Формирование патриотизма на материале истории в рамках компетентностного подхода

Трансформация Российского общества в 90-е годы
привела к кардинальным изменениям направлений
общественного развития, которые вызвали
определенное расслоение общества, снижение
жизненного уровня, ценностную переориентацию в
молодежной среде. На фоне обострения
межнациональных конфликтов, в результате
распада единого многонационального государства
СССР, когда через средства массовой информации
идет негласная пропаганда насилия, а в обществе
насаждается приоритет материальных ценностей
над духовными, отсутствуют условия для
формирования высоконравственной,
социально-активной личности с четко выраженной
гражданской позицией. За последнее время в
российском обществе значительно усилились
националистические настроения. В
детско-молодежной среде усилились негативизм,
демонстративное отношение к взрослым,
жестокость в крайних проявлениях.

Прежде чем освещать возможные практические
подходы и формы работы в данном направлении,
необходимо определиться с многообразием понятии
и терминов.

Понимание патриотизма имеет глубокую
теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь
веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том,
что родина дороже отца и матери. В более
разработанном виде любовь к отечеству, как
высшая ценность, рассматривается в трудах
мыслителей Возрождения и Просвещения.

За последнее время все большее распространение
в рамках данного направления приобретает взгляд
на патриотизм как на важнейшую ценность,
интегрирующую не только социальный, но и
духовный, нравственный, культурный, исторический
и другие компоненты. Обобщая можно дать такое
определение:

“Патриотизм — одна из наиболее значимых,
непреходящих ценностей, присущих всем сферам
жизни общества и государства, является важнейшим
духовным достоянием личности, характеризует
высший уровень ее развития и проявляется в ее
активно-деятельностной самореализации на благо
Отечества”.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему
Отечеству, неразрывность с его историей,
культурой, достижениями, проблемами,
притягательными и неотделимыми в силу своей
неповторимости и незаменимости, составляющими
духовно-нравственную основу личности,
формирующими ее гражданскую позицию и
потребность в достойном, самоотверженном, вплоть
до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного
процесса в современной системе средне –
специального образования является формирование
патриотизма и культуры межнациональных
отношений, которые имеют огромное значение в
социально-гражданском и духовном развитии
личности студента. Только на основе возвышающих
чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство
ответственности за ее могущество, честь и
независимость, сохранение материальных и
духовных ценностей общества, развивается
достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности
гуманистичен, включает в себя уважение к другим
народам и странам, к их национальным обычаям и
традициям и неразрывно связан с культурой
межнациональных отношений. В этом смысле
патриотизм и культура межнациональных отношений
теснейшим образом связаны между собой, выступают
в органическом единстве и определяются в
педагогике как “такое нравственное качество,
которое включает в себя потребность преданно
служить своей родине, проявление к ней любви и
верности, осознание и переживание ее величия и
славы, своей духовной связи с ней, стремление
беречь ее честь и достоинство, практическими
делами укреплять могущество и независимость”

Истинный патриотизм предполагает, как видно из
его определения, формирование и его длительное
развитие целого комплекса позитивных качеств.
Основой этого развития являются
духовно-нравственный и социо-культурный
компоненты. Патриотизм выступает в единстве
духовности, гражданственности и социальной
активности личности, осознающей свою
нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения,
социализации и воспитания студентов. Однако
социальное пространство для развития
патриотизма не ограничивается стенами учебного
заведия. Большую роль здесь выполняют семья и
другие социальные институты общества, такие как:
средства массовой информации, общественные
организации, учреждения культуры и спорта,
религиозные организации, учреждения
здравоохранения, правоохранительные органы,
военные организации, учреждения социальной
защиты населения, корпоративные объединения,
кровнородственные, диаспорные связи и отношения.
Все это необходимо учитывать педагогам в
процессе воспитания студентов..

Таким образом, значимость системы
патриотического воспитания студентов
заключается в том, что именно в средне –
специальных учебных заведениях воспитание
гражданина страны может быть одним из главных
средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном
этапе обоснован необходимостью осознания
сущности патриотического воспитания, как
эффективного механизма образовательной
политики государства в соответствии с
происходящими переменами и требованиями,
которые предъявляет новая
социально-политическая ситуация и
реформированный тип студента.

Методы формирования
гражданско-патриотических качеств



п/п
Методы Способы Свойства методов
I. Методы формирования сознания
личности

Убеждение, внушение,
беседы, лекции, дискуссии, метод примера

Постановка студента в позицию
полноправного участника процесса, т.е. он не
объект для применения данных методов, а сам
принимает активное участие в их использовании.
II. Методы органи-зации
деятель-ности и форми-рования опыта гражданского
поведения
Педагогическое требование,
требование коллектива, обще-ственное мнение,
поручение, метод- требование, создание
воспитывающих ситуаций, коллективное творческое
дело, метод проектов
Необходимо создавать ситуации, в
которых студент упражнялся бы в гражданской
деятельности, осознавал свои обязанности по
отношению к коллективу, обществу,
ответственность за свои поступки. Важно
демонстрировать значимость гражданской
деятельности подростков для общества. С помощью
регулирующих требований формируются традиции
поведения.
III. Методы стимулирования
деятельности и поведения
Соревнование, поощрение,
наказание, взаимовыручка, создание ситуации
успеха
Необходимо побуждать студента
корректировать свое поведение. Стимулирование в
различных его формах должно быть дозированным и
заслуженным. Стимулирование побуждает студента
к анализу собственной деятельности,
программирует дальнейшее поведение.

Данные методы согласуются с так называемыми
ключевыми компетенциями в рамках
компетентностного подхода. В настоящее время
отечественное образование находится в стадии
реформирования. Одним из направлений развития
реформ является более широкое использование
компетентностного
подхода, что продиктовано
желанием придать образованию
личностно-ориентированный характер и
сформировать у студентов навыки деятельности в
конкретных ситуациях. Выделим ключевые
компетенции,
которые рекомендовал
использовать Совет Европы (познавательные,
общественные, информационные и другие
компетенции) как основу для построения учебных
планов и программ, которые помимо прочего,
способствуют формированию
гражданско-патриотических качеств студентов.



1. Политическими и социальными компетенциями,
связанными со способностью брать на себя
ответственность, участвовать в совместном
принятии решений, урегулировать конфликты
ненасильственным путем, участвовать в
функционировании и развитии демократических
институтов;

2. Компетенциями, касающимися жизни в
многокультурном обществе:
понимание различий,
уважение друг друга, способность жить с людьми
других культур, языков и религий;

3. Компетенциями, определяющими владение
устным и письменным общением.
Не обладающим
ими грозит изоляция от общества. К этой же группе
относится владение несколькими языками,
приобретающее всевозрастающее значение;

4. Компетенциями, связанными с возникновением
общества информации.
Овладение новыми
технологиями, понимание их применения, их силы и
слабости, способности критического отношения к
распространяемой средствами информации,
рекламе;

5. Компетенциями, реализующими способность и
желание учиться всю жизнь
, как основа
непрерывной подготовки в профессиональном
плане, личной и общественной жизни.

Компетентностный подход в системе среднего
профессионального образования предусматривает
постепенную переориентацию с трансляции
необходимого набора знаний на формирование
навыков, способных помочь в создании условий для
овладения комплексом компетенций, адаптирующего
студента к действительности. Основной целью
образования становится не сумма знаний, а набор
необходимых компетенций в интеллектуальной,
социальной, коммуникативной и других сферах.
Главными становятся способность к
самообразованию, социальная активность, умение
отстаивать свои взгляды, правовая культура и т.д.,
т.е формирование общих компетенций, как
способности успешно действовать на основе
практического опыта и умений общих для многих
видов профессиональной деятельности.

Перечень общих компетенций, который
предусматривает ФГОС СПО, основывается на
главных целях образования, структурном
представлении социального опыта и опыта
личности, а также основных видах деятельности
студента, позволяющих ему овладевать социальным
опытом, получать навыки жизни и практической
деятельности в современном обществе.

Одной из основных проблем компетентностного
подхода является создание общепринятой методики
формирования общих компетенций и
определение адекватных средств её реализации.
Основная трудность заключается в том, что
компетенция является многофункциональным
понятием, для формирования которого нужны
определённая учебная среда, позволяющая
преподавателю моделировать ту и или иную
реальную ситуацию. А также, эффективное средство
контроля за деятельностью студента в этой
модельной среде.

Названную проблему в значительной степени
можно решить, организуя учебную деятельность
студентов, направленную на формирование тех или
иных общих компетенций через исследовательскую
деятельность,
как в урочное, так и внеурочное
время. Причины обращения к организации
исследовательской деятельности: — большие
воспитательные возможности, в том числе и
возможности формирования
гражданско-патриотических качеств; -
рассмотрение эмпирического пути как одного из
самых эффективных способов получения знаний; -
призовые места на конкурсах. В любом случае
исследования студентов, как способ организации
образовательного и воспитательного процессов,
действительно позволяют достичь впечатляющих
результатов, но, только при достаточном
профессионализме преподавателя. В первую
очередь это означает, что педагог подходит к
каждому моменту обучения студента
исследовательской работе продуманно и в
состоянии прогнозировать результаты этого
обучения. В своей непосредственной работе я
приобщаю студентов к исследовательской
деятельности разными способами: через написание
проектов, рефератов, практические задания.
Данный вид деятельности, его систематическая
организация на уроках истории необходимы для
достижения главной цели: научить студентов
проведить исследовательские работы,
использовать исследовательские методы при
подготовке к занятиям.

Предлагаю один из способов организации
учебно-исследовательской работы на уроках
истории для формирования
гражданско-патриотических качеств студентов
через систему занятий с использованием
исторических источников, составленных на основе
исследовательского метода и включающих:

а) совокупность заданий исследовательского
характера — блоки дискуссионных вопросов по
истории России, например, «Проблема прародины
славян», “Образование Древнерусского
государства ? легендарное и реальное в призвании
варя”, “Влияние опричнины на ход русской
истории”, “ А было ли монгольское иго?”,
“Реформы Петра Великого — цель оправдывает
средства?”, “Красные и белые – спор идеологий
или борьба за власть?”, “Был ли СССР готов к
войне с фашистской Германией?”, “Роль
советского народа в победе над фашизмом”,
“Война в Афганистане – могли ли быть
компромиссы?” и т.д.

б) систему домашних заданий с элементами
исследования (например, cравнить южную и северную
версии происхождения Русского государства,
cравнить Тверское и Московское княжество как
претендентов на роль центра объединения русских
земель, cравнить силы противоборствующих сторон
в Северной войне” и т.д.

в) вариативные исследовательские задания и
руководства, рассчитанные на дифференцированный
подход к студентам (от простейших заданий,
например “Исторический портрет…”, до более
сложных аналитических, например “Октябрь 1917 г.
величайшее событие или социальная катастрофа” и
эссе например “Людские потери и материальный
нашей страны после гражданской и Великой
Отечественной войн”

г) участие студентов в научно-практических
конференциях и олимпиадах по истории разного
уровня.

Работа над этими вопросами и заданиями
безусловно заставляет студентов задуматься о
российской истории, а следовательно формирует
политические и социальные компетенции, которые в
данном случае можно назвать
гражданско-патриотической позицией.
Исследовательская деятельность на занятиях
истории формирует умение работать в коллективе и
в команде, эффективно общаться, осуществлять
поиск и использование информации,
организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
учебных задач, оценивать их эффективность и
качество, а это прямая реализация общих
компетенций согласно ФГОС СПО.

Список литературы

Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. — М.:
Просвещение, 1997.

  • Байденко В.И. Компетенции: к освоению
    компетентностного подхода // М.:
    Исследовательский центр проблем качества
    подготовки специа-листов, 2004.
  • Гражданско-патриотическое воспитание детей и
    молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания
    истории и обществознания в школе// 2007. №7.
  • Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая
    парадигма результата образования//Высшее
    образование сегодня. — № 5. — 2003.
  • Концепция гражданского образования в
    общеобразовательных учреждениях. // Преподавания
    истории и обществознания в школе// 2002. №4
  • Лебедев О.Е. Компетентностный подход в
    образовании.//Школьные технологии. — 2004. — №5.
  • Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации:
    о чем свидетельствуют данные социологических
    опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. — 2005. — №2.



  • Следующий: