Формирование правового самосознания членов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи



Пояснительная записка

В условиях формирования правового государства,
одной из главных проблем является воспитание
гражданина, способного понимать, что порядок,
необходимый нашей стране, может быть только
порядком основанном на праве, в основе которого,
лежит строгое подчинение закону. Подчинение
всеми гражданами, независимо от социального
положения и статуса в обществе.

Таким образом, данная тема призвана углубить и
поднять на более высокий уровень знания учащихся
о принципах разделения властей, об
институциональном, функциональном и
субстанциональном упорядочении государственной
власти, как основополагающим антикоррупционном
факторе, о правовом статусе гражданина РФ и его
активной деятельности по противодействию
коррупции. Столь дискуссионно-сложный и в тоже
время интересный вопрос можно рассмотреть как в
общеобразовательных классах – урок обобщения,
так и в классах с углубленным изучением предмета
в виде – урока – дискуссии. Приемлемо будет
поработать в 10,11-х классах, т.к. в курсе
обществознания подобным темам отводятся часы.

Чтобы преодолеть “эмоциональную неуклюжесть”
необходимо создать среди ребят атмосферу
доверия, взаимопомощи, помогая развитию
достоинства каждого ребенка в классе, независимо
от его успеваемости и лидерских качеств. Таким
образом, детям предлагается выступить в роли
спикеров, активных членов группы, гостей, которые
будут представлять интересы политологов,
докторов наук, президентов общественных фондов и
т.д.

Учитель будет выступать в роли наставника,
координатора деятельности ребят. А оценивать их
работу будут эксперты, это приглашенные
преподаватели, работники правоохранительных
органов, прокуратуры.

Кроме того, на данном уроке целесообразно
применить ряд тренингов, чтобы дети практически
смогли окунуться в роли политиков, но и в тоже
время сблизиться в решении сложных вопросов.


Задачи урока

  • Углубить знания о принципах разделения властей
    и проблемах, которые возникают при отсутствии
    взаимного сдерживания и контроля.
  • Создать условия для понимания необходимости
    работать над собственном правовым самосознанием
    и антикоррупционным мировоззрением.
  • Повести учащихся к пониманию того, что
    гражданину необходимо знать законодательство
    своей страны, чтобы уверенно действовать в
    ситуации, где нарушается закон.
  • Сформировать представление о том, что власть –
    это не сила денег, а прежде всего возможность
    грамотно организовать, руководить и
    контролировать чью-либо деятельность.
  • Таким образом, данные задачи позволяют решить
    следующие


    Функции урока

    Развивающую функцию урока:

    Создание условий для интеллектуальных и
    практических действий в процессе исследования
    материала по ветвям власти, обобщение и
    углубление знаний по пройденным темам, применяя
    навыки самоанализа, обобщения.

    В процессе составления презентации, дети
    работали с различными правовыми источниками,
    обрабатывали схему– доказательство своей точки
    зрения, обязательно предусматривается в этих
    условиях обработка операций индукции и дедукции,
    анализа и сравнения.

    Образовательную функцию

    :

    Обеспечение усвоения знаний по пройденным
    темам: “Власть”, “Субъекты политической
    жизни”, “Механизмы участия граждан в
    политической жизни” – 10-й класс;

    “Правосудие в современной России”, “Частное
    право” – 11-й класс.

    Воспитательную функцию урока:

    Умение работать в малых группах, распределение
    обязанностей – отношение спикера и членов
    группы, развитие лидерских и организаторских
    качеств, умение слушать и спорить, доказывать
    свою точку зрения. Диалоговая культура.


    Интерактивные стратегии

    “Займи позицию” – игра “Моя картинка”

    Информационная разминка “Пчелки и змейки”

    Упражнение “Если бы я был президентом”


    Мобилизатор

    Кроссворд “Правовое государство”


    Технологии

    “Аквариум” , “Дискуссия”, “Большой круг”


    Дидактические материалы

    1. Таблички для игры “Займи позицию”
    2. Таблички с законодательными мерами для участия
      в дискуссии “Антикоррупционные меры”
    3. Презентация 3 групп – представителей 3 ветвей
      власти для участия в дискуссии по технологии
      “Большого круга”
    4. Презентация учителя по основным вопросам урока.
    5. Практические задания по темам: “Федеральное
      собрание”, “Правительство РФ”, “Судебная
      власть в РФ”,
    6. “Жезл” власти
    7. Конституция РФ
    8. Набор рисунков для разделения на группы.
    9. Кроссворд. “Правовое государство”.


    План урока

    1.Вводная часть.

    1.1. Применение мобилизатора.

    2. Основная часть.

    2.2.Слово учителя

    2.3.Игра “Моя картинка” (разделение на группы)

    2.4.Презентация “3 ветви власти”

    Работа в Малых группах по технологии “Большого
    круга”

    2.5.Работа по ст.10 Конституции РФ

    2.6.Работа по ст.11 Конституции РФ

    2.7.Рассмотрение структуры Государственной
    власти РФ

    2.8.Работа над ст.1,3,32 Конституции РФ

    2.9.Информационная разминка “Пчелки и змеи”

    2.10.Упражнение “Если бы я был президентом”.

    2.11.Дискуссия по технологии “Аквариум” –
    “Антикоррупционные меры”

    3. Заключительная часть

    3.1.Выводы – “Политическая культура и ее
    функции”.

    1. Вводная часть

    Дорогие ребята, сегодня у нас урок – обобщение
    по пройденным темам, где вы сможете показать свои
    знания и умения. Сможете поспорить и, конечно же,
    нам необходимо прийти к некоторым выводам по
    вопросам, которые остро встают в правовом
    государстве.

    Почему до сих пор существуют пословицы и
    поговорки о законе:

    “ Закон – что дышло, куда повернешь – туда и
    вышло”.

    “ Закон – это паутина: шмель проскочит, а муха
    увязнет”

    “ У огня быть, да руки не согреть?” и т д.



    Так давайте по порядку.

    1.1. Применение мобилизатора / Прил. 1/

    Предлагаю поработать над кроссвордом
    “Правовое государство”, чтобы определить
    первую и последующие группы – претендентов для
    участия в игре “Моя картинка” (6 человек, первыми
    выполнившие кроссворд первыми и выбирают
    картинки на следующем этапе урока.)


    2. Основная часть

    2.2.Слово учителя (сопровождается
    презентацией)

    Учитель рассказывает об истории
    демократизации власти. Примерный текст можно
    рассмотреть в приложении. /Прил. 2/

    Власть – это способность и возможность
    осуществлять свою волю, оказывать воздействие на
    деятельность людей с помощью авторитета, права
    или насилия.

    Необходимо сделать вывод учителем,
    какая власть будет более приемлема.

    В какой же власти сила?

    2.3. Игра “Моя картина” /Прил. 3/

    Ребята, необходимо разделиться на
    группы, чтобы послушать представителей 3 ветвей
    власти и ответить на ряд вопросов

    Вопросы раздаются на группы. Отвечают, слушая
    презентацию

    2.4. Презентация работ учащихся “3 ветви
    власти”

    Работа в МГ. Технология. “Большого круга”

    Детям дается установка, что необходимо
    внимательно слушать и затем помочь выступающему
    обобщить функции той или иной ветви власти.

    Задания для работы в малых группах. / Прил. 4/

    1 группа – Федеральное собрание – Парламент РФ
    – законодательная ветвь власти

    2 группа – Правительство Российской Федерации
    – исполнительная ветвь власти

    3 группа – Судебная власть в Российской
    Федерации.

    2.5. Работа по ст.10 Конституции РФ

    Учитель обращает внимание на
    формулировку статьи из Конституции и делает
    выводы.



    Задание:

    Прочитать и объяснить положения ст.10
    Конституции РФ

    Разделение властей основывается на том, что в
    государстве необходимо осуществлять три функции
    :

    1) принятие законов;
    2) исполнение законов;
    3) осуществление правосудия.

    Далее преподаватель может подробнее
    раскрыть о деятельности трех ветвей власти.

    Примерный текст можно рассмотреть в
    приложении. /Прил. 5/

    Вывод:

    С точки зрения обеспечения, сохранения
    демократии необходимо целесообразно
    распределить деятельность между тремя
    различными государственными органами, чтобы не
    произошла чрезмерная концентрация,
    монополизация власти одним человеком, одним
    органом. Эти три независимые власти могут
    контролировать друг друга, обращать внимание на
    нарушение закона другим органом.

    Таким образом, реализуя принцип разделения
    властей, органы государства, принадлежащие к
    разным ветвям власти, осуществляют свои
    полномочия самостоятельно, взаимодействуя между
    собой, и уравновешивая друг друга.

    2.6.Работа по ст. 11 Конституции РФ.

    Теперь необходимо сознание детей подвести к
    тому, что власть – это способность, возможность
    организовать, руководить и контролировать
    чью-либо деятельность.

    1. Государственную власть в Российской Федерации
      осуществляет Президент Российской Федерации,
      Федеральное собрание (Совет Федерации и
      Государственная Дума), Правительство Российской
      Федерации, суды Российской Федерации.
    2. Обратите внимание на картинку “Тройка
      лошадей” /Прил. 6/

      Ваши ассоциации.

    3. Государственная власть в субъектах Российской
      Федерации осуществляют образуемые ими органы
      государственной власти.
      Что такое власть?

    Займи позицию и аргументируй:

    1. Власть – это зло.
    2. Власть необходима
    3. Человек сам себе хозяин.

    2.7. Рассмотрение структуру
    государственной власти в Российской
    Федерации.

    Рассмотрим структуру государственной власти в
    Российской Федерации. /Прил. 7/

    Слово учителю:

    Почему называется “власть”?
    Потому что ей многое власть.
    В этой маленькой буковке “эс”
    Затаился большой интерес.
    В ней достаток, почет и уют,
    В ней все то, что другим не дают.
    Если б не было этого всласть,
    То никто не держался б за власть…

    Ф.Кривин.

    Педагог обращает внимание на сущность слова –
    власть и почему она существует?! Примерный текст
    можно рассмотреть в приложении. /Прил. 8/

    2.8. Работа над статьями 1, 3, 32.
    Конституции Российской Федерации

    Конституция Российской Федерации. Статьи 1, 3, 32.
    (извлечение). /Прил. 9/

    Народ в демократическом государстве
    осуществляет свою власть непосредственно
    (прямая демократия) через:

    1) референдум или выборы (статья 3);

    2) право собираться мирно, без оружия, проводить
    собрания, митинги и демонстрации, шествия и
    пикетирование (статья 31);

    3) право обращаться лично, а также направлять
    индивидуальные и коллективные обращения в
    государственные органы и органы местного
    самоуправления (статья 33);

    4) через гарантированную свободу общественных
    объединений (статья 30);

    5) через свободу массовой информации, свободу
    мысли и слова( статья 29);

    6) через право на индивидуальные и коллективные
    трудовые споры с использованием установленных
    федеральным законом способов их разрешения,
    включая право на забастовку (статья 37);

    Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал:
    “Нельзя себе представить, чтобы народ все
    время проводил в собраниях, занимаясь
    общественными делами. Для занятия общественными,
    государственными делами народ выбирает своих
    представителей в органы власти”.

    Такая форма демократии – народной власти –
    называется представительной.

    В 1265 году в монархической Англии созвали
    собрание, получившее название “Парламент”.
    Слово “Парламент” в переводе с французского
    означает “говорить”. Избранные в Парламент
    депутаты обсуждают проекты законов (говорят о
    них), а затем решают – принимать или нет эти
    законы.

    В Российской Федерации избираются народом:

    1. Парламент;
    2. Депутаты Государственной Думы;
    3. Депутаты местных органов власти.

    Конституция Российской Федерации. Статья 32
    (извлечение).

    2.9.Информационная разминка “Пчелки и
    змейки”

    Разминка.

    Инструкция.

    Ребята в группах выбирают короля,
    а сами делятся на “пчел” и “змей”, далее
    рассмотрим ход игры в приложении. /Прил. 10/

    Учитель обращает внимание.

    ЗАПОМНИ!

    В любом государстве между народом и его лидером
    (правителем) должно быть взаимопонимание и
    доверие. Только такое государство может успешно
    процветать и преумножать свое богатство. В
    разное время во главе государств стояли короли,
    цари, ханы, эмиры, императоры. Одних избирал сам
    народ, другие получали власть по наследству, а
    третьи – захватывали власть.

    Россия – республика ( в переводе общее дело).
    Значит, лидера страны выбирают сообща.

    Во главе нашего государства находится
    Президент. “Президент” в переводе с латинского
    языка означает “сидящий впереди”. В Конституции
    РФ четко определены полномочия государственных
    органов РФ и порядок их формирования.

    Как же занимается пост Президента России?
    Обратимся к схеме, отражающей содержание статьи
    81 Конституции РФ. (в презентации учителя).

    Пост Президента был учрежден в РФ общенародным
    референдумом в апреле 1991 года, а 12 июня того же
    года на этот пост всенародным голосованием был
    избран Ельцин Б.Н. В связи с ухудшением здоровья
    он досрочно ушел 23 декабря 2000 г. в отставку.

    Исполняющим обязанности Президента стал Путин
    В.В., через три месяца он был избран на
    всенародном голосовании Президентом. Избранный
    всенародным голосованием. Президент России
    несет личную ответственность за положение в
    стране и за результаты ее внешней политики.

    2.10. Упражнение “Если бы я был
    Президентом”

    Инструкция.

    Передавая из рук в руки
    “микрофон”, участники по очереди высказывают
    свои мысли. Например:

    • Я бы объездил весь мир!
    • Я бы открыл новые стадионы и секции, чтобы все
      люди занимались спортом.
    • И т.д.

    Учитель делает выводы:

    У Президента РФ большие полномочия и в то же
    время широкий круг обязанностей, так как именно
    высшее место в органах власти РФ занимает
    Президент. Примерный текст для педагога можно
    рассмотреть в приложении. /Прил. 11/

    2.11. Технология дискуссии.
    “Антикоррупционные меры”

    Дорогие друзья, не всегда мы можем говорить о
    слаженной власти. Эта “тройка” наделенная
    властью выходит из под контроля своего
    “кучера”.

    Мы так долго добивались непосредственной и
    представительной демократии, понадеялись на
    народ, который жаждал и обещал, что будет
    поддерживать демократические ценности.

    Государственное устройство построили на
    основе разделения властей, но постепенно
    упустили взаимоконтроль.

    Добились легальной оппозиции, политического
    плюрализма, но почему-то забыли строго
    подчиняться закону. Либо с правовым
    самосознанием проблема, либо хотим снова
    вернуться к тотальному контролю, либо нам –
    народу при всех плюсах необходим важный элемент
    государственного аппарата карательный орган.
    Давайте разберемся. Баланс нарушен. А именно
    коррупция расширяется и мимикрирует.

    Что делать нашему “демократическому
    государству”?

    Пересмотреть законодательные меры.

    Набор мер на листочках имеет 1 группа –
    законодательная власть.

    Пересмотреть организационно– политические
    меры.

    Этот набор достается 2 группе – судебная
    власть.

    Начать взаимодействовать со структурами
    гражданского общества.

    Этот набор законопроектов достается 3 группе –
    исполнительная власть.

    Так как данный этап занятия рассчитан
    на дискуссию в техники “Аквариум”, учителю
    необходимо заранее поработать над данным
    материалом в группах по усвоению терминов и
    пониманию сути мер. Дети могут отобрать только те
    меры, какие они считают приемлемыми на их взгляд.

    Список мер, направленных на взаимодействие со
    структурами гражданского общества, а так же
    информация о законодательных,
    организационно-политических мерах содержится в
    приложении. /Прил. 12/

    Детям учитель дает установку.

    Свою позицию вы будете защищать по мере
    выступления гостей, приглашены в наш
    дискуссионный зал. Это группа детей старшего
    возраста, которые изучают правоведение уже ни
    один год, или дети из профильных классов.

    “Гости урока”:

    1) Исполнительный директор центра “Стратегия”
    – Михаил Горный
    2) Директор института эффективного управления
    “Система” – Дмитрий Савельев.
    3) Политолог, историк, культуролог, профессор
    Высшей школы экономики-Федор Шело-Коведяев.
    4) Председатель высшего Арбитражного суда России
    – Антон Иванов
    5) Адвокат – Павел Астахов
    6) Политолог – Николаев Баранов
    7) Доктор политических наук, профессор МГИМО(У)
    МИД РФ, вице-президент Ассоциации политической
    науки РФ – Оксана Гаман-Голутвина
    8) Заместитель председателя Комитета
    Государственной Думы по безопасности – Геннадий
    Гудков

    Каждому гостю дается слово.

    Примерный текст выступлений гостей урока
    содержится в приложении, где также необходимо
    учесть специальный порядок в предоставлении
    слова, чтобы подвести детей к определенному
    выводу. /Прил.13/

    С данной группой так же необходимо поработать,
    так как они представляют мнения политологов,
    адвокатов. Кроме того, они тоже должны быть
    готовы защищать свою позицию.

    Дети же в малых группах находят меры, которые
    помогут согласиться с гостем или нет.

    Итак, учитель дает небольшую справку о
    заседании Дмитрия Медведева в Кремле по вопросу
    создания Совета при президенте по
    противодействию коррупции. С примерным текстом
    можно познакомиться в приложении. /Прил. 14/

    Слово предоставляется “гостям урока”
    и начинается дискуссия по теме
    “Антикоррупционные меры” по технологии
    дискуссии



    В последнем выступлении учитель обращает
    внимание на мнение президента аналитического
    агентства «Новые стратегии»,
    действительного государственного советника РФ,
    Лауреата премии Правительства РФ в области науки
    и техники, профессора РАГС, ГУ-ВШЭ, МИРЭА
    Александра Райкова.

    Учитель должен, тем самым, акцентировать
    внимание на фразе: “…Здесь надо навалиться
    всем миром… И здесь нужны не только жесткие
    меры”.

    Таким образом, ядром решения выступает уровень
    развития политической культуры и ее функция,
    развитие правового самосознания, что и будет
    определять нашу политическую культуру.


    3. Заключительная часть

    3.1. Выводы

    Педагог раскрывает основную сущность понятия
    “политическая культура”, расширяет знания
    учащихся, говоря о факторах, которые
    предопределяют уровень правовой культуры и
    правового сознания, опираясь на функции /Прил.
    15/

    Далее делается основной вывод совместно с
    участниками урока.

    И конечно же должно быть разрешено все, что не
    запрещено законом. А если у кого с правовым
    самосознанием “плоховато”, то в силу и должен
    вступать карательный орган – закон – в лице
    неподкупной судебной власти.

    Приложение




    Следующий: