Формирование положительной мотивации на основе физиологических, социальных и личностных особенностей учащихся начальной школы

Младший школьный возраст характеризуется
социальной ситуацией развития, вводящей ребёнка
в строго нормированный мир отношений (мир
взрослых). Ребёнок переходит от свободного
проявления своих потребностей к обязательной,
общественно значимой деятельности, обретая
новые права.

Приоритетом начального общего образования
является поддержание, развитие и формирование
позитивного эмоционально-ценностного отношения
учащегося к самому себе, к учебной деятельности и
к окружающему миру на основе художественного,
правового, экономического, исторического,
социального, экологического опыта региона.

Развитие младших школьников обеспечивается
приобретением ими опыта организованной учебной
деятельности, которая позволяет продолжить
развитие индивидуальности ребёнка в её
различных аспектах.

Учителю, стремящемуся к психологическому
изучению и формированию учения школьников, важно
опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и её
формирование – это две стороны одного и того же
процесса воспитания мотивационной сферы
целостной личности ученика. Изучение мотивации
– это выявление её реального уровня и возможных
перспектив, зоны её ближайшего развития у
каждого ученика и класса в целом. Результаты
изучения становятся основой для планирования
процесса формирования.

Успехи обучения и психологическое здоровье
учащихся во многом зависит от психологического
климата в классе и школе, от отношений с
учителями и, главное, наличие (отсутствие)
познавательных интересов. Все это определяет
учебную мотивацию.

Проблема готовности ребёнка к школе была
актуальна всегда. В настоящее время актуальность
проблемы обуславливается многими факторами.
Современные исследования показывают, что 30 – 40 %
детей приходят в первый класс массовой школы
неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно
сформированы следующие компоненты готовности:

  • социальный;
  • психологический;
  • эмоционально-волевой.

Успешное решение задач развития личности
ребёнка, повышение эффективности обучения,
благоприятное профессиональное становление во
многом определяются тем, насколько верно
учитывается уровень подготовленности детей к
школьному обучению.

Учёба школьника, как самостоятельный вид
деятельности, требует от него систематического
напряжения, упорства, достаточной силы воли,
предполагает высокий уровень психического
развития, при котором требования
систематического обучения не будут чрезмерными
и не приведут к ухудшению здоровья ребёнка.

Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен
поступающий в школу ребёнок учиться без
затруднений? Ребёнок, не достигший необходимого
уровня развития, сталкивается в школе с массой
трудностей и неудач, что может иметь
отрицательные последствия. Проблема готовности
становится всё более значимой, ибо от её решения,
без преувеличения, зависят человеческие судьбы.

Готовность к школе сегодня рассматривается как
комплексная характеристика, включающая в себя
следующие компоненты:

  • психофизиологический (созревание организма);
  • педагогический (всё, чему научили ребёнка);
  • психологический (особенности развития и
    формирования).

Какой из трёх компонентов наиболее важен при
определении школьной зрелости? Основными
показателями психологической готовности к
обучению являются:

  • зрелость психических процессов (определённый
    уровень развития восприятия, мышления, внимания,
    памяти, речи и др.);
  • эмоционально – волевая готовность (снижение
    импульсивности, эмоциональная устойчивость);
  • сформированность навыков общения (умение
    строить новые взаимоотношения со сверстниками и
    взрослыми) и др.

Обсуждая проблему готовности к школе Д.Б.
Эльконин
на первое место ставил сформированность
необходимых предпосылок учебной деятельности
:

  • умение детей сознательно подчинять свои
    действия правилам, обобщенно определяющим
    способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему
    требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно
    выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое
    задание по зрительно воспринимаемому образцу.

В.С.Мухина

утверждает, что готовность к
школьному обучению – это желание и осознание
необходимости учиться, возникающее в результате
социального созревания ребёнка, появления у него
внутренних противоречий, задающих мотивацию к
учебной деятельности.

При поступлении детей в 1 класс (2003-2004 уч.год)
было выявлено, что только у 20% учащихся высокий
уровень познавательных процессов, у 62% уч. –
средний уровень, а низкий уровень – у 18% уч.. От
психологической готовности детей к обучению
зависит успешность последующего обучения в
школе.

По результатам исследования школьной
мотивации у учащихся 1 класса выяснилось, что
высокая мотивация сформирована у 27 % детей,
хорошая, учебная – у 42 % уч., положительное
отношение к школе и учителю – у 27 % уч., низкая – у 4
% уч.

Передо мной встала задача: создать такие
условия для развития личности ребёнка, используя
систему методов, приемов, форм работы и учитывая
психологические и индивидуальные особенности
ребенка, чтобы формировалась положительная
учебная мотивация.


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ:

  • Работа по развивающим программам
  • (Школа 2100).

Курс в целом ориентирован на личностное
развитие ребёнка. Поэтому знания в нём
рассматриваю не как самоцель, а как средство
развития мышления детей, их чувств и эмоций,
творческих способностей и мотивов деятельности.
Цель развития детей реализуется посредством
практического внедрения результатов
психолого-педагогических исследований и
методических материалов, разработанных на их
основе.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке
ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него
формировались вера в свои силы и познавательный
интерес. Интерес и успешность обучения – вот те
основные параметры, которые определяют
полноценное интеллектуальное и физиологическое
развитие ребёнка, а значит, и качество нашей
работы с детьми.

Считаю, что эффективным средством, позволяющим
раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку
в классе, является творческая работа детей.
Например: на уроках математики ребята
придумывают примеры на изученный вычислительный
приём, составляют задачи по данному выражению,
рисуют (вырезают) узоры или геометрические
фигуры заданного свойства, шифруют названия
городов, книг, любимого героя с помощью
вычислительных примеров.



  • Индивидуальная и групповая работа
  • , где каждый
    ученик становится активным участником в
    познавательной деятельности на уроке,
    происходит совместное открытие новых знаний,
    повторение предыдущего материала, а значит,
    повышается качество знаний. Ребята с
    удовольствием работают в паре, (группе) на уроках
    и математики (само- и взаимопроверка), и на уроках
    русского языка, и природоведения. Работаем над
    индивидуальными и коллективными научно –
    исследовательскими проектами. Требования к
    организации работы в паре, группе:

  • чёткий инструктаж учителя;
  • начало и конец работы по определённому сигналу;
  • подведение итога самостоятельной работы;
  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.

На таких уроках не бывает хаотичных движений
учеников, всё обосновано и оправдано. Изучение и
формирование мотивации учащихся достигается
тем, что я опираюсь не на оценки и субъективные
мнения, а на факты. Факты получаю с помощью
специальных психологических методов и
методических приемов.

  • Внеклассная работа. С первых дней
    существования детского коллектива в нём нужно
    запустить механизм успеха. В своей работе
    стараюсь, чтобы все мероприятия были направлены
    на развитие детской инициативы, вдохновения,
    позитивного мышления. Искренне желая помочь
    своим учащимся достичь поставленных целей,
    избегаю проводить параллель между успеваемостью
    и его личностными качествами. В нашем классе
    создан и работает драматический театр, где
    вместе с детьми участвуют и родители. Ведем
    летопись класса, выпускаем классную
    еженедельную газету, где и взрослый и ребёнок
    может почувствовать себя в роли автора,
    фотокорреспондента, оформителя.
  • Работа с родителями. Поскольку родители
    являются социальными заказчиками школы, я
    убеждена, что они должны участвовать в
    учебно-воспитательном процессе в школе и в
    классе. Иногда можно слышать от педагогов, что
    родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то
    сделать в классе. В лучшем случае предлагают
    материальную помощь.

Поэтому в первом классе учителю важно
составить план воспитательной работы совместно
с родителями.

Уже на первой встрече с родителями предлагаю
ответить на вопросы анкеты:

  1. Какие темы будущих классных часов вы хотите
    предложить.
  2. Какие экскурсии необходимо организовать в
    классе.
  3. Какие праздники совместно с родителями класса
    необходимо организовать.
  4. Какие нравственные темы необходимо обсудить с
    детьми.
  5. Какие традиции необходимо развивать в детском
    коллективе.
  6. В каких мероприятиях класса вы хотели бы
    принять активное участие.

Важно заинтересовать родителей, видеть в них
своих помощников, тогда они с удовольствием
откликаются на любое дело, готовы к
сотрудничеству и партнёрству.

Формирование мотивов учения – это создание в
школе условий для внутренних побуждений
(мотивов, целей, эмоций) к учению; осознание их
учеником и дальнейшего саморазвития им своей
мотивационной сферы.

В результате у учащихся 4 класса выявлено, что
высокая мотивация у 35 % детей, (повысилась);
хорошая, учебная – у 50 % уч. (повысилась);
положительное отношение к школе и учителю– у 5 %
уч.; низкая – отсутствует.

Однако с переходом в пятый класс уровень
школьной мотивации у учащихся стал падать.
Высокая мотивация у 12 % детей, (снизилась) хорошая,
учебная – у 35 % уч. (снизилась), положительное
отношение к школе и учителю– у 38 % уч., низкая
–15%.
С чем это может быть связано? Большая
нагрузка или потерян успех в работе или…

Над этим вопросом задумываются учителя средней
школы, и мы совместно работаем над этой
проблемой.

Важной стороной изучения и формирования
мотивации учащихся является обеспечение
гуманных отношений между учителем и учеником.

Формировать мотивацию – значит не заложить
готовые мотивы и цели в голову учащегося, а
поставить его в такие условия и ситуации
развёртывания активности, где бы желательные
мотивы и цели складывались и развивались бы с
учётом и в контексте прошлого опыта,
индивидуальности, внутренних устремлений самого
ученика.

Развитие личности, начавшееся в дошкольном
детстве в связи с соподчинением мотивов и
становлением самосознания, продолжается в
младшем школьном возрасте. Но младший школьник
находится в других условиях — он включается в
общественно значимую учебную деятельность,
результаты которой высоко или низко оцениваются
близкими взрослыми. От школьной успеваемости,
оценки ребёнка как хорошего или плохого ученика
зависит в этот период развитие его личности.

Как правило, учебная деятельность ребёнка
побуждается не одним мотивом, а целой системой
разнообразных мотивов.

Мотивационная сфера – ядро личности

Активная работа психики, понимание
целесообразности своих действий, получение
знаний в результате собственного труда,
осознание своего продвижения вперёд,
необходимость усилий в достижении цели в
сочетании со спокойной и доброжелательной
атмосферой в классе, переживание своего успеха и
успеха товарищей, вариативность знаний,
возможность собственного выбора в сочетании с
возможностью реализовать своё творческое начало
– всё это не только способствует развитию
ребёнка, но и формирует у него познавательный
интерес.

Поступивший в первый класс ребёнок как бы
выражает себя в формуле: “Я хочу учиться”.
С помощью гуманных учителей в начальной школе он
трансформирует представление о себе таким
образом, что в подростковом возрасте, в средних
классах, проявляет себя в формуле: “Я могу и
хочу учиться”.
Далее, в старшей школе, в
сотрудничестве с педагогами и сверстниками
укрепляется убеждение, с которым он покидает
школу: “Я могу учиться и хочу учиться всю
жизнь”.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. “Психология личности” М.1990 г.
  2. Божович Л.И. “ Личность и её формирование в
    детском возрасте” М.:Педагогика,1968 г.
  3. Государственный образовательный стандарт
    дошкольного, начального, общего, основного
    общего и среднего (полного) общего образования
    Свердловской области
  4. Дудина М.Н. “Педагогика: долгий путь к
    гуманистической этике” “Наука” Екатеринбург
    1998 г.
  5. Закон РФ “Об образовании” от 23.01.1996 г.
  6. Маркова А.К. др. “Формирование мотивации
    учения” Книга для учителя М.:Просвещение,1990 г.

Приложение




Следующий: