Формирование компьютерной грамотности


В современных профессиональных
образовательных условиях востребованным
становится направление компьютерных технологий.
База для подготовки специалистов закладывается
в школьном образовании. Задача современного
учителя информатики заключается не только в том,
чтобы сформировать основные навыки работы
школьников с базовыми компьютерными
программами, но и научить их использовать
полученные на уроке знания для решения
повседневных задач, а также сформировать
готовность использовать знания компьютерных
технологий для профессиональной деятельности.
Актуальным является вопрос о соблюдении
авторских прав при разработке собственных
ученических проектов, а также использовании
лицензионного программного обеспечения. То есть
основная задача школьного учителя информатики –
сформировать компьютерную грамотность
школьников, выпустить из школы учащихся
компетентных в области информационных
технологий, владеющих базовыми знаниями и
навыками работы на компьютере, разумеется, в
объеме изучаемого материала.

Основные трудности в педагогической
деятельности учителя информатики связаны с
малым количеством учебного времени, отводимого
на предмет, как правило, это 1 урок в неделю.
Поэтому необходимо структурировать изложение
учебного материала таким образом, чтобы у
школьников была возможность овладеть как
основными теоретическими знаниями, так и
практикой работы на компьютере. Школьный курс
информатики должен превратить компьютер в руках
ученика в “инструмент добывания и обработки
информации”.

Именно такую возможность дает модульное
изложение материала. Поэтапное изучение тем
позволяет не просто компактно рассматривать
применение той или иной компьютерной программы,
но и выстроить модули в такой
последовательности, чтобы ЗУН, приобретенные в
каждом модуле могли пригодиться в последующих
модулях. Однако, не следует забывать о
нормативной базе, построение порядка изложения
учебного материала должно соответствовать
обязательному минимуму содержания образования
по информатике.

Рассмотрим один из возможных вариантов
изучения школьного курса информатики с 7 по 11
класс, делая акцент на ведущем типе деятельности,
а также объеме знаний и умений, приобретенных за
каждый год обучения.

7 класс – репродуктивный



Первый год обучения информатике. За этот год
школьники должны овладеть теоретическими
основами информатики, год характеризуется
получением первоначальных представлений об
информации и способах ее обработки, овладением
навыками работы в операционной системе Windows. На
данном этапе преобладает фронтальная работа
учащихся, репродуктивный характер деятельности.




“Теоретические
основы информатики”

В результате обучения информатике в 7
классе школьники должны знать:
В результате обучения информатике в 7
классе школьники должны уметь:
  • становление информатики как науки, ее
    структуру;
  • взаимосвязь информатики с другими науками;
  • основные этапы развития вычислительной
    техники;
  • структуру и функциональное назначение основных
    и дополнительно подключаемых устройств
    компьютера;
  • основы вычислений в различных системах
    счисления;
  • единицы измерения информации;
  • определение количества информации в
    соответствии с содержательным и алфавитным
    подходом;
  • виды информационных процессов;
  • разновидности и принцип действия различных
    носителей информации;
  • принципы кодирования информации разных видов.
  • приводить примеры информации и информационных
    процессов;
  • переводить числа из десятичной системы
    счисления в другие системы счисления;
  • выполнять простейшие арифметические операции с
    двоичными числами;
  • пользоваться основными устройствами
    компьютера;
  • выполнять базовые операции с файлами и папками;
  • работать с основными видами носителей
    информации;
  • вызывать компьютерные программы и выполнять
    базовые действия с ними.

8 класс – индивидуальный

Год характеризуется овладением навыками
работы с офисными программами. При работе со
школьниками преобладает индивидуальная работа с
учетом ритма работы каждого ученика.


“Офисные
технологии”

В результате обучения информатике в 8
классе школьники должны знать:
В результате обучения информатике в 8
классе школьники должны уметь:
  • основные объекты текстового документа;
  • технологию создания и редактирования
    текстового документа;
  • технологию форматирования текста;
  • объекты электронных таблиц;
  • типы данных электронной таблицы;
  • технологию создания редактирования и
    форматирования табличного документа;
  • типы диаграмм в электронных таблицах;
  • принципы абсолютной и относительной адресации;
  • классификация и назначение СУБД;
  • технологию создания и редактирования баз
    данных;
  • технологию обработки данных в СУБД.
  • правильно выбирать нужную офисную программу
    для выполнения поставленной задачи;
  • набирать текст;
  • форматировать текст;
  • редактировать текст;
  • оформлять текст колонками и списками;
  • вставлять таблицы в текст;
  • вставлять формулы в текст;
  • вставлять символы в текст;
  • вставлять рисунки в текст;
  • заполнять электронные таблицы;
  • решать типовые расчетные задачи;
  • строить диаграммы;
  • создавать базы данных;
  • выполнять стандартные операции с базами данных
    (поиск, сортировку)

9 класс – логический

Основное внимание на третьем году обучения
отводится овладению навыками разработки
алгоритмов и использование языков
программирования. Используется как фронтальная,
так и индивидуальная формы работы, направленные
на формирование логического мышления учащихся.


“Программирование и
моделирование”



В результате обучения информатике в 9
классе школьники должны знать:
В результате обучения информатике в 9
классе школьники должны уметь:
  • теоретические основы алгоритмизации;
  • функции языка и способы представления
    информации, естественные и формальные языки;
  • теоретические основы моделирования и
    формализации.
  • составлять алгоритм решения задачи на
    компьютере; записывать алгоритмы разными
    способами, в том числе и с помощью языка блок-схем
    и языка программирования;
  • решать базовые задачи программирования;
  • решать задачи, требующие моделирования и
    формализации.

10 класс – творческий

На данном этапе ученики уже владеют
определенными навыками работы с компьютером,
поэтому появляется возможность знакомить их со
специализированным программным обеспечением.
Овладение навыками работы с компьютерной
графикой становится основным направлением в
работе учащихся на текущий год. Основная задача
научиться самостоятельно создавать и
обрабатывать графические изображения на
компьютере, что способствует реализации
творческих способностей учащихся. Преобладает
индивидуальная работа над творческими
проектами.


“Компьютерная
графика”

В результате обучения информатике в 10
классе школьники должны знать:
В результате обучения информатике в 10
классе школьники должны уметь:
  • виды и особенности получения и обработки
    компьютерной графики;
  • теоретические основы компьютерной анимации.
  • создавать и обрабатывать компьютерную графику
    с помощью специализированных компьютерных
    программ;
  • создавать анимационные ролики с помощью
    специализированных компьютерных программ.

11 класс – самостоятельный

К составляющим компьютерной грамотности
относятся не только формальное владение
навыками работы с компьютерными программами, но
и способность самостоятельно работать с
информацией. Поэтому, на заключительном этапе
школьного обучения особое внимание уделяется
самостоятельной работе школьников на материале
модуля “Web-дизайн”. Самостоятельная работа
учащихся над индивидуальными проектами
сочетается с корпоративной работой над общими
проектами и осуществляется под контролем
учителя. Как результаты деятельности
оцениваются не только самостоятельно
выполненные конечные продукты – web-проекты, но и
ЗУН.


“Web-дизайн”

В результате обучения информатике в 11
классе школьники должны знать:
В результате обучения информатике в 11
классе школьники должны уметь:
  • программные средства по созданию Web-документов;
  • структуру Web-документа;
  • основные теги языка HTML;
  • оптимальные способы расположения визуальной
    информации в Web-документе;
  • способы воспроизведения мультимедиафайлов в
    Web-документе;
  • способы настройки гиперссылок в Web-документе;
  • программные средства по
    воспроизведениюWeb-документов их параметры и
    настройки.
  • создавать WEB-страницы и WEB-сайты с помощью
    специализированных компьютерных программ.

Учебный процесс построен таким образом, что
осуществляется нарастание
практико-ориентированных занятий при переходе к
более старшим классам. Это объясняется тем, что в
начале обучения (7 класс) необходимо рассмотреть
со школьниками основные теоретические вопросы в
области информатики, сформировать правильное
понимание информационных процессов и основ
работы на компьютере. Затем, в 8 классе происходит
формирование навыков работы со стандартным
программным обеспечением – офисные технологии.
В 9 классе рассматривается блок тем, связанных с
программированием, основное внимание на данном
этапе уделено развитию у учащихся логики, умению
четко выстроить последовательность действий и
записать её с помощью языков программирования. В
10 классе школьники знакомятся с основами
компьютерной графики и компьютерной анимации, а
так же знакомятся со специализированным
прикладным программным обеспечением и выполняют
индивидуальные творческие проекты
(программируют графическое изображение в Turbo Pascal,
оформляют фотографию класса в Photoshop, создают
анимированный озвученный ролик во Flash). В 11 классе
школьники знакомятся с языком гипертекстовой
разметки HTML и создают индивидуальные проекты
Web-сайтов о себе, в которых они упоминают не
только о личных анкетных данных, но так же
описывают свои увлечения, достижения в учебе,
приводят фотогаллерею, любимые видеоролики,
музыкальные композиции. Завершает выпускной год
обучения выполнение корпоративного проекта –
Web-сайт класса, объединяющий индивидуальные
Web-сайты. Данная работа получила название
“Классный проект”, который оформляется
ежегодно и храниться в музее школы как
электронная версия сайта выпускников каждого
года.

Большое влияние на формирование компьютерной
грамотности школьников имеет учебная мотивация.
Задача учителя создать условия обучения, в
которых четко определена система выполнения
учебных задач и поощрений за их качественное
выполнение. Система поощрений должно быть
нематериальной, ценностной, личностно значимой
для ученика, способной повысить его общественный
статус. С этой целью каждый год обучения
заканчивается фестивалем личных достижений, к
которому ученики заранее тщательно готовятся. В
подготовительный этап входит рефлексивный отчет
каждого ученика о приобретенных ЗУН в области
информатики в текущем учебном году. В каждом
классе отбираются 3-5 самых успешных, по мнению
одноклассников, ученика, отбор осуществляется
путем рейтинговой оценки. Затем проводится общий
отчет о личных достижениях по параллели, где и
определяются 3 лучших ученика. Оценка
складывается из суммы отметок жюри (учителей
информатики, администрации школы) и суммы
зрительских голосов. Трое учеников, набравшие
максимальное количество баллов включаются в
электронный каталог “Золотой фонд школы”, а так
же об их успехах сообщается в школьной газете.
Особое внимание уделяется ученикам-победителям
городских и краевых конкурсов и олимпиад,
участникам научно-практических конференций.
Положительные результаты деятельности учащихся
становятся достоянием общественности.

Таким образом, чётко организованная по
модульному принципу учебная деятельность в
рамках дисциплины информатика позволяет
сформировать компьютерную грамотность
школьников на достаточно высоком уровне.




Следующий: