Формирование положительной мотивации обучения географии в 7-м классе


Одной из основных задач, которые
ставит перед собой и решает посредством разных
методов учитель, является формирование
положительной мотивации обучения детей. Привить
интерес к изучаемому предмету – значит добиться
в дальнейшем высокого уровня обученности
учащихся и хороших показателей качества знаний,
то есть достичь основной цели обучения.

География – достаточно трудный
предмет, но существует множество методов,
посредством которых можно заинтересовать детей.
Наиболее успешно применяются иллюстративный и
поисковый методы. Их значение ни в коем случае
нельзя умалять, нельзя от них отказываться. Но
существует и другой путь, позволяющий
формировать положительную мотивацию обучения.
Он основан на изменении подхода к отбору
содержания учебного материала. Как правило,
учителя стремятся на уроке дать детям основной
материал, предусмотренный общеобразовательным
стандартом. При этом не остается времени на то,
чтобы разнообразить материал, рассказать что-то
интересное, не требующее запоминания и
заучивания. Но, как показывает опыт, именно такой
материал формирует устойчивые логические связи,
которые способствуют запоминанию основного
содержания урока.

В своей педагогической деятельности я
стремлюсь подавать учащимся фактический
материал, отвечающий стандартам
общеобразовательного минимума, в красочном
обрамлении из легенд, сказок, описаний,
увлекательных историй. Например, пересказ
легенды об Икаре и Дедале помогает учащимся 4 и 5
класса запомнить, что температура Солнца очень
высока и составляет 6 млн. градусов на
поверхности. Прочтение сказки Андрея Усачева
«На чем держится Земля» улучшает усвоение
материала о форме Земли и строении Солнечной
системы в 6 классе. Огромный интерес вызывает у
шестиклассников описание землетрясения в Андах,
данное Жюлем Верном в книге «Дети капитана
Гранта». Яркие образы Африки, запечатленные
публицистом В.Корчанцевым, облегчат запоминание
основного материала учащимися 7 класса по данной
теме. Эффективно в 9 классе при изучении задач
географии как науки процитировать небольшой
отрывок из повести К.Паустовского «Мещера»,
в качестве иллюстрации географического
описания. Даже в 10 классе оправданно чтение
шуточных стихотворений А.Усачева из книги
«Веселая география», посвященных разным
странам. Это позволяет учащимся расслабиться,
переключиться со сложного материала на более
простой и при этом облегчает запоминание
характерных черт модельных стран, формируя
наряду с фотографиями и иллюстрациями яркие
образы. Этот список можно продолжать до
бесконечности – отрывки из произведений Тура
Хейердала, Майна Рида, Джеральда Даррелла,
Сетона-Томпсона, Михаила Пришвина и многих,
многих других.



Таких примеров использования
увлекательного материала на уроках географии во
всех классах можно привести множество. В
качестве иллюстрации подобного подхода к отбору
содержания учебного материала хочу привести
подробный конспект двух уроков географии в 7
классе.

В соответствии с программой учебный
год для семиклассников начинается с вводной
беседы и входного мониторинга знаний, а второй и
третий уроки посвящены теме “Как открывали мир?”.
Общеобразовательный стандарт предполагает
введение материала о том, как накапливались
географические знания, как менялись
представления людей о планете, ее материках и
океанах со времен первобытно-общинного строя до
наших дней. Основным фактическим материалом,
предназначенным к запоминанию, являются даты и
фамилии, связанные с открытием материков. Сам по
себе материал не слишком интересен. Однако можно
в процессе урока рассказать детям много
интересных фактов о путешествиях и
географических ошибках или, например, о роли
пиратов в развитии географических знаний. Это
улучшит запоминание фактического материала и,
главное, будет способствовать формированию
положительной мотивации обучения географии,
повысит заинтересованность детей предметом.

Конспект уроков № 2 и № 3.

Тема уроков

: Как открывали мир?

Цели и задачи уроков:

Анализ входного мониторинга.

  • Повторение имеющихся знаний по теме.
  • Ознакомление с историей открытия материков.
  • Закрепление изученного материала.
  • Продолжение формирования прикладных навыков:
    работа с картой и глобусом, работа с источниками
    географической информации.
  • Продолжение формирования умения работать с
    контурной картой.
  • Продолжение формирования естественно-научного
    мировоззрения.
  • Продолжение формирования положительной
    мотивации обучения.
  • Оборудование:

    • Настенная физическая карта полушарий.
    • Глобус физический.
    • Глобус исторический («Великие географические
      открытия»)
    • Атласы и контурные карты.

    Содержание урока:

    Оргмомент.

    Анализ входного мониторинга.

    Лекция с элементами опроса. Конспектирование.
    Работа с картами и глобусами.

    Как открывали мир? Первые открытия
    принадлежат еще первобытному человеку, который
    изначально населял север Африки и юг Европы, а
    затем постепенно заселил все материки, кроме
    Антарктиды. Он осваивал территории вокруг своих
    поселений, открывал равнины, горы, реки,
    зарисовывал их на камнях, шкурах, стенах пещер.
    Первобытный человек первым узнал о
    существовании различных животных и растений, об
    особенностях их обитания. Постепенно человек
    осваивал и изучал все новые территории, пытался
    не только описывать местность и явления природы,
    но и давать им объяснение.

    Рассказы путешественников древности
    нашли отражение в нашем литературном наследии.
    Вспомним русские сказки, где Иван-царевич ездил в
    тридесятое царство, или греческие мифы об
    аргонавтах и плавании Одиссея, где содержатся
    подробные географические описания.

    Несколько тысяч лет назад люди
    изобрели гребные и парусные суда, затем компас.
    Это позволило совершать дальние морские
    плавания. Поиск новых земель, торговые связи и
    военные походы помогали накоплению знаний о
    Земле. Уже 7 тысяч лет назад люди пытались
    изобразить Землю на чертежах. Однако тогда еще не
    были известны ее форма и размеры. Очень много для
    географической науки сделали древнегреческие
    ученые. Один из них – великий математик Пифагор
    – первым предположил, что Земля имеет форму шара.
    Правильность этого утверждения доказал другой
    древнегреческий ученый и философ – Аристотель.
    Около 2 тысяч лет назад греческий ученый
    Эратосфен достаточно точно вычислил
    размеры Земли и составил первую карту мира.

    На картах древности изображены лишь те
    материки и океаны, которые были известны в то
    время. На карте Птолемея, созданной 1700 лет назад,
    западные и восточные берега Евразии омывает один
    и тот же океан, а Индийский океан со всех сторон
    окружает суша. В XV веке Мартин Бехайм создал
    первую модель Земли – глобус. На этом глобусе
    отсутствуют Северная и Южная Америка,
    Антарктида, Австралия.

    Африка на самых древних картах
    носила название Ливия. В IV веке до нашей эры
    появилось название “Африка”, произошедшее от
    названия обитавшего там племени «аорра»,
    тогда была известна лишь северная часть
    материка. Позже были открыты и исследованы
    остальные части материка.

    Имена самых первых путешественников
    история не сохранила, ведь ими были практически
    все мореплаватели и купцы. В числе
    первооткрывателей нужно назвать финикийцев,
    которые жили на восточном побережье
    Средиземного моря. Флотоводец Ганнон из
    Карфагена, который был одной из колоний Финикии
    (современный Тунис), в VI веке до нашей эры
    отправился в плавание вдоль западного побережья
    Африки, чтобы основать новые колонии. Шесть
    кораблей под его командованием вышли в
    Атлантический океан через Гибралтарский пролив
    и отправились в неизведанное. За несколько
    месяцев он основал шесть колоний на западном
    берегу Африки, но не ограничился этим и
    отправился далее на юг. Ганнон оставил красочные
    описания мест, которые он посетил. Так, он писал:
    «Мы прибыли к большой реке Ликс, текущей из
    Ливии. Вокруг нее пасут скот кочевники-ликситы. С
    ними мы подружились. Выше них жили
    негостеприимные эфиопы, по-звериному обитая в
    стране, откуда течет Ликс. А вблизи гор обитают
    троглодиты (пещерные жители), которые в беге
    побеждают лошадей…». По мере продвижения на юг
    в описаниях Ганнона появляются все новые
    «чудеса». Он рассказывал о таких явлениях
    природы, которые еще не были известны финикийцам:
    «Мы проплывали мимо горящей страны,
    наполненной благовониями, огромные огненные
    потоки стекают с нее в море. Из-за жары сойти на
    берег невозможно. Проведя в пути 4 дня, мы увидели
    ночью землю, наполненную огнем. В середине же был
    некий огромный костер, достигавший, казалось,
    звезд. Днем обнаружилось, что это огромная гора,
    извергающая огненные потоки. Позже мы прибыли в
    залив, в глубине которого есть остров, населенный
    дикими людьми. Здесь было много совершенно
    обнаженных людей, покрытых шерстью. Переводчики
    называли этих людей гориллами». Так описывал
    Ганнон пожар в степи, извержение вулкана и
    неизвестных еще европейцам обезьян. Описания
    Ганнона более двух тысячелетий считались
    верными.

    Первые географические сведения о
    материке Евразия были собраны еще жителями
    древних цивилизаций – Древней Греции, Вавилона,
    Византии, Древнего Рима, Индии, Китая. В V веке до
    нашей эры ученый-грек Геродот посвятил более 10
    лет путешествиям по северному побережью Черного
    моря и прилегающим территориям. Эти земли тогда
    назывались Скифией. Он изучил побережье, реки,
    впадающие в Черное море, народы, населявшие
    Скифию. Именно он разрушил греческий миф о том,
    что в районе Азовского моря с неба падают перья,
    объяснив, что это снег. Геродот составил
    подробные карты. Однако многие ученые и
    путешественники отказались верить Геродоту, так
    как их наблюдения не совпадали с его описаниями.
    Почему так произошло? В те времена еще не
    придумали градусную сетку, и объекты размещали
    на карте, «привязывая» их к рекам. Геродот
    ошибочно принял притоки рек за основные русла,
    поэтому произошла такая путаница.

    Сто лет спустя после путешествий
    Геродота другой грек Питей отправился изучать
    Северную Европу, о которой затем написал книгу.
    Его современники считали его обманщиком, так как
    не было понятно, как из Греции он попал на север
    Европы. По морю Питея не пропустили бы злейшие
    враги греков финикийцы, поэтому оставался один
    путь – по суше через Кельтику (современную
    Францию), однако в книге нет ни одного упоминания
    об этой территории. Тем не менее, измерения
    высоты Солнца, проведенные Питеем в разных
    точках Северной Европы, очень близки к
    современным измерениям. Он обследовал побережье
    Балтийского моря, о чем говорят описания добычи
    электры (янтаря), описал остров Британия,
    упомянув даже о добыче олова. В книге описывается
    быт варягов (предков норвежцев и шведов) и место,
    «где солнце уходит на покой», то есть
    Заполярье. Питею принадлежит первое описание
    приливов и отливов в Северном море, которые не
    заметны в Средиземном море.

    Открытие новых земель на материке
    Евразия активно шло также из Китая и Индии. С XVIII
    века начались научные исследования материка.
    Широко известны путешествия Марко Поло, Афанасия
    Никитина, Семена Дежнева, Витуса Беринга,
    Хабарова, Пояркова, Лаптевых, Челюскина,
    Черского, Крашенинникова, Пржевальского,
    Семенова-Тянь-Шанского.

    Многим знакома книга тверского купца
    Афанасия Никитина «Хождение за три моря». В
    1466 году Никитин по торговым делам отправился из
    Твери вниз по Волге до Каспийского моря. Его путь
    лежал через густые хвойные леса, которые
    сменились смешанными и широколиственными
    лесами, затем – лесостепями и степями. По пути
    купца дважды ограбили: первый раз у Астрахании,
    правитель которой жил грабежами путников, второй
    раз – когда буря на Каспийском море разбила и
    выбросила на берег один из кораблей, все товары
    захватили местные жители. Лишенный почти всего,
    Афанасий Никитин отправился в Иран, затем вышел к
    Ормузу на Великий Муссонный путь. Отсюда он
    переправился морем в Индию. Торговля не
    оправдала надежд, но три года, проведенные в
    Индии, побудили купца написать книгу. Так появилась
    книга «Хождение за три моря». Она содержит
    многочисленные сравнения чужих стран от Русской
    земли, рассказывает о различных индийских
    княжествах, о войнах, о людях. Никитин оценивает
    роль разных городов в международной торговле:
    «Каликут – пристань всего Индийского моря.
    Пройти мимо нее не дай бог никакому судну».
    Русский купец говорил и о различиях в
    общественном положении людей: «Земля
    многолюдна, да сельские жители очень бедны, а
    бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят
    бояр на носилках серебряных». Отметил Никитин
    и индийскую армию: «Ведут бой все больше на
    слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к бивням и к
    голове привязывают большие кованые мечи, да
    облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах
    сделаны башенки, и в тех башенках по 12 человек в
    доспехах, да все с пушками, да со стрелами».
    Затосковав по родине, Афанасий отправился домой.
    Ветер отнес его корабль вместо Ормуза к Африке.
    Добравшись, наконец, до Черного моря, Никитин
    пересек его и из Крыма отправился вверх по
    Днепру. Недалеко от Смоленска он умер, а его
    рукописи были переданы великому князю Ивану III и
    внесены в летописи.

    Люди продолжали познание Земли,
    отправляя все новые и новые экспедиции к
    неизведанным берегам. Мысль найти обходной путь
    к Индии и Островам Пряностей вокруг Африки
    пришла в голову сыну португальского короля
    принцу Энрике, вошедшему позже в историю под
    именем Генриха Мореплавателя. Энрике свою жизнь
    посвятил разработке теории мореплавания, на борт
    корабля же он ступал лишь однажды в глубокой
    юности. Генрих создал в Сегрише первую в истории
    морскую академию. Усилиями членов академии
    удалось развеять слухи, связанные с плаваниями
    Ганнона, о невозможности плавания в
    экваториальных широтах. Академики оспорили
    также утверждение Птолемея о том, что Африка на
    юге примыкает к неизвестному материку, а
    Индийский океан – замкнутое море. Под контролем
    Генриха Мореплавателя год за годом в плавание
    вдоль берегов Африки отправлялись корабли.
    Наконец, в 1487 году португальский капитан
    Бартоломеу Диаш обогнул южную оконечность
    материка и прошел несколько десятков километров
    на север по Индийскому океану. Бунт изнуренной
    команды заставил его повернуть назад, а ведь
    сказочная Индия была совсем близко.

    Осенью 1492 года в гавань маленького
    португальского городка вошли потрепанные бурей
    испанские корабли. Их командующий – Христофор
    Колумб утверждал, что в плавании по
    Атлантическому океану достиг берегов Индии.



    Колумб родился в итальянском городе
    Генуя, с юности был моряком. В тридцать лет он
    перебрался в Португалию. Здесь у него возникла
    идея – убежденный в шарообразности Земли, он
    хотел пересечь Атлантический океан и достигнуть
    Азии. Поддержки короля Португалии Колумб не
    получил, позже его идею отклонили короли Англии и
    Испании. Все были уверены, что по «морю
    мрака», как называли Атлантику, можно попасть
    только в преисподнюю. Однако испанцы,
    встревоженные успехами Португалии, выделили ему
    три корабля, чтобы плыть в Японию. В августе 1492
    года три корабля – «Санта-Мария»,
    «Нинья» и «Пинта» покинули порт Палос.
    Будучи опытным моряком, Христофор Колумб первым
    использовал пассаты, пересекая Атлантический
    океан. Плавание длилось долго, моряки
    тревожились, не видя землю. Наконец, были
    замечены водоросли – верный признак близости
    земли. Однако корабли попали в Саргассово море –
    единственное в мире море без берегов. Моряки были
    уверены, что дьявол заманивает их в ад. Колумб
    считал, что находится у берегов Японии, а на самом
    деле корабли были в середине Атлантического
    океана. На кораблях назревал бунт. Наконец, на 36
    день плавания прозвучал возглас: «Земля!»
    Эскадра вышла к Багамским островам.
    Мореплавателей встретили рослые
    доброжелательные люди с медно-красной кожей.
    Испанцы с удивлением смотрели на поля кукурузы, с
    недоверием пробовали вареные клубни картофеля.
    Колумб назвал местных жителей индейцами, так как
    был уверен, что попал в Индию. На обратном пути
    Колумб выбрал более северное направление, его
    корабли несло океаническое течение, а затем –
    попутный ветер. В середине пути эскадра попала в
    сильный ураган. Опасаясь гибели кораблей, Колумб
    написал отчет о путешествии, адресовал его
    испанской королеве, вложил его в скорлупу
    кокосового ореха, а орех – в просмоленный
    бочонок, и бросил в море. Так было положено начало
    «бутылочной почты». Послание достигло
    берегов Испании через … 358 лет, бочонок выловили
    в 1850 году испанские рыбаки. Колумб 4 раза плавал к
    берегам Америки, не ведая, какое открытие он
    совершил. Но его Индия мало походила на Индию,
    описанную Марко Поло, его экспедиции не принесли
    испанской короне золота. Это испортило отношение
    испанского короля к Колумбу. В 1506 году Христофор
    Колумб умер всеми забытый, так и не узнав, что
    открыл Америку.

    Итак, в 1498 году испанец
    Христофор Колумб открыл Америку.
    Америка
    была позже названа в честь Америго Веспуччи. В 1503
    году появилась его книга «Новый мир», где он
    рассказывал о своем путешествии 1501–1502 годов на
    запад по Атлантическому океану. В этой книге
    впервые была высказана мысль, что за Атлантикой
    простирается не Индия, а совершенно новая земля.
    Веспуччи привел решающее доказательство. Было
    известно, что Азия на всем своем протяжении нигде
    не достигает экватора, Веспуччи же проследил
    побережье новой земли на экваторе и на
    протяжении 7 тысяч км к северу и к югу от экватора,
    чем и доказал, что это не Азия. Французский
    географ Вальдземюллер готовил к печати новый
    атлас и, прочитав книгу, нанес на карту побережье
    Бразилии, назвав эту землю в честь Америго
    Веспуччи Америкой. Всякая новая территория,
    открытая к северу и к югу, присоединялась к
    Америке, в результате это название получили два
    материка – Северная и Южная Америка. Новые карты
    закрепили название, данное Вальдземюллером.

    В 1497 году португалец Васко да
    Гама обогнул Африку и достиг берегов Индии,

    осуществив заветную мечту Колумба. В июле 1497
    года его эскадра в составе четырех кораблей
    отправилась из Португалии и, медленно
    продвигаясь вперед, обогнула южную оконечность
    Африки. В январе корабли вошли в устье реки
    Замбези. В одежде и обиходе местных жителей было
    много предметов, которыми торговали арабские
    купцы. Да Гама объявил эти земли владениями
    Португалии. Экспедиция продемонстрировала свои
    захватнические намерения обстрелом из пушек
    городов, пленением и пытками знатных жителей. В
    порту Малинди португальцам удалось получить
    опытного лоцмана – знаменитого арабского моряка
    Ахмада ибн Маджида, который вдоль и поперек
    исходил Индийский океан. Он повел эскадру не
    вдоль берегов, а через океан по Великому
    Муссонному пути. Через 23 дня корабли достигли
    берегов Индии. В сказочном Каликуте португальцы
    вели себя высокомерно и отнюдь не миролюбиво. В
    результате назрело вооруженное столкновение, и
    эскадра, быстро нагрузившись пряностями,
    покинула Индию. Обратный путь Васко да Гамы
    длился три месяца, вместо 23 дней. Эскадра под его
    командованием возвращалась по Муссонному пути,
    но на этот раз ветры дули в лицо, продвижение
    вперед было почти невозможным. Экспедиция Васко
    да Гамы была, по сути, разведкой, после этого
    плавания начались регулярные экспедиции в Индию
    и другие азиатские страны с целью колонизации,
    грабежа и захвата земель.

    Могущество Португалии и активное
    расширение ее колоний всерьез беспокоило
    испанского короля. Мореплаватель Фернан
    Магеллан предложил найти новый путь к Островам
    Пряностей. Испанского короля мало интересовали
    вопросы науки, но жажда наживы подтолкнула его к
    финансированию экспедиции. Магеллан предполагал
    пересечь Атлантический океан, обогнуть Южную
    Америку и через неизвестное море достичь Азии.
    Два месяца длилось плавание от Европы к Южной
    Америке, затем эскадра из пяти кораблей начала
    свой путь вдоль берегов материка в поисках его
    окончания или пролива. Сначала богатая
    растительность и яркий животный мир радовали
    глаз, но при продвижении на север природа
    становилась все более суровой. Магеллану
    пришлось остановиться на зимовку. В довершении
    всех бед испанская команда взбунтовалась против
    капитана-португальца. Мятеж удалось подавить, но
    Магеллан уже никому не мог доверять. Весной
    плавание продолжилось. Много раз, заходя в устья
    рек, мореплаватели надеялись, что это
    долгожданный пролив. Наконец пролив был найден.
    Он был узким, со скалистыми мрачными берегами и
    бушующей водой. В это время самый большой корабль
    эскадры развернулся и ушел обратно в Испанию, то
    есть попросту дезертировал. Еще один корабль
    погиб задолго до этого у берегов Южной Америки.
    Три оставшиеся корабля преодолели пролив и вышли
    в неизведанный Тихий океан. За все время плавания
    по нему мореплавателей не потревожил ни один
    шторм, ни одна буря, поэтому Фернан Магеллан
    назвал океан Тихим. Преодоление океана длилось
    более трех месяцев. Кончились запасы
    продовольствия, вода испортилась, на кораблях
    вспыхнули болезни, начался голод. Когда
    наступило полное отчаяние, моряки увидели
    Филиппинские острова. Здесь, на островах,
    Магеллан погиб в одной из стычек с местными
    жителями. Из трех кораблей, преодолевших Тихий
    океан, один пришел в полную негодность, два
    других отправились обратно в Португалию с грузом
    пряностей. Один корабль решил возвращаться через
    Тихий океан, где попал в шторм и затонул.
    Последний корабль, самый маленький, пересек
    Индийский океан, обогнул Африку и вернулся домой.
    Из 250 человек живыми вернулось 18. Все путешествие
    заняло три года. Так в 1519–1522 годах
    португалец Фернан Магеллан, возглавлявший

    испанскую экспедицию, совершил первое
    кругосветное путешествие.
    Впервые был
    пересечен Тихий океан, выяснилось, что большая
    часть поверхности Земли покрыта водами океанов.
    Еще раз была подтверждена шарообразность Земли.

    В начале XVIII века была открыта Австралия.
    Уже в древние времена ученые предполагали
    наличие южного материка и даже дали ему название.
    «Австралия» на латыни означает «южный».
    В начале XVII века голландец Абель Тасман открыл и
    описал остров Тасманию. А в
    1771 году англичанин Джеймс Кук открыл Австралию.

    Этот сын батрака, дослужившийся к 40 годам от
    матроса до лейтенанта, возглавил экспедицию в
    Тихий океан на судне «Индевор»
    («Попытка»). В апреле 1770 года англичане
    увидели землю на 550 километров севернее острова
    Тасмания. 28 апреля капитан с несколькими членами
    команды высадился на австралийский берег. Лес,
    росший на берегу, был удивительно светел и свеж.
    Ботаникам экспедиции удалось впервые описать
    эвкалипты. Позже англичане встретили
    удивительных зверей – вомбатов, кенгуру, собак
    динго, а также – местных аборигенов.

    Во время своего плавания в районе
    Австралии Джеймс Кук три раза пересекал Южный
    полярный круг, открыл несколько островов, но
    поиски материка в области полюса считал
    безрассудными. Путь ему преградили льды, и он
    записал в своем дневнике: «Риск, связанный с
    плаванием в этих необследованных и покрытых
    льдинами морях в поисках Южного материка,
    настолько велик, что я могу взять на себя
    достаточную смелость, чтобы сказать, что эти
    земли никогда не будут исследованы». Однако
    спустя 50 лет в эту область отправилась русская
    экспедиция на шлюпках «Восток» и
    «Мирный», которыми командовали Фаддей
    Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович
    Лазарев. Так в 1820 году русские
    мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев открыли
    Антарктиду.



    Не менее интересна история океанов.
    Первыми европейцами, пересекшими Тихий океан,
    стали участники экспедиции Фернана Магеллана.
    Переход через него занял 4 месяца, все это время
    стояла тихая, безветренная погода. Поэтому
    Магеллан назвал океан Тихим. Позже выяснилось,
    что этот океан самый бурный и коварный из всех и
    никак не оправдывает своего названия. Индийский
    океан
    получил свое название потому, что его
    воды омывают берега Индии. Назвал его так Васко
    да Гама, открывший морской путь из Европы в Индию.
    Атлантический океан
    на древних картах
    назывался Западным. Его современное название
    ученые связывают с названием легендарной
    Атлантиды, затонувшей в водах этого океана. По
    Атлантическому океану европейцы отваживались
    плавать еще до начала нашей эры. Северный
    Ледовитый океан начали исследовать лишь 80 лет
    назад.

    Давно открыты все материки и океаны. Но
    особенности природы некоторых частей земной
    поверхности еще недостаточно изучены и
    объяснены. Географы продолжают исследовать
    природу Земли.

    Практическая работа: обучение приемам работы с
    источниками географических знаний. Тезисный
    повтор изученного материала.

    Домашнее задание:

    Подготовка по конспектам,
    параграф 1.




    Следующий: