Формирование основ учебной самостоятельности

Традиционная установка формирования
преимущественно «знаний, умений и навыков»
неприемлема сегодня при воспитании качеств
личности. Становление детской
самостоятельности, инициативности и
ответственности, способности к рефлексии,
учебной самостоятельности, и в первую очередь
умения и желания учиться понимается сейчас как
ведущая ценность и цель начального общего
образования.

Как должно с самого начала строиться обучение,
чтобы результатом учебной деятельности стала
учебная самостоятельность, как способность
ученика по собственной инициативе углублять,
расширять, совершенствовать знания.

Прежде всего, нужно создать условия для
превращения обучающегося в субъекта собственной
учебной деятельности.

Анализ современной методики и практики
позволяет нам считать, что необходимым условием
построения образовательного процесса,
нацеленного на развитие учебной
самостоятельности детей, является внедрение в
практику обучения новых психолого-педагических
технологий эвристического и проблемного
содержания, интерактивных технологий с
соблюдение принципов
личностно-ориентированного обучения
(А.В.Хуторской, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Ю.К.
Бабанский, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская) .

Ключевым условием решения задачи воспитания
учебной самостоятельности (как и ряда других
задач модернизации образования в начальной
школе) должно стать построение оценочной
самостоятельности, поскольку:

- оценка пронизывает все сферы человеческого
существования, в том числе и сферу учения;

- оценка — это место, где встречаются все
участники школьной жизни: дети, их родители,
учителя и администрация, их усилия по выработке
оценочной политики могут способствовать росту
психо-эмоционального благополучия детей;

- освоение контрольно-оценочного звена
деятельности учения является основой будущей
учебной самостоятельности.

В основе моей практической деятельности по
формированию основ учебной самостоятельности
лежат научные положения о том, что психическим
новообразованием у детей младшего школьного
возраста является рефлексивная самооценка. Для
её формирования важно развитие умения видеть
себя со стороны, признавать свою точку зрения не
единственной, умение, видя препятствия, находить
пути их преодоления. Рефлексивная самооценка
формируется во всех структурных компонентах
учебной деятельности и является основой для
становления учебной самостоятельности в среднем
звене школы.

Для её формирования совершенно необходим
радикальный пересмотр системы оценивания.
Целенаправленная работа педагога должна быть
сосредоточена на становлении у ребёнка
способности к оценке границ своих знаний и
умений, т.к. эта способность является условием
самостоятельной постановки учеником задачи
следующего шага обучения. С действия самооценки
и самоконтроля, со способности определить
границу своих знаний начинается переход от чисто
исполнительского поведения старательного
школьника к постоянному самосовершенствованию
человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь.
Всё ярче проявляется реальная необходимость в
ребёнке, умеющем оценивать свои возможности,
хозяине своих интеллектуальных богатств. Со
способности понять: «это я уже умею и знаю», «а
это я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже
немного знаю, но надо ещё разобраться» — и
начинается развитие учебной самостоятельности.

Свою деятельность я направляю на поиск
эффективных приёмов и методов формирования
учебной рефлексии. Весь образовательный процесс
выстраиваю в соответствии с позитивными
установками:

  • Я умею дружить.
  • Я умею слушать других.
  • Я полон хороших идей.
  • Я верю в себя и других.
  • Я умею задавать вопросы.
  • Мы справимся с учебной проблемой.
  • Мои успехи — успехи моих друзей.

Это позволяет создать атмосферу
доброжелательности и творчества, придаёт
деятельности особый смысл эмоционального
благополучия. Это один из приёмов формирования
рефлексии у школьников.

В первом классе и частично во втором вводится
оценочная («волшебная») линеечка, как
инструмент небаллированной оценки (за основу
взяты рекомендации Г.А. Цукерман). Помним, что
линеечки бывают 2-х видов — ретроспективная и
прогностическая. С помощью линеечек можно
предельно лаконично оценить всё, что подлежит
оцениванию в терминах «больше», «меньше».
Шкалу выбираю произвольно и позволяю ребёнку
научиться свою работу оценивать
дифференцированно, наблюдая, что оценка их
работы складывается из разных показателей.
Результативным является то, что есть возможность
сравнить свои сегодняшние достижения со
вчерашними, появляется основание для
самоуважения, сознательного и оптимистического
отношения к себе, к своему учебному труду.

Во втором классе расширяются критерии
учебной самооценки по линеечкам, вводится и
отрабатывается система знаковых символов и
знаков сомнения. ( + — знаю, умею, могу, * -
сомневаюсь, ? — трудно, сложно). Дети учатся
знать о том, что они не знают, что надо доработать,
а каким навыком овладели хорошо. Знание о своём
незнании — отправная точка для развития учебной
самостоятельности.

В третьем классе подходим к баллированию.
Сначала в классе договариваемся о плане работы, о
«стоимости» каждого задания в баллах. Например:

  • Написать красиво — 3 балла.
  • Правильно расположена запись — 2 балла.
  • Ошибки исправлены аккуратно — 1 балл.
  • Нет исправлений — 2 балла.

Но надо помнить, что оформительские критерии не
смешиваются с содержательными. Дети сами могут
себе посчитать, сколько баллов они получат за ту
или иную работу. Далее следует обсуждение,
сколько баллов и за что можно снизить или
добавить, т. к. эта система гибкая и учитывает
индивидуальные особенности школьников. Так
крупица за крупицей у детей складывается
важнейшая способность к объективной оценке и
самооценке. Надо помнить и об эмоциональной
стороне оценки, которая необходима маленькому
человеку.

В четвёртом классе

к баллированию
прибавляется расчёт процентных отношений верно
выполненных заданий.

Мониторинг даёт возможность сравнить динамику
развития учебного навыка и сами дети с интересом
следят за развитием своего умения учиться.

Таким образом, логически развивается учебная
самостоятельность, которая в начальной школе не
может получить своего полного воплощения, но без
этого этапа развития не может быть осуществлена
в среднем звене школы.

Вместе с этим эффективным приёмом формирования
учебной самооценки является заполнение
рефлексивных карт, которые помогают школьникам
на разных этапах обучения зафиксировать уровень
развития конкретных учебных навыков по разным
предметам. На основе наблюдений вводятся
средства, позволяющие самому ребёнку и его
родителям прослеживать динамику учебной
успешности, давать относительные, а не только
абсолютные оценки. Активно применяю следующие
формы фиксации собственных достижений
учениками:

  • «Карты успешности по предметам»
  • «Листы индивидуальных достижений»
  • «Итоговые листы самооценки»
  • «Лесенка достижений»
  • «Рефлексивная карта ученика»
  • «Тетрадь моих достижений»

Вместе с тем самооценка ученика
дифференцируется и предшествует учительской
оценке. Несовпадение их становится предметом
обсуждения, в котором начинается становление
объективного отношения к критериям оценки.
Учащийся сам выбирает ту часть работы, которую он
сегодня может представит учителю для оценки, сам
назначает критерий оценивания, что приучает
школьников к ответственности оценочных
действий. Дети имеют право на самостоятельный
выбор заданий различной сложности. Активно
применяют знаки сомнения, использование которых
высоко оценивается учителем.

Как одним из видов продуктивной рефлексивной
деятельности и способом оценить
интеллектуальное творчество служит ведение
творческого портфолио как индивидуального, так и
коллективного. В своей практике освоила создание
разных видов портфолио — достижения, дневник,
отчёт, самооценка.

Проектная деятельность также является
продуктивной для становления таких качеств, как
умение работать со справочной, научно -
популярной литературой, умение
систематизировать полученную информацию,
помогает развивать навыки презентации.

Мы вместе с ребятами вводим изменения в ведение
школьного дневника, используем рефлексию
учебного дня — эмоциональную (что понравилось,
какие чувства испытал), интеллектуальную (чему
новому научился, что удалось осмыслить, а что
нет), физическую (устал, не устал). Ярче и
разнообразнее выразить своё отношение к
собственной успешности помогает цветовое
решение.

На мой взгляд, применяя данный подход к
формированию и становлению самооценки у младших
школьников, можно ожидать повышение
познавательного интереса, проявления учебной
самостоятельности, внутренней мотивации к
собственному самосовершенствованию.

Следующий: