Формирование познавательных интересов на уроках физики у учащихся

Введение

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов
человеческой деятельности является интерес.
Познавательный интерес проявляется в
эмоциональном отношении школьника к объекту
познания.

В классической педагогике главную функцию
видели в том, чтобы приблизить ученика к учению,
чтобы учение стало желанным, потребностью, без
удовлетворения которой немыслимо его
благополучное формирование. Я. А. Каменский
рассматривал школу как источник радости, света и
знания, считал интерес одним из главных путей
создания этой светлой и радостной обстановки
обучения. К. Д. Ушинский видел в интересе основной
внутренний механизм успешного учения. Весь
многовековой опыт прошлого даёт нам основание
утверждать, что интерес в обучении представляет
собой важный и благоприятный фактор.

Особенно актуально развитие интереса у ученика
школьного возраста. В обучении школьников
фигурирует – интерес к познанию. Его область -
познавательная деятельность, в процессе которой
происходит овладение содержанием учебных
предметов и необходимыми способами или умениями
и навыками, при помощи которых ученик получает
образование. Учителю известно, что учить
приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто
испытывает удовлетворение от своего учебного
труда, кто проявляет интерес к знаниям. И
наоборот, труднее и тягостней учить тех
школьников, кто не испытывает желания узнавать
новое, кто смотрит на учение, на школу как на
тяжёлое бремя и кто подчас сопротивляется
каждому начинанию учителя, каждому, даже
разумному воздействию со стороны.

Таким образом, развитие познавательного
интереса школьников является актуальной
проблемой в связи с тем, что обнаруживается
зависимость качества знаний и уровня знаний
обучаемых, сформированности способов умственной
деятельности от уровня развития познавательного
интереса школьников.

От того, как учителю удается вызвать интерес
учащихся к предмету, пробудить потребность в
познании, во многом зависит результат обучения и
воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих
разработчиков проблемы формирования интереса в
процессе учебы – Щукина Г. И., считает, что
интересный урок можно создать за счет следующих
условий:

1. Личности учителя.

2. Содержания учебного материала

Ученику просто нравится содержание данного
предмета и он с интересом занимается.

3. Мотивов и приемов обучения

Если первые два пункта не всегда во власти
учителя, то последний – поле для творческой
деятельности любого преподавателя. Чтобы
вызвать интерес к предмету нужно создать мотив.
Психолого-педагогическая наука рассматривает
мотив как побуждение к деятельности. Под
учебными мотивами понимается весь комплекс
побудителей учебной деятельности. Процесс
реализации мотивов по определению А. К. Марковой
называется мотивацией.

ВИДЫ МОТИВОВ

Познавательные

  1. Широкие познавательные (общие): ориентация на
    овладение новыми знаниями, фактами, явлениями,
    закономерностями.
  2. Учебно – познавательные (предметные):
    ориентация на усвоение способов добывания
    знаний, приемов самостоятельного приобретения
    знаний.
  3. Самообразования: ориентация на приобретение
    дополнительных знаний. Затем на построение
    специальной программы самосовершенствования.

Социальные

  1. Широкие социальные мотивы. Долг и
    ответственность, понимание, социальной
    значимости учителя.
  2. Узкие социальные или позиционные. Стремление
    занять определённую позицию в отношениях с
    окружающими, получить их одобрение.
  3. Социального сотрудничества: ориентация на
    разные способы взаимодействия с другим
    человеком.

В комплексе данных о познавательном интересе
очень существенными является и его осознанность.
Осознание мотива всегда сопряжено с более
сильными влияниями его на деятельность.
Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно,
им труднее, поэтому управлять.

Осознание познавательных интересов учащихся
позволяет им оказывать предпочтение учебным
задачам более сложного характера, к чему они
стремятся при свободном выборе, естественной и
экспериментальной ситуациях.

Итак, познавательный интерес нужно признать
одним из самых значимых факторов учебного
процесса, влияние которого неоспоримо как на
создание светлой и радостной атмосферы обучения,
так и интенсивность протекания познавательной
деятельности учащихся.

Таким образом, внутренняя сторона учебного
процесса, представленная познавательным
интересом, становится неиссякаемым источником,
который способствует и более благоприятному, и
более длительному, и более продуктивному
протеканию познавательной деятельности
школьника.

Физика занимает особое место среди школьных
дисциплин. Как учебный предмет она создает у
учащихся представление о научной картине мира.
Являясь основой научно-технического прогресса,
физика показывает учащимся гуманистическую
сущность научных знаний. Физика формирует
творческие особенности учащихся их
мировоззрения, убеждения, т. е. способствует
воспитанию высоконравственной личности. Эта
основная цель обучения может быть достигнута
тогда, когда в процессе обучения будет
сформирован интерес к знаниям. Наличие
познавательных интересов у школьников
способствует росту их активности на уроках,
качестве знаний, формированию познавательных
мотивов учения.

Можно выделить два источника, влияющих на
становление интереса ребят к учению:

  1. содержание учебного материала;
  2. организация учебной деятельности.

К первому источнику относятся следующие
стимулы:

1. новизна материала (неожиданность изучаемого
факта, явления, закона),

2. обновление усвоенных знаний (открытие в
прежних знаниях на известных ранее сторон,
связей, отношений, закономерностей, которые
дополняют, что уже известна),

3. историзм преподавания (включение сведений из
истории важнейших научных открытий, из биографий
великих ученых),

4. показ практического значения и необходимости
знаний (т. е. связь между содержанием
рассмотренного материала и его ценностью для
жизни, практики, народного хозяйства).

СХЕМА №1

  1. Новизна материалов;
  2. Обновление усвоенных знаний;
  3. Содержание учебного материала
  4. Историзм преподавания;
  5. Показ практического значения и
    необходимости знаний;
  6. Стимул развития познавательного интереса
  7. Стимулы развития познавательной деятельности
  8. Ознакомление с современными
    научно-техническими достижениями;
  9. Использование различных форм самостоятельных
    работ учащихся;
  10. Проблемное обучение;
  11. Постановка практических работ.

Ко второму источнику организации учебной
деятельности относятся:

  1. Включение в занятие различных форм
    самостоятельных работ учащихся;
  2. Проблемное обучение;
  3. Постановку практических работ
    (исследовательских, творческих).

Все факторы, стимулирующие появление и
развитие познавательного интереса, и их связь
можно изобразить в виде схемы №1

Активные формы работы на уроках
физики

В общем объёме знаний, умений и навыков,
получаемых учащимися в средней школе, важное
место принадлежит физике, которая широко
применяется при изучении других предметов и в
практической деятельности будущих рабочих, в
частности в овладении новой техникой, при чтении
специальной литературы. Главная задача каждого
преподавателя – не только дать учащимся
определённую сумму знаний, но развить у них
интерес к учению, научить учиться.

Урок — основная форма организации
учебно-воспитательного процесса, и качество
обучения – это, прежде всего качество урока.
Можно ли назвать современный урок, если он
проведён без наглядных и технических средств
обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их
помощью на учащихся оказывается эмоциональное
воздействие, они способствуют лучшему
запоминанию материала, повышают их интерес к
предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно
организовать усвоение программного материала.
Вот почему следует совершенствовать те методы и
средства обучения, которые помогают вовлечь
учащихся в познавательный поиск, в труд учения:
помогают научить учащихся активно
самостоятельно добывать знания, возбуждают их
мысль и развивают интерес к предмету.

В курсе физики много различных формул. Чтобы
учащиеся могли свободно оперировать ими при
решении задач и упражнений, они должны самые
распространённые из них, часто встречающиеся на
практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше
запоминались, а также для контроля за их
усвоением используется на уроках дидактические
игры:

- Физическое домино – состоит из карточек
(количество различно) каждая карточка состоит из
двух частей – на одной части записано задание, на
другой – ответ к другому заданию;

- карточки обратной связи – состоят из
планшетов (количество различно) из прозрачной
плёнки, соединённых вместе в “книжку”, куда
вставляются карточки с ответом. У каждого
учащегося имеются такие карточки. Вопросы
задаются устно, учащиеся находят правильный
ответ и показывают его;

- разноцветные маршруты
(приложение№2);

- логические игры;

- физические кубики;

- иллюстрированные викторины;

- метод эвристической и поисковой беседы –
означает, что ни объяснения нового материала, ни
опроса учащихся лично учителем не проводится –
всё это делается вместе с учащимися. Наводящиеся
вопросы побуждают их самих докапываться до сути,
вместе устанавливается, кто из них и насколько
глубоко подготовлен к новому уроку.

Заметно повышают на уроке познавательный
интерес учащихся дидактические игры. Как один из
видов занимательной игры с успехом используются
учебные кроссворды (Приложение
№1).

В проведении уроков включаются различные виды
и типы уроков – интегрированные, аукционы,
“мозговые атаки”, уроки – деловые игры,
экскурсии, КВН, уроки “круглых столов”, уроки
семинары, зачёты, лекции.

Заключение

В процессе обучения необходимо
предусматривать пути, которые были бы обращены к
различному уровню развития познавательного
интереса учащихся и находили опору в различных
сторонах обучения: в содержании, в организации
процесса деятельности, в приёмах побуждения и
активизации учащихся, а для этого необходимо
оживлять уроки элементами занимательности,
использовать всестороннее воздействие средств
искусства, побуждать учащихся задавать вопросы
учителю, товарищам, практиковать индивидуальные
задания, требующие знаний, выходящих за пределы
программы, использовать дополнительную
литературу при подготовки различного рода
сообщений учениками.

Необходимо создавать атмосферу интереса к
знаниям, стремление искать, исследовать, творить,
вносить техническую смекалку

Следующий: