Формирование понятий на уроках естествознания в системах РО

Исходя из конечных целей преподавания
естествознания:

  • сформировать целостное представление об
    окружающем мире и месте человека в нём через
    понимание взаимосвязи и закономерностей
    природы;
  • в результате усвоения детьми каждого понятия им
    предстоит выработать определённый способ
    действия с этим понятием.

Покажем на примере учебного материала темы
“Природное сообщество”.

1. Отбор теоретического содержания
заключается в следующем:

- выяснить отношения, лежащие в основе этого
понятия

А) временное (длительное существование)

Б) структурные (сообщество состоит из
животного, растительного мира, грибов и
микроорганизмов)

В) пространственные (занимает определённые
территории).

  • связи (сохранение вида вынуждает их
    объединиться на взаимовыгодных условиях).
  • разнообразие природного сообщества зависит от
    количества тепла и влаги в данной местности.

2. Чтобы дети вышли на эти отношения и
закономерности предлагаю следующие учебные
задания.

Домашним заданием было описание растений
смешанного леса. Ученики зачитывают работы,
одноклассники отгадывают и доказывают
правильность своих ответов.

У — Все эти растения образуют лес? (Вычленение
первого структурного компонента-растительности)
.
Ответы детей однозначны (да).

У — Если я зачитаю описание объекта, вы его
узнаете?

У — Это весёлый, пронизанный светом объект.
Густая трава, цветы. По белым стволам деревьев, по
листьям бегают солнечные зайчики. Заливается
иволга.

У — Вот другой объект. Полумрак. Кругом мягкий
ковёр из бурой хвои. Травы и кустов мало. Изредка
прозвенит синица, простучит дятел. Иногда,
перемахнув с ёлки на ёлку, зацокает белочка.
Дятлы, клесты, белки ловко расправляются с
еловыми шишками.

Ответы детей многовариантны.

Ученики самостоятельно ведут диалог, доказывая
свои суждения. В ходе дискуссии выясняется, что
лес как природное сообщество включает не только
растительность, но и животный мир.

Д — Вы сказали, что там ещё белочка живёт, птицы
разные. Белка в березняке не живёт, нет питания.
Она устраивает дупло там, где ей хорошо, где есть
чем питаться. (Вычленение второго структурного
компонента- животного мира).

У

Птицы и зверьё!
Меняйте своё жильё
Кому очень жарко,
Кому слишком сыро,
Бюро подыщет другую квартиру,
Чтобы каждому жить удобнее было!

  • Как отнесутся звери к этому объявлению?

В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что
животные и растения объединяются для
длительного проживания по способу питания на
определённой территории. Но второй признак ещё
не зафиксирован в сознании детей, и учитель
вводит следующие учебные ситуации.

У

  • Почему подберёзовик так называется?
  • Есть ли польза грибу от берёзы?
  • Почему клюква растёт только на болоте?

Растения живут вместе, помогают друг другу
выживать. В природе есть цепочки , которые
связывают определённые растения с животными. Что
это за цепочки?

(Цепи питания. Если погибнут все волки, то это
приведёт к гибели зайцев, и наоборот).

Основываясь на ответах детей, подвожу их к
мысли о взаимно полезном проживании. Такое
проживание называется сообществом.

У — В смешанном лесу листья каждый год опадают,
животные умирают, старые деревья гибнут и падают.
Куда всё это девается?

Д — Лесник убирает. Листья перегнивают. Остатки
растений и животных разлагаются. Если дерево
получило рану, то микробы попадают и дерево
погибает. В почве живут жучки и червячки, которые
помогают перегнивать.

Из многообразия ответов выбираю те, которые
позволяют продвинуть ребёнка на более высокий
уровень понимания структурных компонентов
формируемого понятия и их взаимосвязи.

У — Что помогает листьям перегнивать?

У — Что происходит после того, как
грибы-разрушители и бактерии-разрушители
уничтожили живой организм?

Если нет правильных ответов, то сама сообщаю
ребятам, что разрушение идёт до минимальных
веществ, которыми затем воспользуются растения
для питания, и одновременно идёт усвоение
зависимости всех структурных элементов. (Так
вычленили третий признак природного
сообщества-микроорганизмы).

3. Следующим шагом формирования данного
понятия будет установление связи между
содержанием понятия “Природное сообщество” и
объёмом данного понятия
(набором объектов,
обладающих этими свойствами).

Детям предлагаются следующие задания:

Гриб, осина, заяц, волк, ястреб, лось, бактерии.
Укажите связи.

У — Можно ли назвать сообществом? По каким
признакам можно с уверенностью говорить, что это
сообщество? (Связаны территориально и по способу
питания: растительность, хищники и травоядные,
грибы и бактерии).

Синтез — соединение признаков и свойств
понятия.

У — Возьмём большую территорию. На ней
находятся: лиственный лес, опушка, поле, еловый
лес. Это одна группа, одно сообщество?

Дискуссия по данному вопросу помогает детям
вычислить основные признаки понятия и
закрепляет способ действия по определению
“Сообщества”. Доказывается его автономность.

Д — Они разные. На каждом месте есть свои
растения, свои животные, и они существуют вместе.
Ну и что. Пусть лес большой, а опушка маленькая.
Растения на поле и в лесу разные, но они есть там и
там и т. д.

У — Давайте выясним будут ли сообществами:
распаханное поле, пень, засеянное поле.

Дети приходят к выводу, что да, так как каждый
объект в конечном итоге имеет существенные
признаки, или обязательно, через определённое
время, будет их иметь.

4.

У — Чем занимались сегодня на уроке?

Д — Говорили о лесе, о цепочках в нём. Учились
отличать сообщества.

У — Что можно назвать сообществом?

Домашнее задание:

  • Можно ли чащу назвать сообществом?
  • Что или кто приказывает растениям и животным
    объединяться в сообщества?
  • Почему нет тайги у Чёрного моря?

Данное задание можно считать диагностическим.

Работа над понятием “Сообщество” не
заканчивается на данном этапе. На следующем
уроке учащиеся по группам описывают сообщества
(заселяют) луг, озеро, тундру, пустыню.
Устанавливают связи между вновь изученным и
другими усвоенными понятиями, тем самым обобщая
полученные знания и выстраивая их в систему
понятий.

В помощь детям можно предложить чтение статьи
“Букеты Земли” (учебник “Естествознание” 2-й
класс по системе Л. В. Занкова).

При работе с вышеизложенным материалом чётко
работают все свойства системы Л. В. Занкова
(процессуальность, многогранность, коллизии,
вариативность), и формирование мышления идёт на
базе основных принципов этой системы:

  • высокий уровень трудности
  • ведущая роль теоретических знаний
  • осознание своих действий
  • целенаправленное действие всех и каждого.

Следовательно, работу с понятием можно считать
одним из необходимых факторов развития ребёнка.
Удачи вам, коллеги!

Следующий: