В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав
человека. Что надо сделать в государстве, чтобы
эти права могли реализовать граждане?

3) Как соотнести право на жизнь с глобальными
проблемами человечества: экологическими,
экономическими, проблемами разоружения и т.д.

4) С точки зрения защиты прав человека, как
оценить такое решение суда в отношении
приговоренного к смертной казни: “Приговор
окончательный и обжалованию не подлежит”?
учащиеся отвечают на поставленные вопросы.



Практическая работа

.

Перед учащимися тексты Всеобщей декларации и
Конвенции: на этом этапе они самостоятельно
читают, сравнивают документы и делают вывод о
том, что Конвенция о правах ребенка
конкретизирует права человека в отношении
ребенка. Для обсуждения учащимся предлагаются
следующие вопросы и задания:

1. Почему в названии французской декларации
употребляется понятие: не только “человек”, но и
гражданин?

2. Найдите в мировой истории и в истории нашей
страны примеры вопиющего пренебрежения правом
человека на жизнь?

3. Существует правовая норма, в соответствии с
которой во время следствия и суда должен
присутствовать педагог. Каков смысл этого
требования?

4. Выберите из следующих мыслей те, которые
соответствуют “духу” прав человека:

  • свобода есть возможность делать все, что мне
    захочется;
  • свобода есть право делать все, что дозволено
    законом;
  • свобода есть независимость от норм,
    установленных людьми;
  • свобода одного человека ограничена пределами
    свободы других.

5. Размышление (рефлексия). Учащимся
предлагается продолжить, в частности, такую
фразу: “Я считаю, что права человека нарушаются
тогда, когда…”

6. Подведение итогов (тестирование).
Тестирование позволяет проконтролировать
фактический объем знаний, усвоенный учащимися.
Но в любом случае учитель должен обобщить итоги
урока-дискуссии, дать соответствующую оценку
проделанной работе, сделать необходимые выводы,
что позволит избежать ошибок на следующих
занятиях курса “Обществознание”.

Весьма результативны в правовом обучении так
называемые технологии ПОПС-формулы. ПОПС-формула
используется при организации споров, дискуссий.
Ее суть заключается в следующем. Ученик
высказывает:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка
зрения, предположим, выступает на уроке с речью:
“Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

О-обоснование (не просто объясняет свою
позицию, но и доказывает, начиная фразой типа:
“Потому что увеличивается количество тяжких
преступлений, изнасилований, убийств…”);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции
пользуется конкретными примерами, используя в
речи обороты типа: “Я могу подтвердить это тем,
что рост преступности наблюдается за последние
годы…”;

С-следствие (делает вывод в результате
обсуждения определенной проблемы, например,
говорит: “В связи с этим (сохранением смертной
казни, мы не наблюдаем уменьшения роста
преступности…”).

Таким образом, выступление обучаемого занимает
примерно 1-2 минуты и может состоять из
двух-четырех предложений. Самое главное, что дает
применение данной технологии, ученики
высказывают свою точку зрения, отношение к
предложенной проблеме.

Очень эффективны при изучении отраслей права
игры. Вот некоторые правила проведения уроков по
уголовному праву в форме игры:

  1. Обучаемые должны получить четкие инструкции по
    организации игры и правилам, согласно которым
    она будет производиться.
  2. Нельзя увлекаться формальной стороной игры,
    необходимо сосредоточиться на ее содержании.
  3. Игра должна быть четко продумана (для этого
    формулируется цель, задачи, методы,
    прогнозируемый результат).
  4. Нельзя проводить из урока в урок игры, не
    обобщая правового материала.
  5. В игру следует вовлекать всех учеников.
  6. Каждая игра по завершению должна быть
    обсуждена, проанализирована.
  7. В процессе игры дети должны усвоить не только
    важный юридический материал, но и отработать
    необходимые умения применять теоретические
    правовые знания в конкретных ситуациях.

Игра должна носить добровольный, творческий
характер и не превращаться в спектакль, где герои
действуют по заранее подготовленному сценарию. В
игре школьники принимают самостоятельное
правовое решение, развиваются их творческие
способности, а, главное, закрепляются навыки
правомерного поведения.

Можно проводить самые разнообразные игры по
правовой тематике, например: “Выборы
президента”, пресс-конференция “Проблемы
уголовного права” и др. Можно предложить в
качестве примера фрагмент игры-конкурс
“Преступление и наказание”.

Командам предлагаются карточки, на которых
перечислены различные формы наказаний.
Необходимо выбрать те наказания, которые
предусмотрены Уголовным кодексом РФ: лишение
свободы; ссылка; высылка; предание публичному
позору; штраф; четвертование; избиение плетьми;
смертная казнь; бессрочная каторга; конфискация
имущества.

Время на выполнение задания – 1 минута. За
правильно выполненное задание команда получает 4
балла (по 1 баллу за каждый правильный вариант).

Правильный ответ: Лишение свободы, штраф,
смертная казнь, конфискация имущества.

Эффективно на уроке использовать и
нормативно-правовые акты. Например, учитель
излагает исходную ситуацию. В ней говорится о
том, что предстоит обсудить. Например: “Ребята,
вы устраиваетесь на работу. В настоящий момент,
вам предлагается проект контракта. Внесите
изменения или добавьте новые пункты в права и
обязанности работника и работодателя. Не думайте
о том, реальны они или нереальны. Высказывайте
любую мысль. Нельзя критиковать другие
предложения. Секретари все фиксируют на доске”.
Поведение учителя или другого ведущего должно
быть доброжелательным, с чувством юмора. Критики
не допускается. Учащиеся выслушивают и, если им
что-то не понятно, задают вопросы. Выяснение
вытекающих из исходной информации выводов.
Возможно предъявление дополнительной
информации. Учитель в случае необходимости еще
раз подчеркивает конечную цель.

Интегрированные уроки позволяют от школярного
подхода к образованию, крайней дифференциации
предметного обучения и привести его в
естественную органическую связь с жизнью.

Бесспорным является то, что воспитание
уважения к праву и правовой убежденности
невозможно без развития нравственных качеств
личности, ее духовности, поэтому курс литературы
дает дополнительные возможности для
конкретизации важнейших понятий: “мораль”,
“право”, “законность”, “достоинство”,
“честь” и др. Внимание учащихся привлекается к
вопросам нравственно-философского характера: о
добре и зле, чести и долге, совести, нравственном
выборе. Русская литература дает иллюстрации для
изучения такой важной проблемы, как человек –
государство. Большинство произведений, входящих
в базовый уровень литературного образования,
выступает в качестве источников знаний о
государстве, праве, демократии, правах человека.

Вот примеры практического осуществления
межпредметных связей права и истории. Это
интегрированные уроки при изучении тем
конституционализма. Например, “Россия на
современном этапе” будет посвящена изучению
истории создания и положений Конституции РФ и
совмещать урок права. Его можно провести в виде
семинарского занятия по плану:

  1. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
  2. Структура Конституции РФ 1993 г.
  3. Правовая охрана Конституции РФ 1993 г.
  4. Характеристика основ конституционного строя
    России.

Таким образом, учащиеся могут проследить
возникновение и развитие государственных
институтов и права, которые предусмотрены
программой как истории России, так и
обществознания.

Опыт работы в школе показывает, что уроки
обществознания в 9 классе больше способствуют
формированию правового сознания, чем уроки в 10-11
классах, которые носят обобщенный характер, где
больше рассматривают обществоведческие вопросы.
Но, тем не менее, в них присутствуют элементы
правовых вопросов, которые способствуют
формированию правового сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеев А.С. и др. О развитии гражданского
    образования в России //Преподавание истории и
    обществознания в школе.-2003.-№8
  2. Батурина И.И. Элективные курсы по
    обществознанию // Преподавание истории и
    обществознания в школе.-2005.-№3
  3. Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и
    дифференцированного курсов обществознания в
    образовательной школе //Преподавание истории и
    обществознания в школе.-2004.-№3
  4. Бурякова В.В. О началах права в курсе
    обществознания //Право в школе.-2004.-№4
  5. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Гражданское
    образование в школах Москвы // Преподавание
    истории и обществознания в школе.-2003.-№10
  6. Морозова В.С. Выбор есть //Право в школе.-2004.-№3
  7. Певцова Е.А. Формирование правовой активности
    субъектов образоваетльного права //Преподавание
    истории и обществознания в школе.-2003.-№8
  8. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование:
    региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4
  9. Пронькин В.Н. Курс для жизни //Право в
    школе.-2004.-№3
  10. Соболева О.Б. Использования личного опыта
    учащихся при изучении обществознания
    //Преподавание истории и обществознания в
    школе.-2003.-№10
  11. Федорович Н.А. Првоведение.-М.:Открытый мир.-1997
  12. Элиасберг Н.И. Петербургская модель
    гражданско-правового образования //Право в
    школе.-2004.-№3
  13. Человек и общество /Под ред.Л.Н.Боголюбова и
    др.-М.:Просвещение,2004



Следующий: