Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории из опыта работы


«Подлинное знание нельзя подарить
человеку,

оно должно быть приобретено им только
ценой самостоятельных усилий»
Франц Хофман

К.Д.Ушинский назвал педагогическую
деятельность одним «…из видов практического
искусства». Творческий характер профессии
учителя определяется самой природой его труда,
содержание которого находится в постоянном
изменении и развитии: обновляются учебные
программы, появляются новые педагогические идеи
и методы обучения, совершенствуются его
организационные формы. Меняется и сам ученик, что
требует от учителя совершенствования
педагогического мастерства.

Переход к образовательной парадигме
постиндустриального общества означает в первую
очередь отказ от получения готового знания и
представления о педагоге как его носителе. На
смену приходит понимание того, что образование –
это достояние человека, средство его
самореализации в жизни. А это изменяет цели
образования, формы и методы, роль педагога и т.д.
Таким образом, эпоха «знаниевой» школы, когда
знания давали, не задумываясь над тем, найдется
ли им применение, ушла в прошлое, а в современной
школе важно учить тому, как добывать новые знания
и эффективно их применять на практике, значимо не
усвоение накопленного готового знания, а
творческая самостоятельная работа с информацией
с целью извлечения из нее необходимого знания.
«Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не одной
памяти», – писал Л.Н. Толстой.

Одним из важных критериев цивилизованности
любого общества является его отношение к своему
прошлому. Только общество, знающее свою историю,
развивается гармонично, поскольку она «…
помогает угадывать под оболочкой современных
событий аналогию с прошедшим и постигать смысл
современных явлений – только через историю мы
можем понять свое место в человечестве; она
удерживает нас от отчаяния и влагает веру в силы
человека, позволяет ценить достоинство человека
(Т. Грановский).

Интерес к истории возрастает в переломные
моменты жизни общества. Сегодня, в начале
двадцать первого века, это особенно заметно.
Школьное историческое образование должно не
только дать обучающимся основы знаний об
историческом пути России с древности до наших
дней и целостной картины исторического процесса,
но и развивать умения всесторонне, критически
анализировать информацию разнообразных
источников знаний, самостоятельно, творчески
осмысливать проблемы общественного развития в
прошлом и настоящем.

Следовательно, планируя цели и пути достижения
определенного педагогического эффекта, учитель
должен вовлечь ученика в самостоятельную
познавательную деятельность. Именно поэтому
формирование познавательной активности и
мыслительной самостоятельности обучающихся на
уроках является основным направлением моей
системы работы. В ходе педагогической
деятельности я решаю следующие задачи:

– социальной адаптации выпускников;
– развития гибкости и нестандартности их
мышления;
– стимулирования поисковой активности;
– формирования инициативной позиции: не зубрить,
а мыслить, самим делать выводы;
– обеспечения заинтересованности и получения
удовольствия от обучения.



Главная цель моей системы работы может быть
выражена словами Альтшуллера Т.С. (автора ТРИСа в
нашей стране – системы творческого развития
индивидуальных способностей обучающихся): «Кем
бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны
знания, память, сообразительность, настойчивость
и аккуратность, наблюдательность, фантазия,
воображение, внимательность, терпение, умение
логически мыслить, анализировать, сопоставлять и
обобщать».

Для меня, как учителя, главное, чтобы каждый
ребенок достиг максимального для себя
результата, полностью реализовал свои
возможности. Следовательно, необходимо
построить свою деятельность таким образом, чтобы
раскрыть индивидуальность каждого ребенка,
помочь ей проявиться, развиться, обрести
избирательность и устойчивость к социальным
воздействиям. Поэтому я обратилась к изучению и
поэтапному внедрению в свою работу элементов
личностно-ориентированного подхода в
обучении школьников. Считаю, что за
личностно-ориентированной системой обучения
большое будущее, потому что она преобразует как
ребенка, так и учителя, формируя их творческое
лицо.

Основные принципы
личностно-ориентированного подхода в обучении:

1. На первое место необходимо поставить принцип
самоактуализации
. В каждом ребенке существует
потребность в актуализации своих
интеллектуальных, коммуникативных,
художественных и физических способностей. Важно
побудить и поддержать стремление учащихся к
проявлению и развитию своих природных и
социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности предусматривает
создание условий для формирования
индивидуальности личности учащегося и учителя,
всячески содействовать их дальнейшему развитию.



3. Принцип творчества и успеха. Благодаря
творчеству ребенок выявляет свои способности,
узнает о «сильных» сторонах своей личности.
Достижение успеха в том или ином виде
деятельности способствует формированию
позитивной Я-концепции личности учащегося,
стимулирует осуществление ребенком дальнейшей
работы по самосовершенствованию.

4. Принцип доверия и поддержки. Вера в
ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к
самореализации и самоутверждению должны прийти
на смену излишней требовательности и
чрезмерного контроля.

Как с помощью уроков истории развить личность
ребенка, его творческое мышление, умение
критически анализировать прошлое и настоящее,
делать собственные выводы? Уроки истории – одни
из немногих, где ученики приобретают навыки
общения, где возникает атмосфера творчества и
поиска. Вопрос состоит в том, какими способами
реализовать их образовательно-развивающий и
воспитательный потенциал.

Достичь поставленных задач помогают
разнообразные формы работы, которые использую на
уроке: фронтальная, коллективная, групповая,
индивидуально-парная (действенна при
закреплении материала), индивидуальная (требует
дифференциации заданий по степени сложности как
на уроке, так и в домашних заданиях). Выбор формы
работы зависит от типа урока и характера
решаемых задач. Не стоит увлекаться только
работой с источником или решением
познавательных задач. Нельзя забывать и о живом
слове учителя, ярком эмоциональном рассказе,
привлечении учебника, рабочей тетради,
презентаций, использовании всего
учебно-методического комплекса. Поэтому в своей
работе я использую различные методы обучения:

– методы организации учебно-познавательной
деятельности: словесные, наглядные,
практические, репродуктивные,
проблемно-поисковые методы обучения;
– методы стимулирования учебно-познавательной
деятельности, стимулирования интереса к учению:
познавательные игры, учебные дискуссии, создание
ситуаций занимательности, познавательной
новизны;
– методы контроля: промежуточный и итоговый
контроль, устный и письменный.

Еще К.Д. Ушинский категорически отвергал уроки,
построенные на основе схематизма и трафарета, не
побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению
изучаемого материала, не вооружающие его
навыками и умениями самостоятельной работы, не
способствующие развитию. Этот принцип великого
педагога считаю основополагающим в своей работе.
Поэтому более подробно остановлюсь на
характеристике второй группы методов:

1. Алгоритмизация (опорные конспекты,
схемы, блоки информации) – использую практически
на каждом уроке. С одной стороны, алгоритмы и
схемы могут предлагаться в готовом виде для
компактной подачи материала, с другой стороны, их
могут составлять сами учащиеся, в результате
чего они учатся представлять знания в виде схемы,
конспекта.

2. Система творческих заданий включает в
себя: сочинения-рассуждения, комментирование
текста или схемы, раскрытие смысла эпиграфа,
сравнение личностей, подготовка «портрета»
исторической личности.

3. Моделирование предполагает анализ
текста, деятельности личности, создание
проблемной ситуации и ее разрешение,
сопоставление различных блоков информации и
вывод.



4. Мозговой штурм предполагает решение
проблемы по следующим этапам: предположение
максимально большего количества решений
поставленной задачи; коллективный анализ
предложенных решений, определение их сильных и
слабых сторон; отбор самых интересных и
подходящих вариантов для решения проблемы;
анализ.

5. Эвристическая беседа – цепь вопросов и
ответов, дающих возможность строить диалог на
определенную тему.

6. Деловые игры на уроках истории повышают
мотивацию учеников, развивают их способности к
осмыслению событий и явлений, готовят к
самостоятельному выбору мировоззренческой
позиции, обучают содержательному и эффективному
взаимодействию. В своей работе я использую
различные виды деловых игр:

игра – информационный лабиринт
предполагает работу учащихся с набором
документов, анализ информации и самостоятельные
выводы;
игра – разыгрывание исторических ролей связана
с инсценировкой конкретных ситуаций (например,
заседание Государственной думы). Принципы:
неординарность исторической ситуации, требующей
нетрадиционного решения, неоднозначность оценок
события или личности, актуальность с точки
зрения современных условий.
игра – анализ конкретной исторической
ситуации
предполагает детальный анализ
сложившегося в тот или иной момент положения.
Учащихся объединяет общая цель – выработать
определенное решение из совокупности возможных
вариантов, управляемое учителем эмоциональное
напряжение, которое поддерживается элементом
соревновательности.

7. Дискуссия на уроках истории создает
наиболее эффективные условия для обмена
знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает
всесторонний анализ и обоснованный выбор
решения той или иной темы. Школьники овладевают
ораторскими умениями, искусством ведения
полемики, что само по себе вносит важный вклад в
их личностное развитие.

Перечисленные выше методы стимулирования
учебно-познавательной деятельности являются
элементами технологии развития критического
мышления учащихся и технологии моделирования
(метода проектов), которые занимают особое место
в моей системе работы.

В современных условиях использование
продуктивных технологий является неотъемлемой
частью процесса модернизации. Применяемые
технологии должны базироваться на
продуктивности, креативности, мобильности и
опираться на научное мышление, формирование
которого становится основной задачей
образовательного процесса.

Критическое мышление – это способность
анализировать информацию с позиции логики с тем,
чтобы применять полученные результаты как к
стандартным, так и нестандартным ситуациям,
вопросам и проблемам. Ориентация на критическое
мышление предполагает, что каждый ученик,
невзирая на авторитеты, вырабатывает свое
мнение, аргументы в контексте учебной программы,
учится принимать независимые продуманные
решения.

Метод проектов, исходя из опыта работы, считаю
одной из самых результативных и прогрессивных
педагогических технологий. Основной его тезис: я
знаю, для чего мне надо то, что я познаю, где и как
я могу эти знания применить. Таким образом, метод
проектов служит для развития познавательных
навыков учащихся, критического мышления, умения
самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве.

Необходимым условием формирования
познавательной активности учащихся и научного
мышления является организация
исследовательской деятельности как на уроках,
так и во внеурочное время. Исследовательская
работа активизирует самостоятельную
познавательную активность, развивает умение
излагать свои мысли четко, аргументировано,
расширяет кругозор, способствует выработке
исторического мировоззрения. Поэтому это
направление считаю одним из главных в своей
системе работы, являюсь научным руководителем
исследовательской деятельности учащихся. Мои
ученики достойно выступают на школьных
научно-практических конференциях, являются
призерами городского конкурса «Юность в науке»,
участниками Всероссийских конкурсов. Уверена,
что исследовательский навык, приобретенный в
школе, поможет выпускникам реализовать личный
творческий потенциал в дальнейшей деятельности.

Результаты государственной итоговой
аттестации выпускников, призовые места учеников
в школьных и городских предметных олимпиадах
позволяют судить об эффективности используемых
мною методов, форм и технологий обучения, всей
системы работы по формированию познавательной
активности и мыслительной самостоятельности
обучающихся.




Следующий: