Формирование личности учащегося на основе здоровьесберегающих технологий

На современном этапе одной из важнейших задач,
стоящих перед обществом и, в частности, перед
школой, является сохранение здоровья
подрастающего поколения. Здоровье – это первая и
важнейшая потребность человека, определяющая
его способность к труду и обеспечивающая
гармоническое развитие личности. Оно является
ключевой (важнейшей) предпосылкой к познанию
окружающего мира, к самоутверждению и счастью
человека. Не случайно в последние годы все чаще и
больше уделяется внимание здоровьесберегающим
технологиям, применяемым в образовательных
учреждениях. Среди них широко известны такие
формы работы, как праздники Здоровья, походы,
«Мама, папа, я – спортивная семья», и т.д. В связи с
этим представляет практический интерес форма
внеклассной работы «Лесная школа» среди
учащихся 6 — 8 классов, которая уже несколько лет
проводится в МОУ “Школа №2” г. Жуковский.
Инициатором данных мероприятий является автор
статьи совместно с коллегами по работе. В ходе
подготовки к каждому очередному уроку «Лесной
школы» привлекаются преподаватели различных
предметов (история, география, русский язык и
литература, математика, биология, экология,
изобразительное искусство, физическая культура
и др.).

Основными целями проведения “Лесной
школы” являются:

  • Формирование активной, всесторонне развитой
    личности на основе здоровьесберегающих
    технологий;
  • Экологическое воспитание;
  • Патриотическое воспитание.

Задачи, решаемые “Лесной школой”:

  • Обучение культуре поведения на природе;
  • Активизация интереса учащихся к изучаемым
    предметам;
  • Применение на практике полученных в школе
    знаний;
  • Повторение и закрепление пройденного
    материала;
  • Углубление и укрепление междисциплинарных
    связей;
  • Отработка навыков работы в коллективе.

Методика проведения занятий в “Лесной школе”
выглядит следующим образом. Один раз в четверть
проводятся занятия с учащимися параллельных
классов на природе с обязательным применением
соревновательного и игрового элементов. Занятия
проводятся в осенне-весенний период по изученным
ранее темам школьной программы в виде
соревнования команд. Для каждой параллели
классов отводится отдельный день: суббота или
воскресенье. На занятия приглашаются все
желающие, а это, как правило, весь класс. Уроки
строятся по типу закрепления полученных на
уроках знаний и умений. В начале урока
актуализируются опорные знания учащихся по теме,
затем они получают творческое задание. Занятия
проходят на поляне, ребята рассаживаются на
бревнах, предварительно убрав территорию от
мусора. Типовая продолжительность урока
составляет 25 минут, перемены – 5 минут. Один из
возможных вариантов проведения “Лесной школы”
приведен в таблице.

Таблица.

План проведения внеклассного
мероприятия “Лесная школа”


Задание Действие, цель Время
Уборка территории. Правила проведения
занятий
Расчистка прилегающей территории
лесопарковой зоны от мусора. “Разогрев” группы
10.00 — 10.15
Урок русского языка
Повторение основных понятий темы Повторение основных понятий темы 10.15 — 10.20
Получение и выполнение группового
задания
Индивидуальная и групповая работа 10.20 — 10.30
Анализ результатов Презентация результатов работы
подгрупп. Обсуждение результатов
10.30 — 10.35
Подведение итогов Обратная связь 10.35 — 10.40
Перемена 10.40 — 10.45
Урок истории
Повторение основных понятий темы Индивидуальная и групповая работа 10.45 — 0.50
Получение и выполнение группового
задания
Совместная работа в подгруппах 10.50 — 11.00
Анализ результатов Презентация результатов работы
подгрупп. Обсуждение результатов
11.00 — 11.05
Подведение итогов Обратная связь 11.05 — 11.10
Перемена 11.10 — 11.15
Урок математики 11.15 — 11.45
Урок географии 11.45 — 12.15
Урок изобразительного
искусства
12.15 — 12.45
Урок физической культуры 12.45 — 13.15
Общее подведение итогов,
обратная связь от группы
13.15 — 13.45
Совместное чаепитие 13.45

Умственная деятельность чередуется с активной.
В конце урока подводятся итоги и выставляются
оценки каждому ученику индивидуально, с
обязательным выставлением их в классный журнал.
Сначала ребятам задают вопросы для проверки
знаний, а затем они получают задание на время.
Творческое задание каждый учитель продумывает
заранее, исходя из своей фантазии, но оно должно
быть интересным, содержать элемент игры.

Так на уроках истории учащиеся
«перемещаются» в историческую эпоху,
изучаемую в данный момент в школе. По заданию
учителя они «перевоплощаются» в
современников различных исторических периодов и
выполняют поставленные задания, для чего
необходимо вспомнить имеющиеся знания.

Например, по истории древнего мира для учащихся
6-х классов ставится такое творческое задание:
“Представьте себе, что вы первобытные люди,
проживающие в этом лесу. Вам надо за 10 минут из
подручного материала найти или изготовить
орудия труда и охоты”. Через назначенное время
ребята показывают, что у них есть, рассказывают о
нем и его применении. Тот класс, у кого больше
орудий труда и кто лучше их представил,
побеждает.

Презентация результатов урока
истории на “Лесной школе”

По окончании урока каждый ученик получает
оценку, которая затем выставляется в журнал.

Так, ученики 7-х классов превращаются в
средневековых рыцарей и готовятся к штурму
замка: создают оружия, тараны и т.д. А
«зависимые крестьяне» должны отдать
«феодалу» натуральный оброк. Темы и задания
могут быть самыми разнообразными и зависят от
желания и фантазии педагога. Возможно
привлечение к поиску заданий учеников старших
классов для решения двух задач. С одной стороны,
при этом развивается интерес к истории, с другой
– формируются задания, интересные для учащихся.

После выполнения поставленной задачи
участники “Лесной школы” должны представить
и объяснить полученные результаты (презентация)
и проанализировать свои действия (рефлексия).

Любой из уроков “Лесной школы” имеет свою
специфику. Так, на уроках географии учащиеся
закрепляют практические навыки ориентирования
на местности с помощью топографической карты и
компаса и характерных признаков природных
объектов. Также проводятся измерения расстояний
и высот ориентиров на местности и т.д.

Обобщаются и конкретизируются знания о
растительности и животном мире данной
природной зоны, их взаимосвязь с климатом,
рельефом, почвами. Учащиеся старших классов
составляют краткосрочный прогноз погоды с
учетом ее текущего состояния.

На уроках русского или английского языка
учащиеся получают задание составить совместное
сочинение на предложенную тему (например,
описание природы на заданном языке). На уроках
биологии ребятам предлагают найти лекарственные
растения и т.д.

Заканчивается учебный день уроком физической
культуры и совместным чаепитием. Такие формы
внеклассной работы, как правило, вызывают
большой интерес и становятся предметом
обсуждения.

Данная методика позволяет активизировать
интерес учащихся к изучаемым предметам,
применять на практике полученные в школе знания,
углублять и укреплять междисциплинарные связи, а
также обучать культуре поведения на природе.
“Лесная школа” способствует сплочению
школьного коллектива, позволяет строить процесс
обучения с учетом здоровьесберегающих
технологий, т.к. на уроке умственная деятельность
сочетается с физической активностью детей.

Следующий: