Формирование познавательного интереса в преподавании физики

… я просматриваю сокровища древних мудрых мужей,
которые оставили нам последние в своих сочинениях
и если мы встретим что-либо хорошее, заимствуем
и считаем великой для себя прибылью.
( Сократ)

Физика как учебный предмет открывает исключительные возможности для развития
познавательных и творческих способностей детей. Эта наука формирует современные
представления об окружающем материальном мире, развивает умения наблюдать
природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические
модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий
предложенных теорий, анализировать результаты и практически применять в
повседневной жизни полученные знания.

Для успешного решения этих важных задач необходимо формирование
познавательного интереса.

В триединой задаче обучение, развитие и воспитание личности – интерес
является связующим звеном между ее сторонами.

Рисунок 1

Интересно – значит понятно.

Интерес в обучении – важный и благоприятный фактор развития личности и
самостоятельности. Чтобы вызвать стремление к самовоспитанию определенных
качеств и свойств личности необходимо пробудить мотивационную сферу ребенка.

Роль познавательного интереса и его значение в успешном обучении признавали
выдающиеся педагоги.

«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
– писал К.Д. Ушинский.

Он разработал систему пробуждения любознательности и развития интереса к
знаниям.

Схема пути формирования интереса по Ушинскому:

  • любопытство;
  • заинтересованность;
  • познавательная активность;
  • научная любознательность;
  • глубокое изучение предмета.

В процессе обучения зарождаются познавательные интересы и потребности,
формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Проблема
формирования познавательного интереса это не только вопрос о хорошем
эмоциональном состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в
дальнейшем накопленные знания активным достоянием школьника .

Метод (от греческого слова metodos – буквально путь к чему-либо) означает
способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

К методам стимулирования мотивов интереса к учению относятся:

  • познавательные игры;
  • учебные дискуссии;
  • неожиданность;
  • занимательность;
  • парадоксальность;
  • создание ситуации новизны;
  • создание ситуации успеха.

Среди различных методов обучения познавательные игры и учебные дискуссии
имеют ряд преимуществ для формирования знаний, умений и развития мыслительной
деятельности.

Приложение 1 – таблица «Сравнительные возможности
различных методов обучения»

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает
информационным и мотивационным воздействием.

Одним из интереснейших методов обучения является метод эмоционального
стимулирования – прием создания на уроке ситуации занимательности.

«Загадки я помещал не с целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, но для
того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение, дать повод к интересной и
полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому , что
живописная и интересная для него загадка ляжет прочно в его памяти …»
К.Д.Ушинский

Сказанные много лет назад, слова эти и сегодня актуальны.

На уроках ученикам можно предложить пословицы, рассказы с « моралью»,
загадки, игры «разума».

Пример 1. Прочитав пословицы, ответь на вопросы.

- О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?
- Каков ее физический смысл?
- Верна ли пословица с точки зрения физики?

  1. Пошло дело как по маслу (русская).
  2. Угря в руках не удержишь (французская).
  3. Что круто – легко катится (японская).
  4. Лыжи скользят по погоде (финская).
  5. Из навощенной нити трудно плести сети (корейская).
  6. Сильная река и вверх потечет (осетинская).

Пример 2. Физика в сказках.



Как сумасшедший победил налуслепа (сказка атолла Улити, Океания).

«Он закрыл глаза, а люди пошли прятаться. Но прятаться они не стали. Вместо
этого они выбрали кокосовую пальму и согнули её. Затем сумасшедший велел своему
другу сбегать к лодке и принести веревку. Один конец веревки они привязали к
верхушки пальмы, а на другом конце сделали петлю…
Иалуслеп (людоед) пошел на его голос, и когда он приблизился к ловушке,
сумасшедший крикнул: «Ха!» Великан повернулся в его сторону и попал ногой в
петлю. Ловушка сработала, пальма распрямилась, и налуслеп повис вниз головой»?

- Действие, какой силы вы узнаете в этом эпизоде?

Первая оленья нарта (хантыйская сказка).

«Два ханта решили построить нарты. У них есть олени, и они где-то слышали,
что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик
ничего не обтесал, сучками ствол оставил, другой всё снял и сделал его гладким.
Каждый сделал нарту, она одного человека держит. Один поехал – только пыль
столбом; у другого олени тянут, тянут – и никак: сучки обратно тянут. Олени
оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай.
Посмотри на своего товарища, у него всё гладко сделано, а мы весь лес вместо с
талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С того времени стали обстругивать
всё гладко снизу»?

- Почему деревья при изготовлении нарт «стали обстругивать гладко»?

Пример 3. Игры «разума».

Забрось орехи.

Берем в одну руку большой пластиковый стакан из-под сметаны, а в другую руку
– 2 грецких ореха. Немного разводим руки и стараемся по очереди забросить в
стакан орехи. Первый забросит легко, а вот как забросит второй, что бы не
вылетел первый, надо думать.

Выдуй монетку.

В рюмку кладем копейку, а сверху – пятак. Нужно дунуть в рюмку так, чтобы
копейка вылетела, а пятак остался. (Успех зависит не от силы дыхания, а от
направления струи воздуха, – она должна проходить вдоль рюмки. В струе давление
понижается, и атмосферное давление выталкивает монетку из рюмки.)

Мыльные пузыри.

Для приготовления мыльного раствора берем воду и строгаем туда любое мыло,
добавляем немного глицерина и сахара, чтобы пузыри держались дольше. Фанерку
обматываем шерстяной тряпкой. Выдуваем мыльный пузырь (с помощью согнутой
проволочки или пластмассовой трубочки для коктейля) и подбрасываем его, как
мячик, на фонаре или картоне. У кого больше подпрыгнет?

Пример 4. Занимательные факты.

Предельная температура, которую может перенести человек, это 160°С. Это было
доказано английскими физиками Бланденом и Чентури путем эксперимента. В 1928
году сообщалось и о 170°С, но достоверность этих сведений сомнительна.
Температуру 104°С человек может терпеть 26 минут, 93°С – 33 минуты, а 71°С –
1час. Установлено это в ходе эксперимента со здоровыми людьми – добровольцами.

Пример 5. Задача в стихах.

Летел, летел лепесток,
Не на запад и восток,
А на север, через юг,
Возвратился, сделав круг.
Через час у ног упал.
Его ты скорость посчитал?

Решение. Понятно, что лепесток летел по земному меридиану, так что длина его
пути равна длине меридианам, а скорость соответственно равна:

Приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления,
нравственного переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая приводит
к появлению радости познания.

Литература.

  1. «Педагогика» под редакцией Ю.Б. Бабанского, «Просвещение», — М., 1983.
  2. Поташник М.М.Требования к современному уроку. — М., 2007.
  3. Формирование ключевых компетенций при решении физических задач
    Методические рекомендации. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011.
  4. «Первое сентября» серия «Физика», 19/06.
  5. Малофеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике.9-11
    классы. -М.: Школьная пресса, 2003.
  6. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении
    физики: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1985.



Следующий: