Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий

В ходе исторического процесса развития
человечества школа являлась зеркалом общества.
Она возникла с появлением цивилизации и
развивалась вместе с ней. Общество через свой
главный политический институт – государство
определяет для школы главные приоритеты. В
качестве результата современного образования
рассматривается способность человека
самостоятельно действовать в различных
проблемных ситуациях, применяя знания и порождая
новые. Перед учителем встает главная проблема:
как подготовить выпускника, соответствующего
предъявленным обществом и государством
требованиям?

Целью инновационного обучения является
создание для учащихся возможности занимать не
просто активную, а инициативную позицию, не
просто усваивать предлагаемый учителем
(программой, учебником) материал, но познавать
мир, вступая с ним в активный диалог, самому
искать ответы и не останавливаться на
достигнутом. Позиция учителя – партнер.

Обратившись к новым технологиям, я
апробировала на своих уроках технологии:
педагогических мастерских, критического
мышления и проблемного обучения.

В качестве критерия отслеживания я выбрала
познавательную компетентность, в которой
школьник:

  • имеет ясные представления о целях своей учебной
    деятельности и ориентирует их на решение задач,
    которые ставит перед ним школа;
  • осознает мотивы своей учебной деятельности;
  • планирует свою учебную деятельность, оценивает
    ее последствия;
  • при возникновении трудностей концентрирует
    свои психические и физические силы на достижении
    поставленных целей;
  • учится нести ответственность за правильность
    своего выбора, уровня знаний, темпа изучения
    материала.

При этих условиях ученика можно считать
субъектом учебной деятельности, а культура
познавательной компетентности формирует умение
учиться.

В 2002 году я открыла для себя технологию
педагогических мастерских. В ходе мастерской
воспитывается инициативная, думающая и
ответственная личность. Она проявляет себя во
всех аспектах: в возможности определить
собственный выбор, избавиться от неуверенности,
подтвердить свою значимость, научиться
коммуникативности, проявить толерантность.

Процесс создания собственных мастерских
потребовал огромных усилий, каждая
апробировалась на разных классах,
перерабатывалась, корректировалась и давала
свои результаты. В построении моих мастерских
проявились некоторые закономерности:

проживание ситуации, вхождения в образ
(представьте, что Вы…);

строительство ряда ассоциаций;

  • использование цвета, символов (рисунка) для
    передачи чувств и переживаний (рисовали понятие
    гражданская война, символ эпохи Екатерины
    Великой, страх и др.);
  • литературных образов, стихотворений в роли
    индуктора (отрывков из оды Державина “Фелица”,
    Волошина “Гражданская война” и “Красная
    пасха” и др.);
  • музыкальных произведений с целью усиления
    ощущений и создания фона (“Священная война”
    Александрова, “Он вчера не вернулся из боя”
    Высоцкого, “Россия” Талькова и др.).

С самого начала своей работы поставила перед
собой цель: во время проведения мастерских
отслеживать в форме наблюдения умения, связанные
с учебной деятельностью.

Так в педмастерской “Гражданская война”
учащиеся, разделенные на группы белых и красных,
получили большое количество общей информации о
белом и красном движении и должны были оставить
лишь то, что относилось к их движению. Это
потребовало умения работать в группе в тесной
кооперации, т.к. индивидуально выполнить задание
за указанное количество времени было невозможно.
Я наблюдала, кто из учеников берет на себя
ответственность, участвует в принятии решений.
Перед учащимися встала проблема: необходимо
уметь договариваться, выслушивать чужое мнение,
приходить к какому- либо выводу. Я увидела, что
часть ребят смогли справиться со своей
неуверенностью, они стали более активны. Во время
традиционного урока некоторые ученики опасались
высказывать свое мнение. На данном уроке я
услышала интересные высказывания ребят, с ними
соглашались, их идеи выдвигались от имени группы.
Повышение самооценки позволило данным учащимся
преодолевать трудности и препятствия в
дальнейшем.

Использование необычного приема позволило мне
создать интригу в ходе работы над текстом
стихотворения М. Волошина “Гражданская война”
без последнего четверостишия, ученики должны
были дописать его сами. Вынужденные действовать
в неопределенной ситуации, искать пути ее
разрешения, ребята предлагали различные
варианты его окончания. Однако суть сводилась к
“победе любой ценой” красных. Возник интерес: а
как у автора?

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Тишина в классе…Таким образом созданная
интрига породила у учащихся чувство потрясения и
осознания.

Выполнение роли в группе побуждает учащегося
отстаивать и обосновывать свою точку зрения,
вызывает стремление участвовать в дискуссии.
Сыграв роль сторонника красных и попав по жребию
в группу белых, ученик вынужден анализировать,
искать новые аргументы и решения. Он
концентрирует свои силы на достижении вновь
поставленной цели.

В мастерской я подвожу каждого учащегося к
оценке своей учебной деятельности в рефлексии,
которую начинаем словами: “я сегодня понял”, “ я
сделал”, “я пережил” и т.д.

Обязательной частью моих мастерских является
чувственная рефлексия. Я считаю, этого требует
специфика моего предмета. Чувства ребята
передают через ассоциации, рисунки, символы,
стихи, синквейны (Приложение 1). Я убедилась, что
мои мастерские не забываются, потому что
остается масса вопросов и желание ученика найти
ответы самостоятельно. Много раз, выходя с урока,
я слышала: “Надо почитать, (узнать, найти)”.
Мастерская живет и после окончания урока.

Главная сложность урока в данной технологии
состоит в подготовке учителя. Необходимо
подобрать избыточное количество информации, а
самое главное определить индуктор, который смог
бы “зажечь” учащихся на работу.

Разрабатывая и анализируя свои мастерские, я
поняла, что они требуют от учащихся осознания
мотивов своей учебной деятельности, умения
решать сложные проблемы, критически
анализировать обстоятельства, принимать
продуманные решения на основе полученной
информации. Убежденность в том, что те учащиеся,
которые способны эффективно управлять
познавательным процессом и думать критически,
менее подвержены различным манипуляциям и
находятся в большей безопасности (поскольку у
них есть собственная система взглядов),
способствовала внедрению мною технологии
критического мышления в учебный процесс.

Я применяю на своих уроках следующие приемы и
методы данной технологии:

  • тонкие и толстые вопросы (простые и сложные)
    составляют ученики, задают друг другу;
  • метод активного слушания (не повторять то, что
    уже звучало);
  • синквейн (рефлексия) часто использую в
    педмастерских;
  • взаимообучение в парах или группах;
  • кластеры (смысловые единицы текста, графическое
    его оформление).

На стадии осмысления учу ребят составлять
кластеры по новому материалу. Осуществляю данную
работу следующими приемами: читая текст, ученики
подчеркивают ключевые слова, пробуют
самостоятельно составить кластер, затем
обсуждают в группе или представляют классу.
Вместе мы ищем нужное слово, устанавливаем связи,
исправляем, добавляем. В процессе составления
кластера и его осмысления ученик развивает
критическое мышление, анализирует информацию,
активно включается в учебную деятельность. Так
на уроках в 5 классе, объединяя темы (например,
“Демократия в Афинах”, “Культура Афинского
государства”), добивалась хороших результатов
усвоения, благодаря составленным кластерам. Я
наблюдаю, что на моих уроках по данной технологии
повышается мотивация учения, учащиеся при
подготовке творческих домашних заданий
используют дополнительную историческую
литературу. Работая с текстом, составляют
вопросы разного уровня сложности.

Особенно эффективна эта технология на уроках в
5 классе. Учащиеся показывают высокий уровень
активности в стремлении участвовать в дискуссии,
желании задавать вопросы, отвечать на каждом
уроке. Отслеживая активность каждого ученика, я
определила, что за полгода результат по данным
показателям вырос с 32% до 48%. На своих уроках
поддерживаю желание высказать множество идей,
стараюсь дать возможность учащимся размышлять.
Особенно уделяю внимание тем, кто не всегда
активен, поощряю, хвалю, убеждаю, что именно его
идея помогла нам найти необходимый ответ.

Я учу пятиклассников слушать разные мнения, не
перебивать товарища, умению признать чужую точку
зрения. Часть ребят успешно составляет кластеры
по теме урока, показывая, таким образом,
способность к критическому мышлению. В процессе
формирования культуры познавательной
компетентности они учатся учиться.

См. Приложение

Следующий: