Формирование познавательного интереса у учащихся по физике

Формирование познавательного
интереса у учащихся в настоящее время является
одной из самых важных проблем современной школы.
Тем более в сельских школах, где количество
учащихся мало. В последние годы интерес к
предметам естественного цикла заметно упал,
поэтому школьники имеют низкий уровень знаний по
этим дисциплинам. Данная тема актуальна, так как
наличие познавательного интереса к предмету
способствует прочному усвоению знаний как по
физике, так и по любому другому предмету.

Развитие познавательных способностей
учащихся – длительный процесс. Работа учителя по
организации повышения учебной деятельности
школьников должна строиться с учётом
постепенного, планомерного и целенаправленного
достижения желаемой цели – развития творческих,
познавательных способностей учащихся.

Средством пробуждения
познавательного интереса служит
занимательность преподавания. Она рождает
любознательность. Занимательность оживляет
рассказ учителя и привлекает внимание учащихся.
Умело используемая на уроке занимательность не
только пробуждает познавательный интерес, но и
служит средством запоминания особо трудного
материала.

Чтобы занимательность благоприятно
влияла на обучение, она должна обладать не просто
внешней привлекательностью, выразительностью, а
рождать интерес к изучаемой теме и к науке в
целом.

В настоящее время существует
множество приёмов занимательного изложения
материала.

  1. Привлечение примеров из техники (ракеты,
    различные машины, гидроэлектростанции, атомные
    электростанции);
  2. Использование художественной литературы,
    легенд, сказаний;
  3. Объяснение механизма движения артистов и
    спортсменов;
  4. Использование экскурсов в область истории
    физики;
  5. Демонстрация физических законов при помощи
    детских игрушек и т.д.

Помимо занимательности необходимо
обязательно физику связывать с обыденной жизнью
школьников. Например: рассмотрение принципов
действия бытовой аппаратуры (телевизор,
радиоприёмник, принтер, сканер, магнитофон,
микроволновая печь, утюг, кипятильник); или, что
не менее интересно, приведение и объяснение
явлений и процессов, наблюдаемых в природе,
например: радуга, северное сияние, солнечное
затмение, цвета окружающих нас тел и предметов.

Наиболее важным на уроке является
правильно и эффектно проведённый эксперимент.
Учащиеся должны видеть глазами происходящий
процесс, а не только на бумаге в учебнике. И по
возможности попробовать провести эксперимент
сами с разрешения учителя. Потому что когда
физика “в пальцах”, тогда и запоминание причины
происходящих физических процессов происходит
интенсивнее.

Необходимо привлекать детей и к
самостоятельному изготовлению различных
установок, демонстрирующих физические процессы.

Пример №1:

Для изучения темы
“Движение заряженных частиц в однородном
магнитном поле” можно изготовить вместе с
учащимися во внеурочное время модель МГД –
генератора, изображённого на рисунке.

Пламя горелки представляет собой
низкотемпературную плазму, состоящую из
положительных и отрицательных ионов воздуха и
продуктов сгорания газа (или бензина). Ионы
двигаются вертикально вверх, перпендикулярно
силовым линиям. В магнитном поле на каждый ион
действует сила Лоренца, отклоняющая ион к
электроду. Направление действия силы можно
определить по правилу левой руки. В результате
положительные ионы оседают на одном электроде
(он становится катодом), а отрицательные на
другом (аноде). Поскольку электроды приобретают
разноименный заряд, между ними возникает
электродвижущая сила. Но так как возникающий ток
порядка микроампер, то необходимо для его
регистрации использовать вибрационный
гальванометр.



Пример №2:

При изучении темы
“Электромагнитная индукция” можно
самостоятельно изготовить модель
мини-гидроэлектростанции, которая позволяет
показать принцип работы настоящей ГЭС. Установку
необходимо собрать на штативе. Водоприемной
камерой турбины служит средняя часть от
пластиковой бутылки, у которой отрезаны дно и
горловина. Ротор турбины изготовлен в виде
усеченного конуса из верхней части пластиковой
бутылки. Он насажен на металлическую спицу — ось
вращения. К конусу присоединены криволинейные
лопатки из пластика с загнутыми краями, играющие
роль трубок, по которым стекает вода, изменяя при
этом направление течения воды. Это необходимо
для возникновения реактивной силы согласно
третьему закону Ньютона.

Для изготовления направляющего
аппарата, находящегося внутри водоприёмной
камеры, из органического стекла вырезаны два
кольца. Внешний диаметр первого равен
внутреннему диаметру пластиковой бутылки.
Диаметр второго меньше на 2—3 см.

Для изготовления статора генератора
переменного тока необходимо взять кольцо из
текстолита диаметром 15 см. На кольце закрепим
полосовые магниты так, чтобы получился
двухполюсный ротор.

Пример №3:

При изучении темы
“Способы уменьшения и увеличения давления”
можно использовать следующую установку:

Обычный воздушный шарик выдерживает
массу гири 2 кг и более. А если этот же шарик
уколоть одним гвоздём, то он непременно лопнет.

Также необходимо привлекать учащихся
к проектной деятельности с использованием
современных информационных технологий
(составление презентации своих результатов).
Примером такой работы может служить работа под
названием “Выращивание и изучение физических
свойств (плотность и микротвёрдость) кристаллов
медного купороса”.

Целью данной работы было вырастить
кристаллы медного купороса, изучить их
физические свойства и сравнить полученные
результаты с табличными данными. Все данные были
подтверждены экспериментально. Полученные
кристаллы можно использовать и на уроках в виде
наглядного материала при изучении темы
“Структура кристаллических тел”.

Именно познавательный интерес
является своеобразным индикатором, на котором
можно проверить и ощутить влияние всех
затраченных в учебном процессе средств. А как его
преподнесёт учитель, это уже другой вопрос.




Следующий: