Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания


Главной задачей современной российской школы
является формирование конкурентоспособной
языковой личности, способной адаптироваться к
различным социальным условиям, обладающей
высокой внутренней культурой и развитыми
коммуникативными способностями. В связи с этим
возрастает развивающая роль русского языка. Он
должен стать средством формирования
коммуникативной культуры и познавательных
интересов учащихся. Развитая речь
рассматривается как орудие познания мира и
самого себя, а развитие речи становится
центральной задачей развития личности. Эту
важная задача должна решаться не только на
уроках русского языка и литературы, но и истории,
обществознания.

Какими основными речевыми навыками и
умениями должны овладеть школьники на уроках
истории и обществознания?

Речь идет о формировании у учащихся
следующих общепредметных коммуникативных
компетенций:

  • вдумчивого чтения, что необходимо для
    успешного усвоения предметов гуманитарного
    цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание
    развитию у школьников читательских интересов и
    навыков чтения, анализу текста, поиску нужной
    информации в справочной, научной и
    художественной литературе, составлению плана
    ответа по тексту, собственных вопросов к нему;


  • устного диалога
  • : задавать вопросы
    собеседнику, конструировать ответы на вопросы,
    свободно участвовать в беседе. Развитию
    диалогической речи учащихся способствуют такие
    виды учебной деятельности, как ролевая или
    деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов
    и сцен, защита проектных работ и презентаций и
    др.;

  • письменного диалога
  • , включающего в себя
    грамотное оформление анкеты, заявления, резюме,
    написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;

  • групповая работа на уроках требует от ученика
    умения участвовать в дискуссии: спорить,
    отстаивая свою точку на различные вопросы,
    затронутые в дискуссии;
  • монологической речи
  • : давать развернутый
    ответ на вопрос, составлять словесное описание
    какого-либо события, исторического лица,
    рассуждение по заданной теме, выступление с
    устным сообщением, докладом, презентация
    проектной работы, проведение экскурсии в музее и
    т.д.;

  • грамотного письма. Развитию письменной речи
    способствуют такие формы деятельности, как
    обучение конспектированию текста, составление
    плана ответа или статьи, эссе или сочинения на
    злободневную тему, составление памяток,
    инструкций, заполнение таблиц и др.

Работе над связной речью учащихся необходимо
уделять внимание, начиная с младших классов.
Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных
в теме. Внимание к словам и понятиям помогает
учащимся увидеть богатство русского языка,
готовит их к правильному пониманию формулировок
в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по
ЕГЭ.

Важным средством формирования коммуникативной
компетенции учащихся является словарная работа.
Она должна быть организована таким образом,
чтобы дети не ограничивались механическим
запоминанием, а знали значение слова, сферу его
употребления, умели находить ему применение в
коммуникативных ситуациях. При подобной работе
важна межпредметная связь с уроками русского
языка, где при изучении раздела “Лексика”
вводится понятие об активном и пассивном
словарном запасе. Ученики приходят к выводу, что
лексикон человека зависит от степени его
начитанности, грамотности, внутренней культуры,
что современному человеку необходимо постоянно
пополнять свой словарный запас.

Совершенствовать лексикон учащихся можно,
организуя работу с различными словарями и
справочниками. Словарная работа может быть
задана в качестве домашней работы.

Обогащению активного словаря ученика
способствуют дидактические и ролевые игры,
требующие речевой изобретательности, умения
сказать об одном и том же разными способами.
Например, игры “Не повторяться!”, “Расскажи
по-своему”, “Объясни пословицу” дают хорошие
результаты в 5-6-х классах на уроках истории. Смысл
игры заключается в следующем: все по очереди
высказываются на одну и ту же тему, но не
повторяясь. Темы могут быть разные: описание
исторического события, характеристика деятеля и
т.д.

На уроках истории учащиеся должны научиться
давать устную и письменную характеристику
исторического лица, события, государства,
выявлять причинно-следственные связи. Овладеть
этим умением им могут помочь различные памятки –
алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия.
Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и
письменный ответ. Использование схем, опорных
конспектов и сигналов облегчает учащимся
составление связного, логичного изложения
материала и способствуют развитию устной
монологической речи. Для достижения прочности
овладения этим умением работа должна быть
системной. Только тогда новый навык прочно
закрепится в сознании школьника, и он сможет
составлять рассказ логично, плавно, без ненужных
пауз.

Значительную роль в формировании исторических
знаний играют исторические источники: документы,
научная литература и др. Использование их на
уроках позволяет сделать изложение материала
наглядным, учит детей мыслить, рассуждать,
анализировать информацию. В современных учебных
пособиях и дополнительной учебной литературе
содержится много текстовых документов,
помогающих школьникам легче усвоить учебный
материал. В ходе беседы по этим документам
учитель должен добиваться от них
аргументированных, развёрнутых рассуждений и
логичных выводов.

Работа по анализу текста на уроке способствует
формированию у учеников важнейших
коммуникативных умений: самостоятельно
создавать устный и письменный текст, отражающий
зрелую авторскую позицию, новизну суждений,
высокий уровень языковой культуры. К текстам
желательно прилагать разноуровневые задания.

Практика показывает, что творческие работы
многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию
и оформлению из-за однотипного построения
предложений. Для устранения этого недостатка в
их письменной речи применяю такие виды учебной
деятельности, как редактирование текста,
сочинения-миниатюры.

Учащиеся младших классов почти не используют в
качестве межфразовой связи вводные слова.
Поэтому на уроках обучаю их употреблению вводных
слов и предложений, помогающих выражать
авторское отношение к событиям, людям, явлениям и
облегчающих построение последовательного
высказывания или развернутого ответа.

На всех этапах урока школьники должны иметь
дело с образцовой литературной речью, будь то
речь учителя или дидактический материал.
Обучение литературному языку является важной
составляющей на уроке.



Для развития коммуникативных способностей
учащихся целесообразно строить учебные занятия
в форме проблемного диалога, задавать проблемные
вопросы, активно использовать групповые формы
работы
, как на уроках, так и во внеурочной
деятельности.

Практикую в качестве домашней работы мини –
сочинения, цель которых от лица исторических
персонажей осветить какое-либо событие. Провожу
“мозговые штурмы”, “исторические суды” (над
Иваном Грозным, Наполеоном, Гитлером, Сталиным и
др.), “круглые столы” (“Благотворительность в
современном мире”, “Как решить глобальные
проблемы человечества?”), дискуссии (“Мои права
и обязанности в обществе”, “Я ребенок, но я
гражданин”), деловые игры, внеклассные
мероприятия: “Рыцарский турнир”,
“Интеллектуальное кафе”, встреча с интересным
человеком, интервью и др.

Среди методов, которые помогают учителю
истории и обществознания формировать грамотную,
аргументированную речь учащихся, следует
выделить учебную дискуссию. Смысл данного
метода состоит в обмене взглядами по конкретной
проблеме. С помощью дискуссии учащиеся
приобретают новые знания, учатся отстаивать
собственное мнение. Главная функция учебной
дискуссии – стимулирование познавательного
интереса; а также обучение навыкам диалогической
и монологической речи, рассуждения,
самостоятельного высказывания, развитие навыков
общения в коллективе, воспитание положительных
качеств личности, толерантного отношения к
людям.

Важнейшим условием эффективности учебной
дискуссии является предварительная подготовка к
ней учащихся, которая заключается в накоплении
ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия
становится бессодержательной, а без умения
правильно выражать мысли, убедить других она
будет непривлекательной и запутанной. Поэтому
учитель должен позаботиться о развитии у
учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли,
чётко и однозначно формулировать вопросы,
аргументировать ответ.

Дискуссии обогащают содержание уже известного
учащимся материала, помогают его усвоению и
закреплению. Учителя они информируют о системе
знаний учащихся, особенностях их мышления,
подсказывают направления дальнейшей работы.
Неоценимо и воспитательное значение учебной
дискуссии. Ее элементы можно применять на уроках
с 5-6 класса, а в полном объёме использовать в
работе со старшеклассниками.

Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает
учащимся возможность познакомиться с различными
точками зрения, учит внимательно слушать
товарищей, аргументировано отстаивать свою
позицию, оттачивать речь. Формирование их
коммуникативной компетенции способствует
разностороннему развитию языковой личности
ребенка, а также предполагает необходимость
гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью
творческой
, связанной с развитием
индивидуальных задатков учащихся, их
познавательной активности, творческого
мышления, способности самостоятельно решать
различные коммуникативные задачи.



Ученики с желанием участвуют в проектной
деятельности
, выполняют творческие задания,
входят в творческие группы по подготовке и
проведению нестандартных уроков и внеклассных
мероприятий. Проектно-исследовательские
технологии позволяют развивать коммуникативные
навыки и обеспечивают познавательную
активность, самостоятельность ученика.

Внеклассные мероприятия активизируют интерес
школьников к предмету, надолго остаются в их
памяти и способствуют развитию их
коммуникативной компетенции. С этой целью в 10-ых
классах гуманитарного профиля веду
факультативный курс “Секреты образцовой
речи”
, цель которого – формирование у
учащихся коммуникативной культуры.

В содержание курса входят вопросы о нормах
литературного языка, общественном значении
хорошей речи, характеристика главных
коммуникативных свойств русской литературной
речи, как логичность, информационная
насыщенность, эмоциональность, выразительность,
точность, простота, чистота, уместность,
грамотность, образность, богатство и
благозвучие). В процессе обучения использую
следующие методы работы: конструирование,
анализ, редактирование текста или высказывания,
ролевые и деловые игры, устные сообщения
учащихся, дискуссия, написание сочинений,
памяток, газетных статей, проектов и творческих
работ, изготовление наглядных пособий: таблиц,
презентаций, карточек, участие в работе
школьного пресс-центра, научного сообщества,
семинар, научно-практическая конференция.

Эффективность проделанной учителем работы по
развитию коммуникативных навыков школьников на
уроках истории и обществознания выражается в
следующих результатах:

  • в росте качества знаний по истории и
    обществознанию (в обучаемых учителем классах);
  • в росте количества творческих и
    исследовательских работ, участия во внеклассных
    мероприятиях;
  • в развитии коммуникативной компетенции
    учащихся;
  • в росте количества призеров олимпиад, конкурсов
    муниципального, республиканского и федерального
    уровня;
  • в значительном улучшении уровня воспитанности
    учащихся.

Литература

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский
речевой этикет. – М., 1986.

  • Андреев В.И. Деловая риторика: Практ. Курс
    делового общения и ораторского мастерства. – М.,
    1995.
  • Гойхман О.Я., Надеждина Т.М. Основы речевой
    коммуникации. Учебник. – М., 1997.



  • Следующий: