Формирование когнитивной познавательной компетентности учащихся при изучении истории


Цели и задачи изучения истории в школе на
ступени основного общего образования
формулируются в виде совокупности приоритетных
для общества ценностных ориентаций и качеств
личности, проявляющихся как в учебном процессе,
так и в широком социальном контексте. Главная
цель изучения истории в современной школе —
образование, развитие и воспитание
личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих
ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны и человечества
в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания в учебной и социальной
деятельности.



В требованиях к результатам обучения и
освоения содержания курса по истории в
стандартах нового поколения предполагается, что
результатом изучения истории в основной школе
является развитие у учащихся широкого круга
компетентностей — социально-адаптивной
(гражданственной), когнитивной (познавательной),
информационно-технологической, коммуникативной.



Цель, которую преследует автор работы,
заключается в описании некоторых приёмов и
заданий
по формированию когнитивной
компетентности учащихся по истории на
второй ступени обучения.

К педагогическим условиям, способствующим
формированию познавательной компетентности
учащихся, следует отнести:

  • использование педагогом приемов активизации
    учения школьников на всех этапах учебного
    процесса (целеполагание и мотивация; организация
    учебной работы; контроль и оценка результатов);
  • связь приемов активизации с содержанием
    изучаемого материала;
  • ориентацию на формирующуюся у учащихся
    совокупность личностных, метапредметных и
    предметных результатов (на основе требований
    образовательного стандарта);
  • учет возрастных особенностей учащихся;
  • дифференцированный, индивидуальный подход;
  • использование комплекса контрастных
    познавательных задач для школьников. (См.
    Приложение 1, Приложение 2)

Приемы формирования познавательной
компетентности:

Проблемное обучение. В практике
преподавания проблемное обучение («яркое пятно»
или мотивирующее начало) на уроках истории
использую как в старшей, так и в основной школе, и
не только при изложении материала, но и при
работе с учебником (основным текстом,
документами, иллюстрациями), разнообразными
наглядными средствами обучения (включая
компьютерные) и др.

В 5-7 классах ставлю проблему не ко всему
изучаемому материалу на уроке, а лишь к части, что
обусловлено возрастными возможностями
школьников. В то же время, правильно выбранное и
поставленное задание, концентрируя активную
познавательную деятельность учащихся на узловых
вопросах, способно распространить ее на весь
материал урока.

Чередование форм работы. Формированию
познавательной компетентности учащихся
способствует чередование различных форм работы,
которая создает оптимальные условия для
активной деятельности школьников и в то же время
исключает их перенапряжение, так как дает
возможность переключать внимание на решение
различных задач. Исследователи доказали, что от
услышанного на уроке у учащихся остается в
памяти 10% содержания; от воспринятого через
чтение – 30%; о наблюдения какого-либо предмета
или явления – 50%; от практических действий с
учебным материалом – 90% содержания.

Работа с источниками. Следует
подчеркнуть, что на уроках истории приемы
дидактического характера связаны с
особенностями исторического познания. Например,
необходимо обратить внимание на такую
особенность исторического знания, как
множественность отражения исторических событий
и явлений в источниках различного рода:
свидетельствах, мнениях современников и
историков. Это свойство исторической информации
представляет интерес не только для
исследователя, оно создает базу для активной
учебно-познавательной деятельности школьников,
предполагает сопоставление свидетельств, поиск
совпадений и противоречий и т.д.

Использовать этот потенциал исторического
знания мне помогает прием «блокового
представления материала»
– комплексов
источников: текстов, изображений, материальных
предметов, отражающих разные стороны изучаемого
явления и позволяющих избежать схематичного
подхода к нему.

Работа с историческими источниками
способствует углублению и конкретизации знаний
школьников, активизации процессов их мышления и
воображения в силу необходимости
реконструировать минувшее. Возможность
непосредственно познакомиться с присущими
историческим памятникам языком, символикой,
знаменательными событиями прошлого имеет
большое значение для пробуждения и развития
интереса учащихся к истории.



Персонификация и драматизация. Эффективными
приемами формирования познавательной
компетентности учащихся на уроках истории
являются персонификация и драматизация.
Персонификация, предполагающая обращение к
жизни, интересам, поступкам конкретных людей,
помогает учащимся ярко и образно представить
исторические события и явления, раскрыть
сущность общественных отношений и т.д. Попытка
понять людей, живших в другую эпоху,
действовавших в иных, чем нынешние, условиях, –
важный элемент воспитания исторического
сознания школьников.

Некоторыми методистами-историками
драматизация рассматривается как разновидность
персонификации. Она уместна там, где речь идет о
поворотных событиях, в которых сталкивались как
личные устремления людей, так и интересы
различных этнических, социальных и иных групп.
Драматизация воспроизводит на уроках живой
диалог их участников или очевидцев таких
событий.

В основной школе чаще всего ставим сценки с
участием нескольких учеников, изображающих
исторические персонажи в какой-то ситуации
(например, во время сбора дани князем,
новгородского веча, петровской ассамблеи).
Возможность прямого высказывания от имени
«героев», используя исторические свидетельства,
тексты художественных произведений, придает им
эмоциональный характер, драматизм. В целом
приемы персонификации и драматизации помогают
активизировать работу учеников с разнообразными
источниками исторических знаний, а также, что
особенно важно, пробуждают эмоциональное
отношение к событиям прошлого и их участникам,
обогащают нравственный опыт личности.

Игровые формы. Все более широко в
практике преподавания истории, в особенности в
основной школе, использую игровые формы занятий,
способствующие формированию познавательной
компетентности школьников. Это и ролевые
ситуации, организуемые в форме игры и
занимающие большую часть урока («путешествия»,
«экскурсии» и т.д.), и игровые соревнования
(«Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», «Толмачи»,
«Найдите ошибки» и др.).

Игра вовлекает учеников в процесс
самостоятельного поиска новых знаний, делает
учебный труд разнообразным, способствует
развитию воображения, памяти, внимания,
расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает
интерес к истории.

Региональная и местная история.
Важной составляющей школьных курсов
отечественной истории, обладающей значительными
возможностями для активизации учебно-познавательной
деятельности школьников, является материал
региональной и местной истории. Во-первых, он
делает историю близкой и доступной для
школьников благодаря непосредственному
наблюдению и эмоционально окрашенному
восприятию исторических объектов, архитектурных
сооружений, памятников и т.д. Во-вторых, при
обращении к этому материалу формируется чувство
причастности к истории родного края, а значит, и к
истории Отечества и мира в целом.

Диагностика результативности
обобщённого опыта показывает:

  • Устойчивый рост интереса учащихся к предмету, а
    как конечный результат – к учёбе.
  • Повышение качества знаний учащихся по
    предмету.
  • Формирование ключевых компетенций учащихся –
    учащиеся переносят умения, сформированные на
    уроке, на решение жизненных нестандартных
    ситуаций.

Опыт свидетельствует, что учителя ведут поиск и
практическую разработку приемов формирования
познавательной компетентности школьников на
всех этапах учебного процесса. Представляется,
что это служит наиболее убедительным аргументом
в пользу актуальности данного направления
педагогической работы.




Следующий: