Формирование патриотических чувств на уроках географии через эстетическое восприятие мира

Любование природой есть следствие
любви к ней, а любовь к родной природе — один из
вернейших признаков любви к своей стране:
К.Г. Паустовский

За обыденностью жизни порой не только ученики,
но и взрослые не видят ту красоту природы,
которая нас окружает. Как будто красота и все
прекрасное окутаны покрывалом, прозрачным для
взгляда, но непроницаемым для человеческой
мысли. Все реже люди способны ценить эту красоту,
а просто живут в «бешеном» ритме жизни,
атрофировав все прекрасные чувства.

Чтобы воспитать Человека, а не робота, важным
направлением работы школы является возрождение
духовных ценностей.

Воспитательная функция современного
образования состоит в том, что в процессе
обучения формируются нравственные и
эстетические представления, система взглядов на
мир, способность следовать нормам поведения в
обществе, соблюдая принятые законы.

Кроме этого закладываются предпосылки для
формирования эмоционально-ценностного
отношения к человеку, его жизни и здоровью,
Родине, природе, труду, знаниям.
[2]

Обязательным условием восприятия является
воздействие на эмоционально-волевую сферу
ребенка, для этого необходимо эстетическое
воспитание. Одной из задач эстетического
воспитания является развитие чуткости к красоте
природы.

В системе педагогических взглядов Я.А.
Каменского, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.А
Сухомлинского природа выступает как сильнейший
фактор воспитательного воздействия. [5]

В настоящее время у школьников преобладает
потребительское отношение к природе. По данным
известного исследователя И.В. Климченко, если
перед изучением начального курса географии
природа воспринимается учащимися как объект
красоты у 50% учащихся, то на этапе завершения
курса этот показатель снижается в два раза и
возрастает восприятие природы как объекта
пользы. Причиной этого является снижение
эмоциональной окраски при подаче материала. [1]
Поэтому, с моей точки зрения, на уроках
необходимо обращать внимание на красоту природы,
развивать чувство прекрасного, формировать
эстетический вкус, умение ценить красоту и
богатство родной природы.

Чтобы перед глазами детей создавался образ
яркого, многокрасочного мира во всем его
великолепии, чтобы природа воспринималась как
объект красоты, на уроках необходимо вызывать
положительные эмоции. Добиться этого можно
посредством создания ситуаций, когда школьники
наслаждаются красотой ландшафта. Например, во
время экскурсий при изучении тем: «Природный
комплекс», «Степь и лесостепь». При изучении
территорий, где вряд ли придется побывать
ученикам, можно вызвать позитивные эмоции
посредством литературных произведений,
изобразительного искусства, кино, музыки и
других видов в различных сочетаниях, но в
органическом единстве с географическим
материалом.

При этом важно не подменять географию
искусством, обогащать и оживлять ее,
демонстрируя картины, слайды, их можно
сопровождать записями пения птиц, шума воды,
ветра и др.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий

Учителю необходимо развивать чувство
прекрасного в душе ребенка, учить ощущать
гармонию, свое единство с природой. И ни в коем
случае не подавлять те чувства, которые
сформировались в детском возрасте, раскрывать
их.

Опираясь на свой опыт, именно об этом писал В.А.
Сухомлинский: «Очень важно, чтобы изумительный
мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии,
творчества, окружавший детей до школы, не
закрылся перед ребенком классной дверью». Но, и
навязать эстетическое восприятие природы
невозможно, надо помочь детям как можно раньше
открыть этот мир удивительной красоты.[5]

Взаимоотношения человека и природы приводят к
ощущению возвышенного и прекрасного. Красота
волновала человека во все времена. Весь фольклор
наполнен яркими, образными описаниями: тайга
бескрайняя, леса дремучие, степи необъятные, реки
могучие, поля обширные и др. «:Енисей -
богатырь, прорвал он горы Саянские, стремится к
самому Ледовитому океану. Он уже слышал о
чудесной дочке Байкала. И полюбил голубоглазую
красавицу на всю жизнь:» (из русской народной
сказки «Чайки и красавица Ангара»)

Такую красоту невозможно не полюбить,
невозможно насладиться ею. И постепенно
формируется привязанность и любовь к родной
земле.

Поэтому в процессе воспитания происходит
формирование не только эстетических чувств, но и
формирование чувства патриотизма, т.е. любви к
своей Родине, гордости за свою страну, а вместе с
тем появляется стремление активно участвовать в
ее жизни.

Духовное ощущение природы невозможно отделить
от нравственных и патриотических чувств
человека. Трудно найти грань, где кончается
эстетическое переживание и начинается
нравственное, потому что разрушение красоты
живого не может не вызвать чувства сострадания,
жалости, желания помочь. Это желание помочь,
защитить, внести свой вклад, вложить в него душу и
есть проявление патриотизма.

Патриотизм проявляется не только в любви к
красоте родных мест, но и в заботе о будущем
страны, в сохранении памяти о прошлом своей
земли.

Нельзя научить любить природу вообще, не открыв
красоту ближайшего нашего окружения. В огромной
стране есть разные климатические зоны,
отличается красота растительного и животного
мира, но нигде неинтересной и безобразной
природы нет.

Ю. Гагарину, когда он полетел в космос и увидел
впервые Землю как планету, открылась новая
красота земли, но она не только не заслонила
привычную красоту родных мест, но и пробудила
щемящее чувство ее особой ценности, значимости в
жизни.[4]

Чтобы воспитать чувство любви к Родине,
необходимо ее знать. А ведь известно, что любовь к
большой Родине начинается с любви к малой родине
- своему родному уголку, краю, селу.
Писатель-географ Ю.К. Ефремов сформулировал эту
мысль так: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем
полней люблю, чем глубже знаю». Поэтому на
занятиях использую краеведческий материал.

На уроках, особенно в курсе география России,
надо так показать ученикам всю красоту природы
нашей страны, традиции народов, проживающих на ее
территории, богатства природными ресурсами,
чтобы они это запомнили и полюбили. А вместе с тем
берегли и охраняли, т.е. параллельно с
эстетическим и патриотическим воспитанием идет
экологическое воспитание. На уроках географии
происходит формирование и развитие у школьников
нравственных норм и привычек поведения в
природе, ценностных ориентаций, воспитание
чувства ответственности за окружающюю среду и
необходимость рационального хозяйствования.

Этому способствует изучение проблем
рационального использования природных ресурсов,
основ природопользования, преобразование
природы нашей родины.[3] В результате происходит
становление личности ученика, как хозяина своей
страны.

Но без целенаправленного нравственного и
эстетического воспитания во время экскурсии и
походов может формироваться хамское,
потребительское отношение к природе, когда с
молчаливого согласия учителей, ученики ломают
ветки, охапками рвут цветы, десятками ловят
бабочек, не говоря уж об оставленном мусоре.

В результате своей деятельности пришла к
выводу, что при использовании
эмоционально-ценностных стимулов происходят
положительные сдвиги в знаниях, умениях и
развиваются творческие способности учеников,
т.к. это вызывает у учащихся положительные
эмоции, интерес к изучаемому материалу, придает
ему уровень личной значимости, ведет к успеху.

Успешное воспитание — всегда творчество, а тем
более нравственно-эстетическое воспитание. Но
нужен творческий огонек в душе педагога, важно
его собственное отношение к окружающему миру и
тогда это воспитание принесет плоды. Только в
таком случае будет развиваться воображение,
фантазия учащихся, без которых не возможно
научное мышление.

Откуда начинается Россия? (описание системы
работы)


Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, доброте…
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней — Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!

Любая страна рассыплется в прах, если ее
граждан не объединяет привязанность к земле, на
которой они живут, желание сделать жизнь на этой
земле лучше.

Президент Российской Федерации В.В. Путин не
раз поднимал вопрос о патриотическом воспитании.
Он считает, что «для граждан России особенно
важны моральные устои, именно они составляют
стержень патриотизма:».

Но в школе мы сталкиваемся с тем, что год от года
ученики становятся все более «закрытыми»,
равнодушными, «чужими». Они не понимают суть
слов «патриот», «патриотизм». Не всегда
сегодняшнюю Россию олицетворяют с такими
словами, как «Родина», «дом», «держава»,
«Москва», «Кремль». При анкетировании чаще
встречаются о современной России такие
ассоциации: «безработица», «бедность»,
«пьянство».

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего
народа, мы справедливо гордимся нашей культурой,
но почему-то это не защищает нас от пьянства и
наркомании, не избавляет от хамства и грубости,
пошлости и безнравственности.

Встает основной вопрос, как научить детей
любить свою Родину, гордиться великой Россией,
если со страниц газет и журналов, с экрана
телевизора на детей обрушивается огромный поток
негативной информации: терроризм, убийства,
крушения. После такой информации облик нашей
могучей державы тускнеет.

Передо мной возникает очень трудная задача:
показать великое прошлое и великое будущее
России, потому что возрождение страны ляжет на
плечи нынешнего поколения школьников. Эту задачу
решаю вместе с учениками на уроках географии,
особенно при изучении курса «География России».

В начале изучения курса предлагаю школьникам
вопросы анкеты:

  1. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
  2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию
    Родины? Почему?
  3. Хотели бы вы уехать их России? Почему?
  4. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране?
    Почему?

Анкетирование помогает задуматься о месте
Родины в душе каждого человека, помогает
определить стратегию собственного поведения.

Особую роль отвожу первому уроку. Урок начинаю
с гимна Российской Федерации, затем читаю
стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не
понять:». Потом предлагаю назвать слова,
которые ассоциируются со словом «родина». После
обсуждения ассоциаций зачитываю строки из
сочинения выпускника школы на тему » С чего
начинается Родина?». Во время урока появляется
эмоциональный настрой у детей и возрастает
значимость курса «География России» в системе
школьных дисциплин.

Но, если из урока в урок призывать детей любить
свою страну, говорить высокими пафосными словами
о патриотизме, когда дети ощущают и видят
социальные и экологические проблемы, которые не
решаются государством в должной мере, тогда
можно получить обратные, негативные чувства.
Поэтому воспитание патриотических чувств
формирую, прежде всего, через сопереживание.

На уроках посредством иллюстраций, картин,
фотографий показываю красоту русской природы,
живописные пейзажи нашей местности. Оживляю свои
слова посредством музыки, строками из
литературных произведений. Приведу несколько
фрагментов уроков.

Например, при изучении темы: «Внутренние воды
России», заостряю внимание детей на то, что Волга
- великая русская река, символ и любимица России.

Говорю, что народ ласково называет ее
«Волга-матушка». Свою любовь к Волге выразили в
своих произведениях великие писатели и поэты
(дети сами заранее подбирают стихи и читают их на
уроке). О Волге сложено много песен. Волга
объединила многие народы России, связала их
судьбы. На берегах Волги много веков вместе
проживают русские, марийцы, чуваши, татары, немцы,
калмыки:

Тему «Восточная Сибирь» начинаю со
стихотворения В. Пахнучевой «Край любимый мой»:

Светом солнца, залитая
Вся под небом синим,
Ты, Сибирь, моя родная,
Край моей России!

«Сибирь. Какая она?» — задаю вопрос детям.

Они называют свои ассоциации: бескрайняя,
суровая, грандиозная, родная. Это тайга,
многоводные реки, большие размеры, это место, где
мы живем.

Далее цитирую слова М.В. Ломоносова
«Российское могущество Сибирью прирастать
будет» и задаю вопрос: «Почему он так писал?».

Дети говорят о богатствах Сибири.

Говорить о Сибири и не сказать о Байкале -
просто нельзя. Байкал очаровывает человека ярким
светом прозрачной воды, древними скалами,
могучими кедрами и нераскрытыми загадками.
Сказочная красота его берегов производит
неизгладимое впечатление на каждого, кто хотя бы
раз побывал на Байкале.

При изучении темы «Растительный и животный
мир» предлагаю учащимся выполнить творческую
работу «Люблю березку русскую». Ребята говорят
о многообразии видов берез на территории России,
ее красоте, подтверждая слова рисунками, стихами,
говорят о трепетном отношении к березе не только
русских, но и хакасов, о целебных свойствах
березы о многом другом.

Под звуки плавной музыки «Шум леса» читаю
стихотворение Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Так я начинаю урок по теме: «Охрана
растительного и животного мира».

«Как прекрасна природа, посмотрите на ее
красоту, на леса, поля, горы и реки» — говорю,
обращаясь к выставке рисунков и фотографий.

Обращаю внимание детей на то, что человек -
часть природы, но это одухотворенная ее часть.
Духовные потребности человека тесно связаны с
осознанием вечной и неиссякаемой красоты
природы. Далее привожу примеры о роли природы в
жизни и творчестве Толстого, Пришвина,
Паустовского, Бианки.

Показывая красоту природы, подвожу детей к
проблемам экологии.

«Внимание, над живой природой нависла
смертельная опасность! Почему?..».

Ребята приходят к выводу, что все, что нас
окружает, все, что стало родным с детства, может
исчезнуть, если не заботиться и не беречь.

Такие уроки повышают интерес к географии,
помогают всестороннему развитию личности
школьника, воспитывают любовь к Родине.

Когда видишь прекрасное вокруг, появляются
возвышенные чувства и строки сами собой
складываются в рифму.

Хакасия, знаешь, сердечко щемит,
Когда о тебе говорю я.
И горы твои, и равнины твои
Бескрайне, бескрайне люблю я!

В строчках стихотворений, которые сочинили
ученики, прослеживается любование красотой
природы и истинная любовь к ней.

Приучаю к творческому поиску своих учеников. Во
время выполнения творческой работы проявляются
индивидуальные особенности учеников, появляется
интерес к открытиям, исследованиям. Ученики
выбирают задания по душе: кто-то работает с
литературой и пишет реферат, кто-то делает
фотографии, кто-то рисует пейзажи, сочиняет, но
каждая работа — творчество, в каждую работу
вложена душа ребенка.

Предлагаю такую работу по теме: «Природные
достопримечательности России». Ребята с
удовольствием рассказывают о древнем Байкале,
великой Волге, неспокойной Камчатке, седом
Кавказе, о причудливых скалах Красноярских
столбов, могучем богатыре Енисее.

Предлагают туристические маршруты в
удивительные уголки природы Хакасии. «Хакасия -
край с удивительной природой: от бескрайных
степных далей до неповторимой красоты тайги и
гор. Хакасия так же страна озер: соленых и
пресных, горных и степных, вода многих целебна.
Этот уголок Сибири по праву называют музеем под
открытым небом. Нигде больше в России вы не
увидите столько памятников древней истории.
Хакасия уникальна, и вам захочется побывать
везде, посетить курорты Ширинских озер: Белё, Тус,
Шира, попробовать минеральной воды «Ханкуль»,
пуститься в сплав по рекам Абакан, Она, Белый Июс,
а может пешком пройти по Кузнецкому Алатау и
добраться до вершины — Верхний Зуб, а если вам
надоест суета, то можно уединиться в заимке
Агафьи Лыковой. Если вас интересуют загадки
подземного мира, то вы можете спуститься в
пещеры, их в Хакасии много, но самой близкой и
родной является Бородинская пещера…». Цель
такой работы не просто усвоение знаний и
формирование умений, а воспитание человека,
способного к творческой, самостоятельной
деятельности, человека видящего красоту и
неповторимость природы и любящего родные места.

Для познания и более эмоционального восприятия
природы совместно с другими учителями
организовываем экскурсии, чтобы ученики все сами
увидели и навсегда полюбили. Мы посетили
музей-заповедник «Казановка», пещеры Малой Сыи,
Боярскую писаницу, грот Двуглазка, окунулись в
мир красоты и безмолвия Бородинской пещеры.
После экскурсий остается много впечатлений,
воспоминаний, которыми хочется поделиться. И мы
делимся ими: пишем заметки в газету «Родная
земля» (приложение 4), составляем карты маршрутов
экскурсий, выпускаем красочные стенгазеты,
оформляем фотоальбомы, высказываем свои
впечатления.

Во время таких путешествий дети не только
общаются с природой, но и познают новое, в
результате развивается наблюдательность,
формируется чувство ответственности, бережное
отношение к природе, а такие качества личности
как дружба, коллективизм, общительность. Это
поможет определиться в жизни, найти свое место,
увидеть свою значимость.

Говоря о красоте природы, всегда обращаю
внимание на ее ранимость, учу правильному
поведению на природе. Раздается задание классам
выпустить памятку «Правила поведения в
природе». Памятки получаются разные, но все
призывали беречь природу!

Вместе со своим классом принимала участие в
составлении проекта «Сталактитовое и
сталагмитовое чудо». Его целью было: улучшение
состояния Бородинской пещеры, восстановление
ступенек, сооружение на поверхности беседки и
установка мусорного бака.

Провожу работу и по изучению нашего села. По
крупицам ученики собрали материал о селе, с этой
научно-исследовательской работой вышли на
республиканский конкурс «Край, в котором ты
живешь», создали альбом «Топонимика
окрестностей села Бородино», где рассказали о
происхождении названий объектов природы,
описали были и легенды происхождения местных
названий. Сейчас изучаем проблему экологии села.

Вместе с детьми ежегодно принимаем участие в
Международной акции «Марш парков». Целью такой
работы является экологическое воспитание, но
вместе с этим происходит развитие творческих
способностей детей.

Мои ученики участвуют в городском
туристическом слете, уже три года занимают
призовые места. На слете ребята показывают не
только свои туристические навыки, но и умение
вести себя на природе.

Думаю, что это результат целенаправленной
работы по:

  • развитию эстетических чувств;
  • формированию патриотизма через любовь к
    красоте окружающей природы;
  • экологическому воспитанию.

На уроках призываю детей любить и гордиться
своей Родиной так, как гордился родными местами
уроженец города Красноярска великий русский
художник В.И.Суриков. Он писал: «Видел Альпы
швейцарские и итальянские, но нигде не видел
такой красоты, как эта наша Сибирская!».

Свои знания, полученные на уроках географии, во
время экскурсий и походов ребята используют на
других предметах — биологии, истории, красоту
природы переносят на ткань на уроках технологии
и создают настоящие шедевры искусства.)

Жизнь покажет, какими хозяевами страны будут
наши нынешние школьники. Но думаю, если дети с
удовольствием выполняют творческие работы,
любуются красотой, гордятся своей страной,
берегут природу, значит можно быть спокойным за
будущее России.

Таким образом ответ на вопрос: «Откуда
начинается Россия?», прост: «:если ты причастен
к ней — Россия не с гор берет начало, а с тебя!»

Презентация.

Эссе.

Литература.

  1. Андрюшова С.Ю. Влияние географии на развитие
    эмоциональной сферы личности школьника //
    География в школе. 2002 — №6
  2. Андрюшова С.Ю. Воспитательная роль школьной
    географии // География в школе. 2006 — №7
  3. Андрюшова С.Ю. Роль географии в воспитании
    личности школьника // География в школе. 2001 — №4
  4. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: книга для
    учащихся. — М.: Просвещение, 1988 -272с.
  5. Эстетическая культура и эстетическое
    воспитание: книга для учителя /сост. Г.С.
    Лабковская. — М.: Просвещение, 1983 — 304с.

Следующий: