Формирование личности мужчины и женщины на уроках

«Природа сказала женщине: будь
прекрасной, если можешь, мудрой,
если хочешь, но благоразумной ты
должна быть непременно».
(П.Бомарше).

«Мужественный человек более
других способен на великодушие».
(Н.В.Шелгунов).

Вопрос о существовании двух полов
фундаментален. Самая первая категория, в которой
осмысливает себя ребёнок — это половая
принадлежность. Ещё Л.Фейербах указывал, что
осознание индивидом себя в качестве мужчины и
женщины является непременным условием успешного
развития личности. Он писал, что «личность есть
ничто без полового развития».

Поэтому в процессе воспитания полноценной
личности недопустима как абсолютизация различий
между полами, так и недооценка последних. В
противном случае можно нанести неисправный
ущерб гармоническому развитию личности, как
женщины, так и мужчины. В этой связи уместно
вспомнить слова А.Бебеля, который писал, что
«естественные границы не должен преступать ни
один пол, ибо он уничтожил бы свою природную
цель».

С раннего возраста, пусть и в неразвитой форме,
психологические особенности женского и мужского
пола дают знать о себе. Воспитание в школе, а
именно на уроках истории, может способствовать
их развитию, а может, напротив, подавлять их.

Ребёнку свойственно не только видеть
социально-половые различия между мужчинами и
женщинами, но и быть самому представителем
определённого пола. Он проживает свою роль
маленького мужчины или маленькой дамы автономно.
И если мы в этом возрасте спросим, с кем он играл,
то в ответ часто слышим: «Я не знаю, как его
зовут».

В более старшем возрасте у детей возникает
интерес к представителям противоположного пола,
но они ещё пытаются не замечать
социально-половых отличий между полами.

Задача педагога в формировании личности
Мужчины и личности Женщины в том, чтобы дети
приняли внутренне миры двух «цивилизаций»:
мужской и женской; стремились к единству этих
противоположностей как источнику их дальнейшего
развития; чтобы мальчики и девочки, сегодня и
сейчас, овладевали достойным поведением мужчины
и достойным поведением женщины; были внимательны
друг к другу, то есть осваивали бы и усваивали бы
этические нормы Мужчины и Женщины в обществе в
контексте современной культуры.

В курсе общественных наук есть возможность для
реализации этих задач во время таких уроков, как
«Мужчина в обществе и семье», «Женщин в
обществе и семье».

Цель уроков: показать роль мужчины и женщины в
семье и обществе, создать психологические
предпосылки к исполнению роли отца и мужа, матери
и жены.



Каковы же причины того, что педагоги в своей
деятельности не прилагают никаких специальных
усилий к тому, чтобы формировать не просто
личность Человека, личность Мужчины и личность
Женщины. В результате чего многие юноши и девушки
входят во взрослую жизнь с довольно смутными
представлениями о роли Мужчины и Женщины в
обществе.

Выделим две причины. Первая: педагог сам
забывает о своей половой принадлежности, а
значит, не выполняет свою социально-половую роль.
У него отсутствует персонально-личностное
восприятие себя как Мужчины или Женщины. Для себя
и детей он является только «учителем». При этом
нарушаются этические нормы поведения Мужчин и
Женщин в процессе взаимодействия
«учитель-ученик», так как педагог ведь в первую
очередь Мужчина или Женщина, и ученик также
является представителем определённого пола.

Вторая причина заключается в том, что педагог
не владеет специальными умениями по
формированию личности Женщины и Мужчины, не
освоена технологическая сторона
(операционно-организаторская)
дифференцированного педагогического
воздействия на формирование личности, которую он
может использовать в работе с детьми.

Истинная женственность и истинная
мужественность воспитываются, и, более того, их
формирование не побочная, а важнейшая задача
воспитания, ключ к будущему счастью наших детей.
Настоящая женственность и настоящая
мужественность такие же, как стержневые
человеческие ценности — Истина, Красота, Добро. И
растить их, лелеять надо с детства, как и другие
общечеловеческие ценности.

В школьной жизни педагог помогает осознать
своим ученикам себя представителем
определённого пола, даёт представление образа
полоролевого поведения и помогает им приобрести
опыт данного поведения в жизни. В совместных
играх и занятиях, в общем труде, выполняя
«мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за
другом, мальчики и девочки учатся быть собою.

Полоролевое поведение человека — это не что-то
изолированное от других сторон его бытия,
начинающегося с какого-то определённого периода.
Оно развивается и формируется с самого начала
жизни, так что одни действия учителя на уроке
могут способствовать правильному формированию
поведения, а другие, наоборот, помешать.

В решении вопроса формирования личности
Мужчины и личности Женщины на уроке много
зависит от творческого отношения учителя к делу.
Этой проблеме надо уделять в современных
условиях достаточное внимание.




Следующий: