Формирование общих умений коммуникации на учебных занятиях по литературному чтению


Для современного этапа преподавания предметов
характерна коммуникативная направленность.

Прежде всего коммуникативная направленность
характеризуется тем, что на первый план в
качестве важнейшей цели обучения выдвигается
формирование умений и навыков речевого общения,
или коммуникации.

Реализация коммуникативной цели обучения
предполагает, что речевая деятельность
формируется во всех ее видах: чтении, говорении,
письме, слушании. При этом осуществляется
комплексное овладение всеми видами речевой
деятельности как необходимое условие общения.

Коммуникативная компетенция

— это знания,
умения и навыки, необходимые для понимания чужих
и порождения собственных программ речевого
поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям
общения. Она включает в себя: знание основных
понятий лингвистики речи — стили, типы речи,
строение описания, повествования, рассуждения,
способы связи предложений в тексте и т.д.; умения
и навыки анализа текста и, наконец, собственно
коммуникативные умения – умения и навыки
речевого общения применительно к различным
сферам и ситуациям общения, с учетом адресата,
стиля.

При формировании коммуникативной
компетенции
основное внимание уделяется
самому тексту, его свойствам, характеристикам и
структуре.

Текст — центральный компонент структуры
языкового учебника, именно через текст
реализуются все цели обучения в их комплексе:
коммуникативная, образовательная,
воспитательная. Весь материал урока
организуется вокруг текста, работает на него.
Текст является единицей обучения, единицей
содержания обучения, единицей контроля.

В «Федеральном государственном стандарте
начального общего образования» раскрываются
микроумения, которыми должны овладеть дети по
литературному чтению.

Тема В. Бианки. Рассказы о природе.

Цель

Развитие коммуникативных умений
обучающихся.

Задачи


1) Познакомить с рассказами Бианки о природе,
развивать умение в передаче текста;
2) Развивать речь, навыки правильного и
осознанного чтения, дикцию, мышление, развивать
умения работать в паре, умение слушать и слышать;
3) Воспитывать познавательный интерес, любовь к
природе.

Данный урок – урок внеклассного чтения – расширяет
круг чтения учащихся, позволяет непосредственно
на уроке познакомить с рассказами писателя и
проверить усвоение содержания рассказов.

Для реализации цели занятия выбрана методика
«Взаимообучение чтению и пересказу» технологии
коллективного способа обучения
, так как она
позволяет включить в деятельность сразу всех
обучающихся на максимальное количество времени
и имеет своей целью отработку навыков чтения и
пересказа.

Так как в классе у большинства детей нарушена
дикция, ежеурочно идет работа со
скороговорками.
На данном уроке скороговорки
служат материалом игры «Слушать и слышать»,
которая проходит в форме соревнования между
группами, что позволяет решать задачу не только
развития речи, но и развития коммуникативных
умений, а также создать мотивацию к качественной
работе.

Работая в парах сменного состава, учащиеся
выступают в роли ученика и учителя, что повышает
социальную значимость учащихся. Также работа в
парах позволяет ребенку дважды проработать один
и тот же текст (читают, слушают), что способствует
повышению темпа чтения.

Для пересказа

были взяты тексты.,
объединенные одной темой «Весна», что позволило
проверить умение выбирать из прочитанного,
проверить осознанность.

Для проведения рефлексии использовался
прием цветовой самооценки. Это позволило, кроме
индивидуальных достижений, увидеть уровень
работы всего класса.



Оборудование.

  1. Алгоритм работы;
  2. Плакат с записью правил;
  3. Карточки для работы по методикам технологии
    КСО;
  4. Портрет писателя, запись «Виталий Бианки»;
  5. Индивидуальные листы учета;
  6. Выставка книг;
  7. Колокольчик;
  8. Девиз урока «Кто много читает, то много знает»;
  9. Карточки с текстами скороговорок;
  10. Карточки со словами «спасибо», «пожалуйста»,
    «благодарю»;
  11. Иллюстрации грача, воробья, скворца, березы,
    мать-и-мачехи;
  12. Листы для рефлексии, разноцветные квадраты;
  13. Кроссворд

План урока.

1) Информационный ввод учителя (2 минуты)
2) Игра «Слушаю и слышу» (3 минуты)
3) Обобщающая беседа о В. Бианки (5 минут)
4) Методика ВОЧП (27 минут)
5) Итог (3 минуты)

Время Этап урока Деятельность учителя
2 мин ИВ Организация на работу
3 мин Игра «Слушаю и слышу» Организация игры, контроль качества
выполнения задания
5 мин Обобщающая беседа отгадывание кроссворда,

управление
сообщениями обучающихся о В. Бианки,

выставка книг

27 мин ВОЧП
1 мин Подготовка к работе в ПСС Повторение алгоритма
2 мин Самоввод текста Наблюдение за чтением слабочитающих
учеников
15 мин Работа в ПСС Слушание пересказов, управление сменой
пар, оказание индивидуальной помощи
3 мин Подготовка пересказа Выявление учеников, у которых
необходимые для пересказа тексты
6 мин Пересказ текстов у доски Вопросы на понимание обучающимся
3 мин Итог Рефлексия

Ход коллективного учебного занятия

I. Информационный ввод.

1.1. Знакомство с планом урока.

1.2. Дыхательные упражнения.

II. Игра «Слушаю и слышу»

(работа в группах)

Дети поделены на команды по 6 человек. У
учащихся карточки с текстами скороговорок.

– Послушайте инструкцию к игре:

1-й читает карточку, старается запомнить текст и
передать 2-му, 2-й передает третьему и т.д.

Последний полученную информацию говорит вслух.

Если говорит правильно, значит, ваша группа
умеет слушать и слышать.

Вывод:

Ваше умение слушать и слышать
понадобиться вам на сегодняшнем уроке.

III. Обобщающая беседа.

н/д кроссворд

Стоит Алена, платок зеленый.
Тонкий стан, белый сарафан (Береза)

Ее называют кладовой, сокровищем планеты Земля,
она бывает живая и неживая. (природа)

  1. Зимой бел, летом сер,
    Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
  2. – Ты откуда, ты откуда,
    Прилетел к нам красногрудый?
    Облетел я всю Сибирь.
    – Как зовут тебя? (Снегирь)
  3. Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня. (Крапива)
  4. Хвост пушистый, мех золотистый,
    В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

Сегодня мы познакомимся с небольшими
рассказами писателя Виталия Валентиновича
Бианки. Но чтобы понять о чем он пишет, послушаем
его биографию

Выступления детей.


Выставка книг «Книги В. Бианки».

Вывод:

О чем пишет Виталий Бианки?

IV. Методика ВОЧП.

– Чтобы за один урок узнать как можно больше
рассказов Виталия Бианки, мы будем работать по
методике «Взаимообучение чтению и пересказу».

4.1. Девиз урока

Н/д «Кто много читает, тот много знает»

Как думаете, почему эта пословица выбрана
для занятия?

– В конце занятия должны будете сказать, что
узнали нового, прочитав рассказы Бианки.

4.2. Повторение алгоритма.

Алгоритм работы в паре (Приложение
1)

– Ваша задача пересказать и прочитать не менее
трех карточек.

4.3. Самоввод карточки. (Дети сначала
самостоятельно прочитывают карточку)



4.4. Работа в ПСС по алгоритму.

ЗСД. Гимнастика для глаз.

4.5. Самостоятельная подготовка пересказа



4.6.

– Отгадайте загадку.

Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (весна)

– О каких приметах весны узнали из рассказов
Бианки? Как называется рассказ?

Пересказ перед классом текстов:

«Мать-и-мачеха»

«Воробьиный переполох»

«Грачи открыли весну»

«Кому смех, кому слезы»

V. Итог.

– Кто успел выполнить три карточки? (Если не
успели, то что помешало?)

– Выполнен ли девиз нашего урока «Кто много
читает, тот много знает?», что нового узнали?

Рефлексия.

– Перед вами лист и квадраты. Вам предстоит
оценить себя:

Оранжевый – отлично, я молодец

Зеленый – хорошо, у меня получается, но нужно
еще постараться

Синий – у меня получается не очень хорошо, мне
нужно еще многому учиться.

Оцените себя:

  1. Как я читал
  2. Как я пересказывал
  3. Как я работал с партнером.

Итоговая диаграмма на доске, учитель обобщает.




Следующий: