Формирование мотивации школьника через изучение физики


Уровень сформированности мотивации является
важным показателем эффективности
учебно-воспитательного процесса. Использование
современных технологий при изучении физики
способствует решению этой проблемы. Для того,
чтобы школьник был замотивирован на изучение
физики, необходимо показать практическую
значимость физических законов и понятий.

Учителя гимназии используют различные формы
проведения уроков, внеклассных мероприятий по
физике с целью развития интереса к предмету,
формирования познавательной мотивации
школьников.

Так в 8-х классах был проведен урок-соревнование
по теме “Тепловые явления”.

Цели и задачи урока:

  • Учить учащихся грамотно излагать свои мысли,
    добиваться обобщенности, системности,
    действенности знаний через учебную
    деятельность.
  • Развивать интерес к изучению окружающего мира
    через уроки физики. Формировать у учащихся
    приемы применения знаний в новых условиях,
    усиливать прикладную направленность знаний.
  • Развивать самостоятельность мышления,
    воспитывать чувство сопереживания,
    сотрудничества, взаимопомощи.
  • Подготовка к итоговому уроку темы “Тепловые
    явления” началась с первого урока физики. В
    целях мотивации познавательной деятельности и
    развития интереса к физике перед учащимися была
    поставлена ЦЕЛЬ: изготовить модель дома с учетом
    законов, объясняющих тепловые явления. Они
    завели “Паспорт дома”, в котором выполнили
    рисунок внешнего вида будущего дома, начертили
    его план, определили вид материалов, из которых
    будет изготовлен дом и его детали.

    По мере изучения теоретического материала мы
    обсуждали, как и где можно использовать знания о
    тепловых явлениях при постройке дома. Наконец,
    тема изучена, модель дома построена.

    Ребят заранее делю на пять команд, примерно
    равных по силам. Каждая команда выбирает
    капитана, определяет название, девиз команды,
    готовит домашнее задание:

    - вопросы для мозговой атаки;

    - предмет и его описание для “Черного ящика”;

    - творческий отчет “Защита модели дома”.

    Определили состав жюри, его задачи. В качестве
    гостей на урок пригласили родителей учащихся,
    учителей школы.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНД

    Урок начался кратким вступительным словом
    учителя: “Здравствуйте! Сегодня у нас необычный
    урок. Урок-соревнование. Б.Шоу говорил: “Единственный
    путь, ведущий к знанию – это деятельность
    ”.
    Именно в деятельности формируются все ваши
    умения и навыки.

    Потребность улучшить свой быт влечет за собою
    потребность умственного труда. Изучая тему
    “Тепловые явления” и строя дом, вы сами
    убедились в этом. Сегодня вы поделитесь знаниями,
    умениями использовать их, со своими
    одноклассниками, соревнуясь друг с другом,
    команда с командой!

    Далее, каждая команда огласила свое название,
    девиз. В соревновании приняли участие “Фанаты
    конвекции”, “Солнышко”, “Мы не ‘Чайники’”,
    “Кристалл”, “Сервиз”.

    МОЗГОВАЯ АТАКА

    Дидактическая задача:

    Проверить
    осознанность учащимися изученного материала.

    На этом этапе каждая команда предлагала своим
    соперникам вопросы из “Волшебного конверта”.
    Например, такие:

    • Почему не обжигает руки вынутое из кипятка яйцо?
    • Почему ручки у самовара пластмассовые?
    • Почему бабушки любят пить чай из блюдца?
    • Почему летом идет дождь, а зимой снег?
    • Почему трескаются стаканы, когда в них наливают
      кипяток?

    Были вопросы, проверяющие знания определений
    физических величин.

    Содержание вопросов и ответы на них показали,
    что учащиеся усвоили материал, умеют
    использовать теоретический материал для
    объяснения тепловых процессов.

    ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    Это самый ответственный этап
    урока-соревнования.

    Представители команд осуществляли защиту
    модели своего дома по плану:

    1. В каких климатических условиях можно
      использовать такой дом?
    2. Из какого материала построен дом, его отдельные
      детали и почему?
    3. Какими способами можно уменьшить потери тепла?
    4. Какие знания о тепловых явлениях вы
      использовали при постройке модели дома?

    После “защиты” оппоненты задавали вопросы,
    например, такие:

    • Какую роль играет чердак, крыша дома?
    • Почему стены дома изготовлены из дерева?
    • В доме печное отопление, а трубы нет, почему?
    • Зачем много окон, ведь через них происходит
      потеря тепла?

    Нужно отметить, что все владельцы моделей домов
    довольно бойко и обосновано отвечали на
    поставленные вопросы.

    “Защита” модели дома показала, что учащиеся
    умеют использовать знания в практических целях.
    При изготовлении дома у них развивались
    конструктивные умения, практические навыки.

    Творческие отчеты оценивались жюри самым
    высоким балом (10).

    В промежутке между творческими отчетами команд
    были проведены “Паузы- эксперименты”. Показаны
    занимательные опыты. Учащиеся объясняли
    наблюдаемые явления.

    Пауза – эксперимент №1

    Объясните, почему металлическая кружка, в
    которой находится снег и соль “примерзает” к
    тарелке? (Опыт)

    Пауза – эксперимент №2

    Горящий, но не сгорающий носовой платок. Почему
    такое возможно? (Опыт).

    Пауза – эксперимент №3

    Кипение воды в перевернутой закрытой колбе (в
    которой только что кипела вода). Почему вода без
    подачи тепла начинает снова кипеть? (Опыт).

    Пауза – эксперимент №4

    На горящую свечу ставится стекло от
    керосиновой лампы. Свеча гаснет. Почему?

    СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ

    Данный этап урока преследовал следующие цели:

    - проверить умения учащихся решать
    практические задачи;

    - дать членам жюри время для объективной оценки
    результатов творческого отчета.

    Каждая команда получила конверт с заданием: По
    графику определить вещество.

    Данный конкурс позволил проверить умения
    учащихся читать график, работать с таблицами и
    определять неизвестное вещество.



    КОКУРС СМЕКАЛИСТЫХ

    Цели данного этапа:

    - привлечь к сотрудничеству родителей учащихся
    (их правильные ответы добавляли очко
    соответствующей команде);

    - дать время членам жюри для подведения
    окончательного итога.

    Родителям были предложены следующие вопросы:

    • Почему в кастрюлях не образуется накипь, как в
      чайниках или самоварах?
    • В каком сосуде (глиняный кувшин, стеклянная
      банка) молоко скиснет быстрее? Почему?
    • Почему самовар (чайник) распаивается, если в нем
      нет воды?
    • Какая вода закипает быстрее, сырая или
      кипяченая?
    • Почему хлеб черствеет?

    КОНЕЦ – ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ

    Члены жюри подвели итоги, председатель объявил
    результаты.

    Команды “Солнышко” и “Кристалл” были более
    успешны: они заняли первое место. На втором месте
    были команды “Мы не ‘Чайники’” и “Сервиз”, и
    третье место заняла команда “Фанаты конвекции”.

    Урок завершился совместным чаепитием
    (учащиеся, родители, учителя), во время которого у
    родителей и учащихся брали мини-интервью:

    Вопрос: “Что полезного для себя ты узнал
    сегодня на уроке?”

    Ответы учащихся:

    - узнал, что чердак нужен еще и для сохранения
    тепла в доме;

    - теперь я знаю, как можно уменьшить потери
    тепла;

    - узнал, зачем при печном отоплении нужна труба.

    Ответы родителей:

    - объяснения многих явлений услышал впервые;

    - понял, что нужно кое-что почитать, чтобы смог
    помочь сыну;

    - совместная работа при изготовлении модели
    дома сблизила меня с сыном, у нас появились общие
    интересы.

    После урока в гимназии была организована
    выставка моделей дома “Физика, и дом моей
    мечты”.

    Заключение

    Уроки данного типа основаны, как правило, на
    групповой деятельности учащихся, вследствие
    чего они ценны как средство воспитания уважения
    к одноклассникам, формируют чувства
    сопереживания, взаимопомощи, сотрудничества.

    Эти уроки способствуют мотивации изучения
    физики, показывают практическую направленность
    физических законов, развивают самостоятельность
    мышления, формируют умения переноса знаний и их
    использование в нестандартной ситуации,
    развивают конструктивные умения.

    Для развития познавательной мотивации в
    старших классах мы используем такие формы
    проведения уроков как уроки-диспуты,
    уроки-лекции, уроки-конференции. При подготовке и
    проведении таких уроков у учащихся развиваются
    исследовательские навыки, стремление к
    самообразованию, самосовершенствованию.
    Описание одного из подобных уроков приводится
    ниже.

    Урок-конференция “Физики – ученые
    мира” на английском языке

    Сорок седьмая гимназия – это гимназия с
    углубленным изучением английского языка.
    Учитывая это, мы с учителем иностранного языка
    Рычковой Ольгой Викторовной предложили учащимся
    10-х классов провести урок-конференцию “Физики –
    ученые мира” на английском языке.

    В ходе подготовки, которая длилась больше двух
    месяцев, учащиеся были объединены в несколько
    групп:

    - теоретики-биографы;

    - экспериментаторы;

    - художники-оформители;

    - журналисты.

    Каждый учащийся нашел дело по душе. В ходе
    подготовки к конференции они изучали
    научно-популярную литературу, готовили статьи
    для газет, составляли кроссворды сначала на
    русском языке, а затем переводили их на
    английский язык. Экспериментаторы подбирали
    оборудование, ставили опыты, подтверждающие
    теоретические выводы ученых, отбирали кадры из
    электронного учебника “Физика”, снимали
    видеофрагменты художественного фильма
    “Укрощение огня”. Художники и журналисты
    подбирали материал для книжной выставки,
    стенгазет.

    Цели и задачи конференции:

    • Расширение и углубление знаний учащихся по
      истории физики и английскому языку.
    • Привитие навыков работы со справочной, научной
      и научно-популярной литературой.
    • Формирование мотивации к учению и
      самосовершенствованию.
    • Воспитание умений выступать перед аудиторией.

    Оснащение: компьютер, электронный учебник
    “Физика”, схемы установок для опытов,
    видеомагнитофон, видеофильм, телевизор, портреты
    ученых, таблицы, стенгазеты, выставка
    научно-популярной литературы по физике и
    английскому языку.

    Ход конференции

  • Вступительное слово учителя.
  • Доклады учащихся, эксперимент, демонстрация
    отрывков из художественного фильма, комментарии
    ведущих, учителей физики и английского языка.
  • 2.1. И. Ньютон, его вклад в физику.

    2.2. Эксперименты, подтверждающие
    справедливость законов Ньютона.

    2.3. М.Фарадей – строки из биографии, научные
    открытия.

    2.4. Опыты, доказывающие существование явления
    электромагнитной индукции. Электролиз,
    применение электролиза.

    2.5. Э. Резерфорд – основоположник атомной
    физики.

    2.6. Кадры из электронного учебника “Физика”.

    2.7. К. Э. Циолковский – основоположник
    космической теории.

    2.8. С. П. Королев, его вклад в развитие
    космонавтики.

    2.9. Кадры из фильма “Укрощение огня”.

  • Заключительное слово учителей английского
    языка и физики.
  • Подведение итогов конференции.
  • В ходе подведения итогов конференции выступили
    родители учащихся, председатель НОУ гимназии
    Павек Л.Г., учителя, присутствующие на уроке.
    Вывод был однозначен: конференция удалась. Все
    присутствующие увидели, на сколько важно изучать
    школьные предметы, как помогают знания в разных
    областях наук самоутверждению и
    самосовершенствованию личности.

    В заключение среди учащихся была проведена
    викторина на английском языке, подведены итоги
    конкурса стенгазет, кроссвордов, посвященных
    жизни и деятельности ученых.

    В ходе подготовки и проведения конференции
    учащиеся выполнили большой объем работы со
    справочной и научно-популярной литературой. И,
    как отметили сами учащиеся, у них появилась
    внутренняя потребность к непрерывному
    самосовершенствованию.




    Следующий: